Газета Спорт-Экспресс № 21 (1920) от 30 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

30 января 1999

30 января 1999 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

МЕЖСЕЗОНЬЕ: КТО КУДА

Гаджи ГАДЖИЕВ

ЗНАЮ, ЧТО МОЙ ШАГ НЕМНОГО АВАНТЮРЕН

Евгений Кучеревский, по его собственному признанию, был главным тренером национальной сборной восемь часов - от тренерского совета до исполкома федерации, на котором утвердили иную кандидатуру. Борису Игнатьеву повезло больше: он отработал полный отборочный цикл и даже немного больше. Павел Садырин вообще вывел российскую сборную в финал чемпионата мира. Владимир Федотов при случае может рассказать про светлые периоды в истории национальной команды: он в свое время помогал Константину Бескову, когда сборная побеждала чаще, чем та, в которой совсем недавно работал Гаджи Гаджиев. Недавний помощник Анатолия Бышовца, как и все его вышеназванные коллеги, возглавил клуб в российском первом дивизионе. Гаджиев, помнящий помимо шести поражений подряд еще и олимпийское золото Сеула-88, сейчас в Турции, где находится "Анжи". Побеседовать с ним по телефону удалось, дозвонившись до отеля "Кайе", где остановилась команда из Дагестана.

- Отставку своего бывшего шефа Анатолия Бышовца считаете закономерной или несправедливой?

- Шесть поражений, конечно, плохо. Даже слишком. Вопрос лишь в том, что уговор был иным: за неудачи не снимать, поскольку команда готовится к следующему отборочному циклу. Но так сложилось, что сняли именно за поражения.

- Вы уходили из сборной все вместе? У вас контракта, как и у Бышовца, не было?

- Контракт у меня есть, и он по-прежнему действует. И потом: каждый из прежнего штаба сборной - человек самостоятельный, сам принимающий решения.

- Как вы оказались в "Анжи"?

- Сам не знаю. Мысли о работе в каком-либо клубе вообще меня не посещали, но судьбе было угодно распорядиться именно так.

- Махачкалинцы долго уговаривали?

- Много лет. Серьезно: в переговоры со мной клуб вступал достаточно часто. Другое дело что я раньше отказывался. Думаю, это - нормальная реакция: работать во второй союзной лиге менее, согласитесь, интересно, чем в сборной. А помимо всего прочего, в Махачкале долго не было нормальных условий для работы. Инфраструктура тогда находилась не на должном уровне. Сейчас хвастать тоже рано, хотя сдвиги к лучшему есть.

- Но вы все-таки согласились. Это - риск?

- Любой тренер рискует, так что вопрос этот - риторический.

- Может, проще было бы работать не в России, а где-нибудь за границей?

- Это вы правильно подметили: тенденции уловили четко. Для таких, как Гаджиев и Игнатьев, условия работы усложняются. У нас иные подходы, мы ближе к тому, что делать на поле, к тренировочному процессу, к теории. Однако я не склонен недооценивать то, что впрямую не связано с самой игрой. Все равно на первое место поставлю такие факторы, необходимые для достижения успеха, как деньги и организацию дела. "Милан" и "Ювентус" не были бы суперклубами, не базируйся они на супербюджетах. Деньги дают возможность собрать квалифицированных игроков и тренеров и позволяют создавать развитую футбольную инфраструктуру. Это - первично, а уж потом идет сама тренировочная работа. Если не с кем работать, то, будь ты трижды гений, вершин не достичь.

- То есть, если потребуется, вы будете заниматься тем, что вокруг футбола?

- Я могу сказать, что и как нужно сделать. Но во всех клубах есть люди, которые непосредственно занимаются подобными вопросами. Тренеру, если он начнет влезать в это очень глубоко, просто не хватит времени на свою работу.

- С руководством Дагестана вы уже встречались?

- Да, перед Новым годом летал в Дагестан проведать родителей и встретился тогда же с председателем Совета министров республики Шихсаидовым.

- Приглашение вас в "Анжи" - его инициатива?

