Газета Спорт-Экспресс от 12 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

12 сентября 1998

12 сентября 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ"

КУЛТХАРД И ШУМАХЕР ПОДПИСАЛИ МИРНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
ПОДПИШУТ ЛИ "ФЕРРАРИ" И "МАКЛАРЕН" ПАКТ О НЕНАПАДЕНИИ?

Четырнадцатый этап. "Гран-при Италии"

13 сентября. Монца. Autodromo Nacionale. 305,810 км (53 круга по 5770 м). Находится в 15 км к северо-востоку от Милана.

Рекорд круга в квалификации: 1.22,990 (средняя скорость 250,295 км/ч) - Жан АЛЕЗИ (Франция, "Бенеттон-Рено", 1997).

Рекорд круга в гонке: 1.24,808 (средняя скорость 244,292 км/ч) - Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес", 1997).

Победитель-97: 1:17.04,609 (средняя скорость 238,036 км/ч) - Дэвид КУЛТХАРД (Шотландия, "Макларен-Мерседес").

Схему трассы смотрите в формате PDF

В нынешние выходные в 69-й раз в знаменитом парке Монцы пройдет гонка, которая никогда не бывает скучной. Таков уж характер "Грай-при Италии". Поскольку этот этап чемпионатов мира традиционно находится в конце календаря, на трассе Autodromo Nacionale страсти полыхают почти всегда. Ведь далеко не каждый год случается "Большим призам" венчать победителя задолго до финиша чемпионата.

Вот уже третий год подряд сезон держит в напряжении фанов автоспорта вплоть до финальной гонки. Так будет и в этом году: судя по всему, главные действующие лица 49-го чемпионата мира, лидер "Макларена" Мика Хаккинен и премьер "Феррари" Михаэль Шумахер, сумеют разрешить свой затянувшийся спор лишь 1 ноября на Сузуке.

Сейчас между претендентами на звание чемпиона мира разница всего в семь очков. В связи с этим гонка в Монце приобретает особый вес. Если "Макларену" удастся в Италии столь же впечатляющий дубль, как и месяц назад в Германии, а "Феррари" в Монце постигнет столь же печальная участь, как в Хоккенхайме, то судьбу чемпионата можно будет считать решенной. Если же Шумахер сумеет повторить то, что сделал на этой трассе в 1996-м, а его оппоненту Хаккинену, напротив, не удастся подняться на подиум, как удавалось трижды подряд (в 94-м, 95-м и 96-м), то за две гонки до окончания сезона чемпионат начнется заново.

Лина ХОЛИНА

из Монцы

Особый оттенок итальянскому противостоянию "Макларена" и "Феррари" придает тот факт, что две недели, отделявшие гонку в Монце от предшествовавшего ей этапа в Спа, мир "Больших призов" прожил под страшным психологическим прессингом.

Страсти, клокотавшие все две недели вследствие нетривиального, мягко говоря, поведения немца в Спа, едва ли по-настоящему остыли к Монце. Но если патрон "Макларена" Рон Деннис просто-напросто запретил своим гонщикам (не только Култхарду, но и Хаккинену) какие-либо высказывания на тему бельгийского сражения, то противная сторона не прекращала комментариев в прессе. В связи с чем и без того огненно буйный темперамент итальянских тифози стал взрывоопасным.

ПРЕЗИДЕНТЫ FIA И "ФЕРРАРИ" ПЫТАЛИСЬ ПОТУШИТЬ КОНФЛИКТ

Видимо, боссы "Формулы-1" все же вовремя почуяли, что пахнет жареным, причем, не только на трассе. И начали ненавязчиво подталкивать конфликтующие стороны к мирному диалогу. Президент FIA Макс Мосли высказался довольно прямо. "Надеюсь, что до "Гран-при Италии" Шумахер и Култхард встретятся и разберутся в произошедшем. Эти двое должны постараться пожать друг другу руки", - высказал мистер Мосли пожелание FIA. И мимоходом дал понять, что виновником разгоревшихся страстей считает все же Шумахера: "Михаэль, бесспорно, лучший гонщик, но считать себя безгрешным у него нет никакого права. В конце концов именно он, и никто другой, чаще всего оказывался причастным к разного рода спорным, скажем так, событиям".

Не был в восторге от перспектив получить в Монце очередную конфронтацию и хозяин "Феррари" Джанни Аньели: "Михаэль, конечно, лучший пилот, но у него довольно скверный характер. Вот и в прошлом году он попал в некрасивую историю с Вильневом (столкновение в Хересе. - Л.Х.)... Теперь - с Култхардом, а ведь это корректный и воспитанный парень". Никому в "Больших призах" не светило оказаться в Монце под обстрелом взбешенных фанов "Феррари": пускай стреляют и не по тебе, но - рикошетит, знаете ли...

