Газета Спорт-Экспресс от 17 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

17 августа 1998

17 августа 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ДВЕНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ"

ВЕНГЕРСКОЕ БЕЗУМИЕ ШУМАХЕРА

Сумасшедшая по накалу гонка на автодроме Хунгароринг в Будапеште завершилась весьма неожиданно. Лидер чемпионата финн Мика Хаккинен на "Макларене" с трудом закончил гонку шестым, а вот немец Михаэль Шумахер на "Феррари" ценой безумного риска одержал пятую победу в сезоне-98 и сократил свое отставание от Хаккинена с 16 очков до 71

49-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 12-й этап. "Гран-при Венгрии". 16 августа. Будапешт. Автодром Хунгароринг. 305,936 км (77 кругов по 3968 м). 1 . Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 1:45.25,550 (средняя скорость 174,062 км/ч). 2. Дэвид Култхард (Шотландия, "Макларен-Мерседес") - отставание 9,433. 3. Жак Вильнев (Канада, "Уильямс-Мекахром") - 44,444. 4. Дэмон Хилл (Великобритания, "Джордан-Мюген/Хонда") - 55,075. 5. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Уильямс-Мекахром") - 56,510. 6. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 1 круг. 7. Жан Алези (Франция, "Заубер-Петронас") - 1 круг. 8. Джанкарло Физикелла (Италия, "Бенеттон-Мекахром") - 1 круг. 9. Ральф Шумахер (Германия, "Джордан-Мюген/Хонда") - 1 круг. 10. Джонни Херберт (Великобритания, "Заубер-Петронас") - 1 круг. 11. Педро Паулу Диниц (Бразилия, "Эрроуз") - 3 круга. 12. Оливье Панис (Франция, "Лрост-Пежо") - 3 круга. 13. Йос Ферстаппен (Голландия, "Стюарт-Форд") - 3 круга. 14. Тораносуке Такаги (Япония, "Тиррелл-Форд") - 3 круга. 15. Синдзи Накано (Япония, "Минарди-Форд") - 3 круга. Поулпозишн: 1.16,973 (185,769 км/ч) - Хаккинен. Быстрейший круге гонке: 1.19,286 (180,349 км/ч) - Михаэль Шумахер (60-й). Круги лидирования: Хаккинен с 1-го по 46-й, Шумахер с 47-го до финиша.

Причины сходов. Рубенс Баррикелло ("Стюарт-Форд") - 54-й (мотор). Яроно Трулли ("Прост-Пежо") - 28-й (трансмиссия). Мика Сало ("Эрроуз") - 18-й (мотор). Эдди Ирвин ("Феррари") - 13-й (трансмиссия). Эстебан Туеро ("Минарди-Форд") - 13-й (мотор).

Чемпионат мира. 1. Хаккинен - 77. 2. Михаэль Шумахер - 70. 3. Култхард - 48. 4. Ирвин - 32. 5. Вильнев - 20. 6. Вурц - 17. 7. Физикелла - 15. 8. Френтцен - 10. 9. Хилл - 6. 11-12. Баррикелло и Ральф Шумахер - по 4. 12-13. Алези и Сало - по 3. 14-15. Херберт и Ян Магнуссен (Дания, "Стюарт-Форд") - по 1. Кубок конструкторов. 1. "Макларен" - 125. 2. "Феррари" - 102. 3. "Бенеттон" - 32. 4. "Уильямс" - 30. 5. "Джордан" - 10. 6. "Стюарт" - 5. 7. "Заубер" - 4. 8. "Эрроуз" - 4.

Лина ХОЛИНА

из Будапешта

В пресс-центре Хунгароринга не было ни одного хоть сколько-нибудь сведущего в "Больших призах" журналиста, кто отважился бы предсказать такой исход борьбы. Конечно, все сходились во мнении, что дважды проигравший Шумахер опаснее раненого медведя и что в Венгрии "Макларены" не будут иметь того колоссального преимущества, которое имели две недели назад в Хоккенхайме. Но предугадать, что в последней трети гонки "серебряные стрелы" окажутся медленнее алого болида в среднем на три секунды на круге, не взялся бы никто.

... Накануне в субботу на все вопросы относительно прогнозов на гонку Дэвид Култхард спокойно отвечал: "Буду наблюдать за летящим из болида Мики маслом, как в Хоккенхайме... Шутка. А если честно, наша задача - переждать и посмотреть, что будет происходить позади".

-Это будет тактическая гонка?

- Безусловно. Тактика всегда чрезвычайно важна. Желательно предвидеть возможный ход борьбы заранее. Здесь, в Венгрии, Михаэль был очень близок к нам в квалификации, но, несмотря на это, я надеюсь, что гонка получится спокойной.

Думается, что сам Дэвид не предполагал, насколько он был прав в том, что касается важности выбранной тактики, и как не прав относительно спокойствия гонки.

Хунгароринг - один из самых медленных автодромов календаря и благодаря специфической конфигурации, и особенно - благодаря особому покрытию, которое, образно говоря, ест резину, как масло лижет. Однако специалисты "Бриджстоуна" предположили, что для победы здесь нужна будет только одна дозаправка. И ошиблись. "Феррари" во главе с Михаэлем Шумахером это доказала.