- Не вникал. Я разговаривал с ним, президентом клуба Магомедовым и Шамхоловым. Это - глава правительства Дагестана еще союзных времен, большой любитель спорта. В республике принято советоваться со старшими, а Шамхолов, несмотря на свои 84 года, обладает ясным умом и большим авторитетом. Но должен заметить, что разговор был предварительным. Мы близки к тому, чтобы расставить все по своим местам, но пока стопроцентной договоренности не достигнуто.

- Вы согласны, что в Махачкале сложно работать неавторитетному специалисту? Он там обречен на неудачу и весьма скорую.

- Абсолютно верное суждение. Я еще в прошлом году говорил, что такой специалист, как Малофеев, стоит целой группы футболистов. И нужно было добиться, чтобы он как можно дольше работал в Дагестане, внес вклад в развитие игры в республике. Малофеев, конечно, очень сильно способствовал прогрессу футбола в Дагестане. Заработала школа Маркарова, которая дает квалифицированных молодых игроков, улучшилась инфраструктура клуба. Но пока этого мало, чтобы в Дагестан пришел большой футбол.

- А руководители республики понимают это? Насколько мне известно, они - люди весьма амбициозные и требуют быстрого результата.

- Амбиции есть, но в футболе они пока выражены мало, не то что в борьбе. Если бы с этим все было нормально, то в Махачкале давно бы имелись иная команда, иная база - ведь здесь можно играть дольше, чем в других регионах России. Сегодня мы только в начале пути. И я буду пытаться прилагать определенные усилия, чтобы эту дорогу осилить.

- Сил и терпения хватит?

- Может не хватить. Многое зависит от того, как будут идти навстречу, как воспримут мои требования и просьбы. Если мы сумеем найти общий знаменатель в работе, то все будет нормально. Нет - начнутся споры, конфликты. Я ведь тоже из Дагестана и тоже амбициозный человек.

- За первой лигой вы раньше следили или для вас турнир будет открытием?

- Положение дел, конечно, я знаю не очень хорошо. Но помогут люди, которые здесь работали и знают, что это за соревнования.

- Вы очень давно не работали как клубный тренер. Вас это не беспокоит?

- Нет. Сейчас, на сборах, я получаю удовольствие от работы. Пусть исполнители у меня сейчас не того класса, что были в последние годы, но в их глазах есть интерес к работе.

- С кем-нибудь "Анжи" уже играл?

- Нет. Прежде чем играть, надо понять, что у тебя за команда. Мы ведь поздно начали подготовку: это - вообще первый сбор, а кто-то уже два успел провести.

- Кто из игроков покинул "Анжи"?

- Не вникал в это, знакомился с теми, кто остался. На мой взгляд, это важнее.

- Сколько игроков находится на сборе?

- 28. Большинство из них - новички. Фамилий пока не назову. Есть местные воспитанники, есть вернувшиеся в команду после некоторого перерыва, есть новобранцы.

- В Анталии с кем-нибудь будете проводить спарринги?

- Запланировано четыре матча: 1 февраля играем с кутаисским "Торпедо", 3-го - с мариупольским "Металлургом", 4-го - с болгарским "Литексом", 6-го - с клубом из Австрии, название которого пока неизвестно.

- Вас большинство болельщиков больше знает как помощника Бышовца. А что было раньше?

- Работа с махачкалинским "Динамо" с 1972 по 1975 год и звание чемпионов РСФСР-75. Затем отъезд в Москву, в Высшую школу тренеров. Это был легендарный первый набор 1976 года: Прокопенко, Садырин, Костылев, Киселев, Федотов, Нодия... Потом защита диссертации и ученая степень кандидата педагогических наук, тренер сборных команд РСФСР, помощник Базилевича в ЦСКА. С 1982 года я бессменно на ставке тренера сборных команд страны со всевозможными функциями, которые частенько менялись. И вот - "Анжи", первый дивизион.

- ...со стороны ваш шаг выглядит авантюрой.

- А я знаю, но ничего страшного. Работы не боюсь и, думаю, справлюсь.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