Самым отважным оказался Александр Вурц. Неделю назад во время тестов он вызвался быть посредником на мирных переговорах враждующих сторон. Было определено место - моторхоум "Заубера" (нейтральная территория), и время - 16.00, после окончания тренировок. Дисциплинированный и лояльный во вех отношениях Култхард пришел. А вот Шумахера так и не дождались.

Однако как ни сопротивлялся Шумахер необходимости извиняться, остыл и он. А в интервью английской Sunday Mirror даже признался, что пришел в ужас, увидев в видеозаписи свой бешеный "визит" в боксы "Макларена".

Словом, почва для перемирия была подготовлена. И в четверг в моторхоуме "Уильямса" высокие договаривающиеся стороны наконец-то встретились. Дэвид прибыл первым. Михаэля ждали еще 18 минут. Беседа с глазу на глаз длилась 67 минут (измаявшаяся в ожидании пресса скрупулезно подсчитала и это!).

Эта встреча, как и гонка двухнедельной давности, испортили паддокам "Гран-при" весь четверг. Почему? Да все очень просто. Обычно в первый "разогревочный" день "Гран-при" на ковер вызывают героя предыдущей гонки, кого-нибудь из менеджеров команд, одного из местных гонщиков (выбор зависит от места проведения) да кого-то из тех, кто, по мнению FIA, слегка подзабыт прессой. Ясно, что по уже сложившейся традиции у этих встреч бывает как явный фаворит, так и (увы!) явные статисты. Так что основная "работа" все же ведется с персоной, интересующей абсолютно всех.

Именно это хорошее правило в четверг было вероломно нарушено. В Монце перед микрофонами сидели сразу четыре явных фаворита! Внимание зала разрывалось между Михаэлем Шумахером, Жаном Тодтом, Дэмоном Хиллом и Эдди Джорданом. И каждый из этого квартета при иных обстоятельствах претендовал бы на сольное выступление. Благодарить за это стоило гонку в Спа.

ШУМАХЕР ОПРАВДЫВАЕТСЯ

Журналисты - народ довольно жестокий, и то обстоятельство, что Шумахеру расспросы были явно неприятны, не играло никакой роли. Шумахер терпел. И хотя на его лице была надета маска абсолютного смирения и даже смущения ("Ой, ребята, что я такое сделал? Да ведь это же был не я!"), нет сомнений в том, что внутри у немца все кипело ("И чего вы пристали?").

-Михаэль, как прошло обсуждение инцидента в Спа?

- Наши отношения с Дэвидом всегда были хорошими и ровными. Благодаря этому нам удалось нормально поговорить друг с другом и разрешить ряд вопросов.

-Кто извинился первым?

- Никто. Об извинениях речи не шло.

-О'кей, будем считать, что все разрешилось полюбовно. Однако это не изменило результатов "Гран-при Бельгии". Вы по-прежнему разочарованы?

- О, да! Не просто разочарован - разозлен. Хотя сейчас, по прошествии времени и после постоянных раздумий о самой гонке и о столкновении с Дэвидом, я пришел в себя и могу спокойно рассуждать по этому поводу. Что случилось, то случилось.

-Вы как-то обмолвились, что хорошо знаете Дэвида. Однако это не помешало вам обвинить его в злом умысле и покушении на вашу жизнь...

- Поначалу я был совершенно уверен в этом. Он ведь ездит за "Макларен", значит, кое в чем не волен распоряжаться. Однако, подумав как следует, изменил точку зрения. Дэвид не тот человек, который способен на такое. Надеюсь, нам удалось прояснить ситуацию. Не думаю, что впредь между нами могут возникнуть аналогичные проблемы.

-Вы так спокойно говорите... Но две недели назад было ощущение: промедли механики "Макларена" - и была бы драка. Разве вам свойственно до такой степени терять контроль над собой?

- А кто не утратил бы хладнокровия в такой ситуации?! Однако не собирался драться с Дэвидом, как не дрался ни с кем и никогда. Всего лишь хотел высказать свое мнение о случившемся.

Итак, Михаэль не извинился, но фактически постарался оправдаться, что обычно является признаком вины. Возможно, те слова ("Ты хотел убить меня!") и действительно вырвались у Михаэля совершенно случайно - в запале чего только не наговоришь, но, зная ненормальный темперамент итальянских тифози, такими определениями лучше бы ему впредь не пользоваться.

Не случайно же деревья на аллеях парка возле Autodromo Nacionale пока украшены картонными силуэтами Дэвида Култхарда... Силуэтами, "казненными" через повешение.

