Газета Спорт-Экспресс от 30 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

1 мая 1998

1 мая 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

ИСТОРИЯ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА

АРГЕНТИНА - 1978

Окончание. Начало - стр. 10

ТРИКАМПЕОНАМ ПРОТЯНУЛИ РУКУ ПОМОЩИ АВСТРИЙЦЫ

Бразильцев всегда считают фаворитами группы, но в данном случае они ничем не превосходили соперников, сведя вничью матчи со Швецией (1:1) и Испанией (0:0). Со шведами, правда, им не повезло: Нелиньо забил гол головой после подачи углового, но судья показал, что пока мяч летел от углового флажка, кончилось время первого тайма, и гол аннулировал. На счастье трикампеонов, в последнем туре им пришлось играть с австрийцами, которые уже обеспечили себе выход в восьмерку и потому устроили себе выходной. Играй они в полную силу, бразильцы вполне могли и не добиться победы - и тогда они откатывались на третью строчку, пропуская вперед Испанию. Но Австрия устроила своеобразную "репетицию" того спектакля, который разыграет через четыре года совместно со сборной ФРГ, и уступила сопернику со счетом 0:1, которого бразильцам было достаточно, чтобы прийти к финишу вторыми.

АВСТРИЯ ИМЕЛА ЛУЧШУЮ СБОРНУЮ В ИСТОРИИ

И все же надо отдать должное австрийцам: они были в своей группе самой классной командой и по праву выиграли два первых матча. Трудно сравнивать команду образца 78-го года со знаменитой вундертим 20 - 30-х годов (слишком разным был футбол), но в послевоенной истории более сильной сборной в Австрии не было никогда. Кранкль, Шахнер, Прохазка, Кройц, Яра, Пеццай находились в расцвете своего мастерства. Чувствовалось, что с ними неплохо поработал и тренер Сенекович, наладив между игроками отличное взаимодействие.

Но все это выяснилось по ходу турнира, а до его старта реального представления о силе австрийцев никто не имел. Все знали, что Кранкль установил рекорд результативности, забив шесть мячей в одном матче отборочного цикла, но соперник - Мальта т был слишком слаб. На протяжении нескольких десятилетий сборная альпийской страны закрепила за собой образ консервативной команды: игроки, хоть и были неплохо обучены, вели себя на поле по строгому стандарту, при этом не блистая ни особым рвением, ни азартом. Испанцы, которым первым довелось выйти на поле против австрийцев, были далеки от того, чтобы считать их грозными соперниками. Но были явно ошарашены, встретив команду, которая демонстрировала полное самообладание в защите, разумную игру в середине поля и быстрые, разнообразные атаки. Испанцы шли вперед яростно, но слепо: они словно не могли понять, что происходит, против кого они играют, Шахнер и Кранкль забили по мячу, на что Руис Вазан по прозвищу Дани ответил одним ответным голом - 2:1 в пользу Австрии. Этот матч, который получился очень зрелищным, подчеркнул тенденцию, возобладавшую на аргентинском чемпионате - "встречный" футбол. Во многих играх, подобно этой, наблюдалось одинаковое стремление обеих сторон отвечать на атаку атакой, одинаковое чувство достоинства, уверенность в себе. Было много обоюдных прорывов по центру и флангам, в оборонительных линиях мяч подолгу не задерживался. В нападении у обоих соперников было по три форварда, поэтому атаки получались полноценными.

Шахнер получил травму и на следующий матч со Швецией уже не вышел. Нападающих у австрийцев осталось двое - Кранкль и бородатый Кройц. Однако это не сильно отразилось на стиле, который оставался таким же наступательным и острым. В конце первого тайма Кранкль реализовал пенальти, и на перерыв австрийцы ушли, выигрывая 1:0. Шведы выпустили долговязого Ральфа Эдстрема, который играл у них ключевую роль в 1974 году, но с тех пор перешел в разряд запасных. С Эдстремом число нападающих у скандинавов достигло четырех, но реального усиления им это не принесло: и шведы вслед за испанцами спасовали перед умением австрийцев вести атаку силами всей команды. Счет благодаря тем чудесам, что творил в воротах скандинавов Ронни Хелльстрем, сохранился до конца, и это означало, что Австрия досрочно обеспечила себе выход из группы.

