Газета Спорт-Экспресс № 52 (1951) от 9 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

10 марта 1999

10 марта 1999 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ЛИНАРЕСЕ

КАСПАРОВ - ДЕСЯТЬ ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

ЧЕМПИОН МИРА СТРЕМИТСЯ К... СОЛНЦУ?

В 1989 году после турнира в Тилбурге Гарри Каспаров побил продержавшийся 15 лет рекорд Бобби Фишера (2780 пунктов) и впервые в истории поднялся на немыслимую рейтинговую высоту 2805. С тех пор прошло 10 лет, и все это время Гарри находится на вершине в гордом одиночестве. Менялись оценки различных вариантов сицилианской защиты, игрались турниры, матчи, Всемирные шахматные олимпиады, а к чемпиону никто даже не приблизился. И только совсем недавно появились двое - наш богатырь Владимир Крамник и индийский йог Вишванатан Ананд, которые начали приближаться к шахматной Джомолунгме, находящейся на отметке 2800.

Но даже для них, самых лучших, эта высота оказалась словно заколдованной. Пару раз почти приблизился к заветной вершине Крамник, но когда оставалось совсем немного, каких-то двадцать пунктов, следовал срыв и все надо было начинать сначала. После серии блестящих выступлений приблизился к Каспаролунгме Ананд, но когда высота оставалась на расстоянии пяти пунктов, последовал жуткий провал в Дортмунде ("минус один" в итоговом протоколе).

Оба преследователя снова в пути. Крамник, засучив рукава, готовится к новому восхождению в базовом лагере на отметке 2751, а Ананд собирает шахматных шерпов, готовит снаряжение, чтобы попытаться преодолеть проклятые 20 метров - этот год он начал в базовом лагере на отметке 2871. А тем временем наш восходитель-одиночка, устав ждать попутчиков, ринулся вперед и выше! Но куда?! Там же солнце?!

После 12 туров "Линареса"-99 "мгновенный рейтинг" (шахматные профи используют более непонятный термин "перфоманс") составлял у Гарри по формуле, принятой в ФИДЕ, 2959 очков, а по формуле Кена Томпсона, учитывающей цвет фигур, - 3100! Ведь Гарри выиграл здесь уже пять партий черными! Вот с последней из этих "черных" побед - над Анандом, одним из самых настойчивых восходителей на "пик Каспарова", мы и начнем свой рассказ.

MAT КАСПАРОВА АНАНД ВСТРЕТИЛ С УЛЫБКОЙ

Случилось это в 10-м туре. Лагерь индийского гроссмейстера пополнился новыми волонтерами: прибыл гроссмейстер Сан Сегундо, и вместе с Элизбаром Убилавой они 15 часов подряд изучали критическую позицию актуальнейшего варианта сицилианской защиты, который мы условно назовем "Анти-Драконом". Все в мире - и в шахматном в том числе - уравновешено, на каждое действие имеется противодействие. Начал прижимать всех Каспаров в своей излюбленной "сицилианке" в варианте с ходом 6.еЗ при помощи выпада коня на g4 ("вариант Дракона"), стали против этого выпада выставлять штык пехотинца "f" - "Анти-Дракон". И вот бригада Ананда готовила этот вариант и приготовила в нем очень грозную атаку на короля черных.

Бригада Каспарова, состоящая из гроссмейстера Юрия Дохояна и самого Каспарова, по странному стечению обстоятельств тоже смотрела именно этот вариант. Взгляните на критическую позицию, возникшую в партии после 15-го хода черных.

После того как черные загнали белого скакуна с сЗ на его первоначальную стоянку b 1, провели высвобождающий маневр d7-d5 и жертвуют пешку "g". Белые забрали ее 16.Cg5 и ожидали изученный в течение упомянутых 15 часов ответ 16...Фа5. Но Ананда и его тренеров ждал сюрприз! Новинка, да еще какая: 16...ФЬ6!

КАСПАРОВ:

- Я вообще считаю вариант с 12.КЫ неудачным. На мой взгляд, это отступление коня аморально. Но у белых есть какое-то оправдание: их конь закрывает короля от атак по флангу, а по центру готовится прорыв. Ананд удачно использовал эту идею против Топалова, Гельфанда (в быстрых шахматах в Хайфе) и даже ван Вели (в блице в Вейк-ан-Зее). И всюду он получал грозную атаку. И вот еще перед турниром в Вейк-ан-Зее я набрел на ход 16...Фb6. Этим черные, во-первых, заявляют, что они являются полноправной стороной, во-вторых, о том, что лишняя пешка белых не имеет никакого значения, и, наконец, о том, что доминация черных фигур может сказаться! Все держится на тактике! Если белые не успеют дать форсированный мат после прорыва в центре, то их позиция начинает разваливаться.

