Газета Спорт-Экспресс № 83 (1982) от 14 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

14 апреля 1999

14 апреля 1999 | Формула-1

50-й ЧЕМПИОНАТ МИРА

ФРЕНЦТЕН ГОТОВ ВОЙТИ В ИСТОРИЮ, А ПРОСТ ИСПЫТЫВАЕТ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ

Бразильский этап, завершившийся в воскресенье на автодроме Интерлагос в Сан-Паулу, дал настоящий старт юбилейному чемпионату мира. Несмотря на то, что гонка изобиловала неожиданностями, после нее уже можно делать определенные выводы и пытаться предугадать дальнейшее развитие событий. Именно этим и предстоит заниматься фанам "Формулы-1" в ближайшие три недели, отделяющие "Гран-при Бразилии" от третьего этапа первенства, "Гран-при Сан-Марино", который состоится 2 мая в И моле.

БРАЗИЛИЯ ВЫВЕЛА ФРЕНТЦЕНА НА АВАНСЦЕНУ

Любопытно начался сезон: что ни гонка, то новый герой! В Мельбурне им оказался Эдди Ирвин из "Феррари", в Сан-Паулу (кроме, естественно, Рубенса Баррикелло, о котором разговор особый) - новобранец "Джордана" Хайнц-Харальд Френтцен.

Создается впечатление, что за ирландскую конюшню в этом году под знакомым именем выступает совсем не тот человек, год назад ездивший в "Уильямсе". Вот что значит обстановка в команде! Кстати, эту простую истину, возможно, еще более ярко подтверждает пример Жана Алези: попав в уютную атмосферу "Заубера", француз снова стал похож на того Алези, по которому сходит с ума публика, но лишь слабая тень которого два года промучилась в "Бенеттоне". Но это так, к слову.

Вернемся к Френтцену. Две гонки - два подиума. Старт, о котором можно только мечтать. Переход по маршруту "Уильямс" - "Джордан", который кое-кто был склонен считать чуть ли не началом конца незадавшейся карьеры Френтцена, оборачивается ее новым и весьма многообещающим витком. Без какого-либо явного анонсирования своих притязаний немец неожиданно занял место фактического лидера ирландской команды!

Сам он, похоже, считает, что наконец-то нашел ту комбинацию, которая позволит ему проявить имеющийся у него чемпионский потенциал.

- С каждым днем все больше убеждаюсь, что попал по адресу, - улыбался после финиша "Гран-при Бразилии" Хайнц-Харальд. - "Джордан" начал прогрессировать с середины прошлого сезона, и в данный момент продолжает двигаться вперед без остановок.

- Дележ второго места в общем зачете с действующим чемпионом мира Микой Хаккиненом, видимо, позволяет забыть кошмар "Уильямса"?

- Да, два предыдущих года были для меня мучением, однако сейчас я думаю: все, что ни случается, к лучшему. И я не хотел бы вычеркнуть из свой жизни эти два сезона в "Уильямсе", потому что они помогли мне найти самого себя. Да, я не имел возможности раскрыться даже наполовину, но получил массу ценнейших знаний о "Формуле-1" вообще и о ее людях, в частности.

- Сейчас вы - весьма неожиданно, надо сказать, - оказались в роли лидера команды. Не испытываете от этого неудобства?

- Нет. Потому что прекрасно понимаю, каким образом меня на эту роль занесло. Я не склонен недооценивать собственных возможностей, но и переоценивать их не собираюсь. Отдаю себе полный отчет в том, что оказался на авансцене не только благодаря двум удачным гонкам и тому, что моего напарника Дэмона Хилла преследуют идиотские неудачи. Ни секунды не сомневаюсь: как только его черная полоса кончится, он напомнит о том, что не зря носит титул чемпиона мира. Я знаю, что ситуация, в которой он оказался, не сломает его, а лишь сделает еще опаснее. Почему все стараются забыть, как Дэмон умеет отыгрываться и давать сдачи? Уверен, что если настанет моя очередь преодолевать полосу неудач, то Дэмон подхватит эстафету и будет точно так же приносить команде очки. Думаю, уже в Имоле он будет на первых ролях.