После прогревочного круга Дэвид Култхард более чем откровенно обозначил свои намерения. Накануне шотландец спокойно и открыто сказал, что отдает себя в полное распоряжение команды и своего партнера Мики Хаккинена и, если потребуется, сделает все, чтобы максимально обезопасить тылы Мики от атак Михаэля Шумахера. Поэтому едва машины закончили прогревочный круг и замерли в ожидании старта, Култхард угрожающе-предупреждающе развернул нос своего "Макларена" внутрь трассы, в сторону "Феррари" Шумахера. Намек был - прозрачнее некуда. Шумахер ему внял: в первый поворот первая тройка въехала в том же порядке, в котором стояла на стартовом поле.

До 25-го, круга гонка шла по правилам, которые диктовал дуэт "Макларенов". Хаккинен ненавязчиво мячил впереди, а за его спиной Култхард столь же ненавязчиво контролировал темп Шумахера, болтаясь, как поплавок на воде, между немцем и финном, но все-таки ближе к немцу. Шумахер, вполне довольный тем, что без труда поддерживает скорость, задаваемую Хаккиненом (просвет между первым и третьим звеньями этой связки ни разу не превысил четырех-пяти секунд), никаких атакующих действий не предпринимал, надеясь - и, как показали дальнейшие события, не без оснований - на то, что сумеет опередить соперников в боксах.

Первый визит на дозаправку Шумахер и Култхард совершили почти одновременно: немец на 25-м круге, шотландец на 26-м. Спустя два круга после своего партнера питлайн посетил и Хаккинен. Расстановка сил не изменилась, лишь двукратный чемпион мира ненадолго оказался 4-м - это между ним и Култхардом оказался Вильнев, дозаправлявшийся позже всех из первой шестерки. Едва канадец завернул в гаражный переулок, как статус-кво восстановился. В неизменном составе трио ехало до 42-го круга, до второго пит-стопа лидера "Феррари".

Решающие события как раз на втором пит-стопе и случились. В боксы заезжали в той же последовательности Шумахер (6,8), Култхард (8,0) и Хаккинен (8,4). Но на трассе "Феррари" оказалась впереди! И тут начались чудеса.

Немец внезапно понесся, как безумный (один мой коллега даже высказал бредовое предположение, что во время второго пит-стопа ему сменили машину на мини-самолет), а "Макларены", и особенно Хаккинен, поползли, как черепахи. Сначала Шумахер отрывался от Хаккинена на секунду на круге, затем на полторы, потом на две, две с половиной, три... Вот что значит полупустой бак и относительно свежая резина!

Увы, но, судя по всему, в штабе "Макларена" слишком поздно сообразили, что на машине финна проблемы и что он невольно тормозит Култхарда. Когда сообразили и гонщики на трассе сменили диспозицию, было поздно Шумахер уже опережал соперников на 15 (!) секунд! Даже вылет немца в гравий на последнем повороте перед прямой "старт/финиш" мало помог "Макларенам" - просвет сократился до 10 секунд. С тем, чтобы кругам позже превратиться в 13…

Очень быстро стала ясна причина охватившего Шумахера венгерского безумия ему предстоял еще один визит в боксы, который на Хунгароринге занимает примерно 24-25 секунд. Ему во что бы то ни стало нужно было оторваться от Култхарда на эти самые 25 секунд, чтобы выиграть и оживить свои уже почти увядшие шансы на победу в чемпионате! И он это сделал. После третьего пит-стопа, случившегося на 63-м круге, Шумахер вернулся на трассу победителем!

Вот что значат мозги!

Да простят меня поклонники "Макларена" - ясно, что там работают вовсе не безмозглые люди. Просто у "Феррари" сейчас такой девиз: "Хочешь жить - умей вертеться".

Конечно, хотелось бы досмотреть эту гонку в исполнении всех троих, в том числе и Хаккинена, но его "Макларен" в концу этапа едва полз. Причину мне не смогли назвать даже инженеры команды. Сказали только, что теперь повезут "препарировать" болид на фабрику в Уокинг.

- Сегодняшняя гонка была идеальной с точки зрения борьбы за титул, - с удовольствием резюмировал Шумахер.

-Вы изначально планировали останавливаться трижды?

- Нет! В том-то и вся прелесть. Мы, как и все остальные, выбрали стратегию двух пит-стопов, что было естественно на Хунгароринге. Но уже в ходе гонки все изменилось. После первых заездов в боксы я оказался позади Жака Вильнева и держаться за "Макларенами" уже не мог. Тут со мной на связь и вышел Росс Браун и предложил мне иной, очень опасный, надо сказать, вариант, при котором малейшая ошибка стоила бы мне подиума. Но мы провернули все классно! Я знаю, что все равно многие скажут: он выиграл только благодаря неполадкам в "Макларене". На это я отвечу так: к тому моменту, как эти неполадки начались, я УЖЕ был впереди!