После каспаровской новинки Ананд почти полчаса думал над ответом. Белые сумели-таки осуществить прорыв в центре, полностью разрушить резиденцию черного короля и вытащить вражеского монарха под обстрел всех своих фигур. В пылу борьбы они проходят мимо возможности завершить борьбу вечным шахом: 24.Фf2 Kpg8 25.Фf5 Cd4 26.Фg6 Cg7 27.Ле8 Ле8 28.Ле8 Фе8. Вариант, который моя компьютерная программа "Хайаркс" нашла практически мгновенно, Ананд не увидел, потому что, во-первых, был слишком выведен из равновесия, а во-вторых, уже испытывал недостаток времени! И это Ананд - самый быстрый шахматист на свете!

После 16...Фb6 Ананд сделал семь правильных ходов, и когда до контроля у него оставалось всего 9 минут, он выбрал защиту, связанную с жертвой качества. Это было ошибочное решение. В этот момент я подумал, что все основные события во взаимоотношениях Каспарова и Ананда происходят в 10-м туре: вспомним 10-ю партию матча95 в Нью-Йорке, с "новинкой века" - жертвой ладьи в открытом варианте испанской партии, когда Каспаров потратил на партию 5 минут, а Ананд израсходовал все время... И вот 10-й тур, и снова суперновинка Каспарова отнимает у соперника все отпущенное ему время...

Не найдя ничью вечным шахом, Ананд ухватился за последнюю надежду - стал искать спасение в эндшпиле без фигуры, где из-за недостатка материала наиболее вероятен ничейный исход. И тут он вторично упустил свое счастье! Вместо выигрывающего хода 36...Kd7 Каспаров поспешно делает 36...Ке4. Гарри объяснил этот промах тем, что его вывел из себя очередной сбой, произошедший на электронной демонстрационной доске. Знал бы он, как этот (и подобные ему неоднократные сбои на других досках) выводят из себя и зрителей, и журналистов: ведь невозможно понять, что происходит! Я где-то читал, что некоторые компьютеры выходят из строя, когда к ним приближаются определенные люди. Приходится признать, что экспрессия Каспарова вывела из себя всю компьютерную систему "Линареса"-99, и она безобразнейшим образом демонстрирует партии супергроссмейстеров...

Между тем приключения в этой эпохальной партии на том не кончились. Как сказал Гарри, его соперник, усыпленный тем, что у черных осталась всего одна пешка, на какое-то мгновение притупил бдительность, и его король попал в матовую сеть!

В этот момент в пресс-центре, где почти все считали, что белые делают ничью, эмоциональный Любоевич воскликнул: "Я вижу такое впервые в жизни"!

Ананд в отличие от Любоевича видел уже нечто подобное у себя на доске. В 10-й партии матча в Нью-Йорке... Он грустно улыбнулся, остановил часы и поздравил Каспарова с победой. Предоставив зрителям в зале догадываться, как выигрывают черные. В позиции на диаграмме белый король получает мат в три хода при 51.Кра4 Кb6 52.Кра5 Кс4 53.Кра4 Сс2#. Или, так сказать, мат "многоэтажный" - в 11 ходов, если он идет в другой угол. Конструкция учебная, читатель может попрактиковаться: в финале король слабой стороны стоит на Ь8 и получает мат от коня с поля сб.

КРАМНИК ДАЛ ЯРОСТНЫЙ БОЙ ЛИДЕРУ

В следующем, 11-м туре Каспарова ждало, пожалуй, более суровое испытание: игра черными фигурами с Крамником. Я уже много раз говорил об устойчивом равновесии, наметившемся у этих супергроссов, поэтому перейдем сразу к делу. Очень острый вариант защиты Грюнфельда (с 12.Cf7), неоднократно встречавшийся в единоборствах между Каспаровым и Карповым. С тех пор вариант, естественно, значительно модернизировался, и в его усовершенствовании большую роль сыграл сам Крамник. Вот и сейчас все шло до 22-го хода по стопам третьей партии, сыгранной в Касорле на матче претендентов ВШС Крамник - Широв, где последний применил сильную новинку 19...Ch6. В этом году он же сыграл очень острую партию с ван Вели в Белграде на клубном Кубке Европы.