ГРУППА 4

ГОЛЛАНДИЯ СДЕЛАЛА СТАВКУ НА ДАЛЬНИЕ УДАРЫ

Сборная Голландии прибыла на чемпионат мира фактически без специальной подготовки, так как их тренер австриец Эрнст Хаппель, занятый делами своего клуба "Брюгге", явился в команду лишь за несколько дней до ее отъезда в Аргентину. Сыграть "с листа" помог наигранный состав: он на три четверти сохранился с прошлого чемпионата и состоял из именитых виртуозов - Репа, Ренсенбринка, Неескенса, Хаана и других. Не было только Кройфа. Суперзвезда команды образца 1974 года помогла "оранжевым" пройти отборочный этап, подарив на прощанье невероятный гол, забитый в матче с Северной Ирландией: Кройф, находясь далеко на фланге, ждал подключения партнеров в центре, чтобы сделать передачу, но внезапно закрутил мяч в дальний угол - да так умело, что тот, обогнув вратаря по очень крутой траектории, рикошетом от штанги влетел в сетку.

С уходом Кройфа из игры голландцев, безусловно, исчезла изрядная доля фантазии. Зато команда, постаревшая на четыре года (она была самой "пожилой" на чемпионате в Аргентине со средним возрастом 28 с половиной лет), обзавелась громадным опытом, а в ее арсенале появилось такое оружие как дальние удары. Когда игрокам не удавалось проникать в штрафную площадь соперника (голландцы несколько злоупотребляли навесами), им на выручку приходил именно этот козырь. Голландцы четырежды по ходу турнира поразили ворота сверхдальними снайперскими ударами - по разу Реп и Хаан и дважды Брандтс.

После Кройфа у "оранжевых" не обнаружилось ярко выраженного лидера. Неескенсу, возможно, помешала возглавить игру команды травма, а для Ренсенбринка - другой кандидатуры на роль лидера не было - такое бремя оказалось непосильным. Но благодаря опыту и давней сыгранности голландцы поднялись на вершину и в таком состоянии. По ходу чемпионата у них выбыли из строя два основных игрока - Сурбир и Райсберген, но их замена на Брандтса и Портфлита пошла голландцам только на пользу.

ШОТЛАНДЦЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ СОБСТВЕННОЙ ЗАНОСЧИВОСТИ...

Наряду с Голландией фаворитами в группе признавали шотландцев - принимая во внимание то, как сильно они провели серию товарищеских игр накануне чемпионата. Сборная Шотландии действительно располагала командой с яркими личностями (Далглиш, Джордан, Геммилл, Хартфорд, Макари, Сунесс) и богатым потенциалом, но, как полагают, ее сгубила самонадеянность.

Шотландцы посчитали, что они легко справятся со своим первым соперником - Перу, и поплатились за это. Они повели в счете - 1:0, не реализовали пенальти при счете 1:1, после чего расстроились и уступили сопернику - 1:3, а затем не смогли обыграть и слабый Иран (1:1). Деморализовал их и факт употребления допинга Вилли Джонстоном. Это вскрылось после матча с Перу, и, по правилам, шотландцам следовало бы засчитать поражение со счетом 0:2. Но поскольку они и так проиграли с разницей в два мяча, результат 1:3 оставили в силе. Джонстона ФИФА дисквалифицировала на год.

...И ЕДВА НЕ СОВЕРШИЛИ НЕВОЗМОЖНОЕ

Тем временем перуанцы продолжали выступления на высокой ноте: отстояв нулевую ничью с голландцами, они затем разгромили Иран - 4:1 и с пятью очками вышли на первое место в группе. Фаворитам же предстояло в очном поединке решать, кто возьмет вторую путевку. Голландцы находились в гораздо более выгодном положении: их не устраивало только поражение с крупным счетом, что, судя по предыдущим выступлениям шотландцев, казалось чем-то совершенно невероятным.