- Сложившаяся ситуация не вызывает между вами трений?

- Абсолютно никаких! Мне очень хорошо в этой команде рядом с Дэмоном.

Кстати, и англичанин, несмотря на явно не самое благостное расположение духа, не скрывает, что относится к своему новому напарнику не совсем так, как относился к предыдущим, главным образом Жаку Вильневу и Дэвиду Култхарду.

- Думаю, что Хайнц - чрезвычайно профессиональный, опытный и быстрый гонщик. Если и есть какая-то разница в том, что умею делать я и что - он, то очень небольшая. Пока у нас не было настоящей возможности как следует погоняться друг с другом в одинаковых условиях, но уверен: случись такое, мы были бы одинаково сильны, - сказал Хилл. В устах чемпиона мира это серьезный комплимент.

Любопытная деталь. Оказывается, после того, как Френтцен финишировал третьим в "Гран-при Бразилии", Джордан не знал, будет ли утвержден этот результат. Напомню, что машина немца остановилась за несколько метров до финиша с опустевшими баками, а, согласно правилам, после гонки стюарды должны проверить бензин на соответствие регламенту. Так вот, механики "Джордана" потратили целых полчаса, чтоб наскрести на дне бака машины Френцтена необходимое для анализа количество бензина!

ЕЩЕ ОДИН ЧЕРНЫЙ УИК-ЭНД ДЛЯ ПОЛЛОКА

Пять недель назад, уезжая из Мельбурна несолоно хлебавши, дебютирующая в "Больших призах" команда Крейга Поллока БАР явно надеялась на то, что уж в Бразилии с ней ничего подобного не случится. Однако она не учла одного серьезного обстоятельства. А именно - особенностей бразильской трассы. Необычная конфигурация Интерлагоса со стартом против часовой стрелки и большим, вовсе не характерным для современных автодромов перепадом высот, усугубляемым неровным и шершавым асфальтом, делают автодром в высшей степени сложным даже для опытных команд - что уж там говорить о новичке. Однако такого развития событий, тем не менее, не ожидал никто.

Напомню, что в пятницу во время свободных тренировок проба топлива, взятая с машины чемпиона мира-97 Жака Вильнева, показала: бензин не соответствует техническому регламенту. К тому же выяснилось, что топливный бак на БАРе канадца подтекает - и механики явно не успевали подготовить машину для второй серии тренировок. Это было слишком для несколько расшатанных нервов Вильнева: он хлопнул дверью и умчался с автодрома, не дожидаясь окончания тренировок, чем поставил своего босса, менеджера и довольно близкого приятеля Поллока в очень неудобное положение. Дело в том, что в пятницу, 9 апреля, у Жака был день рождения, и Поллок решил устроить в честь 28-летия своего премьера грандиозный фуршет для спонсоров, деловых партнеров и прочих нужных людей. Пригласили более сотни гостей, объяснить которым отсутствие виновника торжества было затруднительно. "Жак в дурном расположении духа, - пожал плечами Поллок. - Так что, думаю, его отъезд с трассы даже к лучшему. Может, посидев в одиночестве в отеле, он сумеет успокоиться".

"Топливные слезки" отлились Вильневу в субботу, когда после квалификации его 16-й результат был аннулирован, и в воскресную гонку канадец ушел последним.

Однако все это отошло в тень после того, как утром в субботу в страшную аварию в повороте "Феррадура" на скорости под 200 км/ч угодил второй пилот БАРа бразилец Риккардо Зонта. По иронии судьбы, название поворота переводится на русский как "подкова", однако счастья она Зонте на родном автодроме в дебютной гонке не принесла.