Каспаров до 25-го хода повторял игру черных из белградской партии, очевидцем которой и был Крамник. Словом, обе стороны шли на одну и ту же позицию. И вновь первым новый ход применяет чемпион мира! Широв на 25-м ходу закрылся от шаха ладьей, а Каспаров - слоном. Казалось, пешки белых, идущие парадным шагом в ферзи по центральным вертикалям, могут привести в трепет, но чемпион улыбался и играл легко, тогда как Крамник, склонившись над доской, мучительно размышлял над секретами спокойствия своего могучего оппонента.

КРАМНИК:

- Вообще-то все, что случилось в партии вплоть до хода черных 31... h6, стояло у меня на доске и было записано в моем компьютере. Мне казалось, что пешки "d" и "е" должны принести белым победу! Но Каспаров играл слишком легко и спокойно, и я стал задумываться, почему? Ведь передо мной сидел не кандидат в мастера, а чемпион мира. Потом я увидел, что, вероятно, будет сделан ход 31... h6, это уже мне переставало нравиться, я уже не только сомневался в своей победе, стали мелькать мысли и о возможном проигрыше... Просто диву даешься! Специально не стал делать на первом ходу свой привычный ход 1.Kf3, пошел l.d4, чтобы сбить противника с подготовки, думал, может, он в этом варианте не все смотрел. Оказывается, он и здесь все подготовил!

Партия закончилась красиво, каскадом буффонических, нестрашных жертв, которые Каспаров видел с самого начала, еще когда соперник выбирал данный вариант.

АДАМС МОГ ПОВТОРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ СОКОЛОВА

В 12-м туре чемпион мира сотворил вновь этюд в конце партии, выиграв у Адамса удивительный эндшпиль "конь и пешка против коня". Однако в дебюте Каспаров в этот день был не на высоте и прошел если не через проигрыш, то через крайне тяжелую и опасную позицию, это уж точно. Как он сказал мне после тура, ему было очень трудно заставить себя играть в полную силу: обрушилась усталость, и вдруг стали лезть навязчивые воспоминания о партии с Иваном Соколовым из турнира в Вейк-ан-Зее: "Испортил такой турнир!" И вот все эти нехорошие мысли, большая усталость и как бы уже выигранный турнир сыграли с чемпионом дурную шутку, он-таки снова чуть не испортил все одним махом! Но, почувствовав опасность, сумел мобилизоваться и не только спастись, но и выиграть!

Из остальных событий данного турнирного отрезка отметим взлет и посадку Петра Свидлера, который было воспрянул духом после прекрасно проведенной партии с Адамсом в 10-м туре и мог развить успех в партии с Топаловым в 12-м, но, увы, в почти выигранном положении заиграл вдруг неудачно и проиграл. Ананд после сокрушительного поражения от Каспарова в следующем, 11-м туре выиграл отличную партию у Топалова. А вот важный затем во всех отношениях его поединок с Крамником, в сущности, не получился: виртуозно стал разыгрывать свою "русскую" россиянин, который без особых хлопот уравнял позиции. Василий Иванчук, имевший прекрасные позиции против Крамника и Адамса, в 12-м туре потряс всех и вся своим странным поведением: пока шли его часы, он минут двадцать разгуливал по сцене, а потом пришел за свой столик и на 13-м ходу "заслал ничейку" Петеру Леко. Леко не трус вроде, но "белого" Иванчука кто ж не испугается? Согласился с радостью.

10-й тур. Свидлер - Адамс - 1:0. Ананд - Каспаров - 0:1. Ничьи: Иванчук - Крамник и Топалов - Леко. 11-й тур. Топалов Ананд - 0:1. Ничьи: Крамник Каспаров, Леко - Свидлер и Адамс - Иванчук. 12-й тур. Каспаров - Адамс - 1:0. Свидлер Топалов - 0:1. Ничьи: Ананд Крамник и Иванчук - Леко.

После двенадцати туров:

Гарри Каспаров - 9,5 очка; Владимир Крамник (оба - Россия) - 7; Вишванатан Ананд (Индия) - 6,5; Петер Леко (Венгрия) и Веселин Топалов (Болгария) - по 5,5; Майкл Адамс (Англия) - 5; Василий Иванчук (Украина) и Петр Свидлер (Россия) - по 4,5.