КУЛТХАРД ПОВЕРИЛ В РАСКАЯНИЕ ШУМАХЕРА

В то время, как двукратный чемпион мира отдувался за свои грехи публично, второй соучастник событий двухнедельной давности, Дэвид Култхард, дал короткую пресс-конференцию в моторхоуме "Мерседеса". Шотландец внешне был так же спокоен и холодновато вежлив, как обычно.

- Мы обменялись мнениями. Мне показалось, что удалось разрядить атмосферу. Есть вещи, на которые я смотрю теперь несколько иначе, чем две недели назад. Есть кое-что, к чему пересмотрел свое отношение Шумахер, - сказал Дэвид, не захотевший вдаваться в подробности приватных переговоров. - Мы взрослые люди, и то, чем мы занимаемся, спорт, а не война. Я поверил его словам и надеюсь, что мы сможем и дальше вести плотную, колесо к колесу, и чистую борьбу, как это удавалось нам раньше.

Журналисты не могли не поинтересоваться, видел ли Култхард себя "повешенным". В ответ шотландец улыбнулся так, что мороз по коже продрал:

- Меня такими наездами не проймешь. Я приехал в Монцу не с целью заискивать перед тифози. Приехал выигрывать. И меня не трогает уровень моей популярности.

"ДЖОРДАН" ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ДЕТСКИМ САДОМ

Если у представителей "Феррари" был не очень-то радостный повод для появления на Thursday Four, то с "Джорданом" дело обстоит иначе: "Гран-при Бельгии" стал для команды триумфальным - первая в истории победа и первый же дубль. Можно сказать, что свое предназначение - научить ирландскую конюшню побеждать - чемпион мира-90 Дамон Хилл в Спа выполнил.

Однако первым под перекрестный допрос прессы попал босс, а не гонщик.

-Мистер Джордан, мы слышали, что вы хотите сделать некое официальное заявление?

- Хочу, - был ответ. После чего в торжественной тишине (хотя сие уже ни для кого не было тайной) Эдди Джордан торжественно объявил: в сезоне-99 партнером Хилла будет Хайнц-Харальд Френтцен.

-В прежние годы "Джордан" отдавал предпочтение молодым талантам. Сейчас вы остановили свой выбор на двух ветеранах (Дэмон Хилл под всеобщий смех дал понять, что себя к ветеранам не относит)... Каковы причины такой смены приоритетов?

- Команда изменилась, мы выросли. У нас теперь иные цели. И я больше не хочу содержать детский сад по доращиванию молодняка для других.

-Тогда прокомментируйте, хоть и с некоторым опозданием, итоги триумфальной для вас гонки в Спа.

- Для всех нас это был особенный "Гран-при". Например, Дэмон получил великолепную компенсацию за столь долгое ожидание очередной победы после лет, проведенных в "Уильямсе". Теперь у него есть возможность на склоне лет рассказывать своим внукам об исторической первой победе, принесенной им "Джордану" (хохот)... Если серьезно, то в "Формуле-1" есть всего 25 команд, пилоты которых когда-либо выигрывали "Гран-при", и мне приятно осознавать, что теперь и "Джордан" в их числе. А ведь скажи мне кто-нибудь еще в начале сезона, что в 1998-м наш гонщик победит, я счел бы его если не сумасшедшим, то бо-о-ольшим фантазером.

- Дэмон?..

- Я никогда еще не выигрывал гонок на машине, не носящей название "Уильямс"! К тому же скажу честно: мне больно было видеть лица людей, не покладая рук трудившихся в "Джордане" и "Мюген/Хонде" без отдачи в виде побед. Видеть их лица теперь для меня настоящая радость.

-Ваша реакция на приход в команду Хайнца-Харальда Френтцена?

- Честно говоря, был несколько удивлен, поскольку считал, что Эдди, как всегда, ищет кого-нибудь помоложе... Не хотелось бы, чтобы у кого-то сложилось впечатление, будто "Джордан" - приют для престарелых пилотов "Уильямса" (снова хохот)! Просто некоторые блистают в одних условиях, другие - в других. Френтцен талантлив и быстр. Создать ему необходимые условия для того, чтобы он мог реализовать свой потенциал, - это наша задача, моя и Эдди.

...Джордан и Хилл заметно разрядили обстановку в паддоках "Гран-при Италии". Однако если вы думаете, что проблема между "Маклареном" и "Феррари" урегулирована, то ошибаетесь. Как сказал технический директор Скудерии Росс Браун: "Формула-1" давно уже не спорт джентльменов. Я был бы счастлив соревноваться в другой обстановке, уважая соперников, но не думаю, что это возможно. Особенно когда ты так близок к чемпионскому титулу". Внес свою лепту и партнер Шумахера Эдди Ирвин, сказавший, что в воскресенье в Монце обязательно победит Шумахер и что его, Ирвина, главная задача - любым способом оказаться впереди Хаккинена...