Вот что рассказал видевший аварию известный английский журналист Джо Сэуорд:

- Машину закрутило и бросило на отбойник. Боковой удар был такой силы, что секция отбойника оказалась разрушена, и ее пришлось потом заменить, а два колеса оторвались, несмотря на то, что, согласно правилам, в нынешнем сезоне они фиксируются специальными стальными тросиками. К счастью, энергопоглощающие материалы, из которых делаются капсулы безопасности кокпитов, уберегли голову гонщика от серьезных травм. Но пострадали ноги: острые осколки фиброкарбона как бритвой разрезали ботинки и сильно повредили связки ступней. Гонщика увезли вертолетом в ближайший госпиталь Duprat Morumbi, где его прооперировали. По прогнозам врачей, на полное восстановление Зонте понадобится до 45 дней, что означает его отсутствие на этапах в Имоле, Монако и, скорее всего, Барселоне. О причине аварии команда не сообщала, однако специалисты считают, что ею, судя по месту, где начало разворачивать БАР, могла быть поломка передней подвески.

Кто заменит Зонту в составе БАРа? Вряд ли это будет официальный тест-пилот команды француз Патрик Лемария. Близкий друг Жака Вильнева не только не имеет официальной суперлицензии FIA, но и, по отзывам специалистов, вряд ли ее получит, поскольку его пилотирование не производит приятного впечатления. Так что единственная на сегодня реальная кандидатура - Мика Сало, оставшийся безработным после того, как владелец "Эрроуза" принц Малик решил заменить опытного финна на менее опытного, но принесшего с собой спонсорские деньги японца Тору Такаги.

Отсутствие в команде Зонты может повлечь определенные неприятности, ведь этот парень - протеже крупного бразильского бизнесмена Соузы Круза, являющегося одним из главных инвесторов финансирующего команду концерна ВАТ.

ПРОСТ ГОТОВИТ АКТИВНУЮ ПОДВЕСКУ?

По слухам, команда 4-кратного чемпиона мира Алена Проста готовит к середине сезона сенсационную новинку, над которой сейчас работает сам Джон Барнард. А именно - активную подвеску, которая в отличие от запрещенной в 94-м ее предшественницы управляется не с помощью электроники, а механически. Близкие к команде источники уверяют, что первые дорожные испытания суперсекретного оружия "синих" уже прошли на неделе, предшествовавшей "Гран-при Бразилии", на аэродроме Люрси-Льюис во Франции. Подвеска смонтирована на шасси АР01 образца 1998 года, за рулем машины был тест-пилот команды Стефан Сарразен. На шасси-99 в случае успеха ее планируют поставить к концу лета.

"ФЕРРАРИ" - РЕКОРДСМЕН ПО ПИТ-СТОПАМ

Накануне бразильской гонки, чтобы развлечь, а заодно и завлечь публику на полупустые в последние 5 лет трибуны Интерлагоса, механики команд устроили нечто вроде чемпионата по пит-стопам, совместив полезное с приятным (накануне любого "Гран-при" механики тренируют пит-стопы под секундомер!) и оживив тем самым для самих себя довольно нудный процесс. Победу за явным преимуществом одержала бригада "Феррари", сменившая 4 колеса за 3,3 секунды!

ИНТЕРЛАГОС ПРОЩАЕТСЯ С "ФОРМУЛОЙ-1"?

Ходят упорные слухи о том, что воскресная гонка на автодроме Интерлагос имени Хосе Карлоса Пасе может быть последней в истории трассы в Сан-Паулу. Такие выводы делаются из того факта, что впервые за последние годы на гонке отсутствовал президент FOA Берни Экклстоун. К тому же контракт на проведение "Гран-при Бразилии" на Интерлагосе истекает в этом году, а сама трасса вызывает заслуженные нарекания из-за низкого качества покрытия.

Замену Интерлагосу долго искать не надо - это знаменитый автодром Жакарепагуа в Рио-де-Жанейро. Слухи эти, видимо, имеют под собой реальную почву, ибо активный промоушн бразильского этапа в Рио осуществляют весьма популярные в стране люди, 3кратный чемпион мира Нельсон Пике и двукратный - Эмерсон Фиттипальди, являющиеся к тому же совладельцами Жакарепагуа.

Ольга ЛИНДЕ