Но то ли сборная Шотландии была задета за живое, то ли расслабились сами голландцы, которые повели в счете после гола с пенальти Ренсенбринка, но сенсация чуть было не состоялась. Британцы взорвались в конце первого тайма и в первой половине второго. Далглиш сравнял счет, Геммилл с 11-метрового вывел Шотландию вперед, после чего показал шедевр дриблинга, устроив переполох в штрафной площади и послав третий мяч в сетку Йонгблуда. 3:1 - и от успеха шотландцев отделял теперь один-единственный гол. Окрыленные, они с еще большей яростью бросились на штурм, но нарвались на контратаку, которую завершил Реп, и со своими надеждами распростились.

ПОЛУФИНАЛЬНАЯ ГРУППА А

ДЛЯ АВСТРИЙЦЕВ СЕКС ОКАЗАЛСЯ НЕСОВМЕСТИМЫМ С ФУТБОЛОМ

Групповые турниры первого этапа принесли такие результаты, что полуфинальные четверки сформировались причудливым образом - одна из них получилась полностью европейской (ФРГ, Голландия, Италия, Австрия), другая же - почти целиком южноамериканской (Бразилия, Аргентина, Перу и с ними Польша).

События в "европейском" квартете начались с курьеза. Руководители австрийской делегации, желая поощрить игроков за успехи, вызвали в Аргентину их жен и подруг. Однако этим оказали им, как выяснилось, только медвежью услугу. "Дорвавшиеся", что называется, футболисты так обессилели, что в стартовом матче с Голландией еле передвигали ноги и были разгромлены - 1:5.

Если в этом матче было на что посмотреть (благодаря сопернику Голландия смогла показать свое искусство в полном объеме), то другой, проходивший в тот же день, откровенно разочаровал. Пресса отмечала, что на оптимистичном фоне чемпионата, большинство матчей которого проходили в жаркой борьбе и соперники друг перед другом не тушевались, встреча ФРГ и Италии прозвучала диссонансом. Сборная ФРГ предложила образчик футбола примитивного, если не сказать отсталого. Еще владея титулом чемпиона мира, она махнула рукой на "хорошие манеры", на собственные традиции и сделала ставку на нулевую ничью.

Впереди у немцев был один Фишер, брошенный на произвол судьбы. Главной же заботой остальных его партнеров стало сдерживание атак итальянцев. Искомая ничья была добыта, но реакция на выступление сборной Германии оказалась резко негативной, и журналисты уже тогда подписали ей приговор: с такой игрой чемпионы мира сложат свои полномочия непременно.

АБРАМЧИК - ЭТО НЕ ИМЯ, А ФАМИЛИЯ

Однако хоронить немцев было несколько преждевременно. Вняв критике, они внесли коррективы в свой настрой и во втором туре устроили бой голландцам. Те были застигнуты врасплох острой атакой уже на 2-й минуте, которую завершил в падении головой Рюдигер Абрамчик (забавная деталь: комментатор Би-Би-Си, который вел репортаж на Англию, все время повторял: Абрамчик - это не имя игрока, а его фамилия). Затем мяч по разу побывал в сетке тех и других ворот, и за семь минут до конца счет был 2:1 в пользу Германии. Но тут Рене ван дер Керкхоф выровнял положение - 2:2.

После двух туров у Италии и Голландии было поровну очков (по три), поэтому их личный поединок должен был определить финалиста. У "оранжевых" была лучшая разница мячей - 7:3 против 1:0 у итальянцев, и ничья, таким образом, их устраивала. Но первый тайм они явно провалили. Неескенса зачем-то приставили опекать Росси. Эта роль, совершенно для него несвойственная, футболисту не удавалась. Свое бесспорное преимущество "Скуадра адзурра" воплотила в гол. Правда, забил его в собственные ворота голландский защитник Брандтс.

После перерыва характер игры резко изменился. Неескенс перепоручил Росси Янсену, а сам пошел вперед. Голландцам удалось организовать штурм ворот Дзоффа. По всем законам драматургии, ответный мяч забил сам Брандтс, а затем Хаан для верности забил второй мяч. 2:1 - и Голландия второй раз подряд в финале.

ПОЛУФИНАЛЬНАЯ ГРУППА В

ПОЛЯКИ ПОСТАРЕЛИ НА ЧЕТЫРЕ ГОДА

Поляки очень неуютно чувствовали себя в компании трех южноамериканских команд. Они одолели перуанцев - 1:0, проиграли аргентинцам - 0:2 и бразильцам - 1:3, но, как это ни парадоксально, лучше провели именно проигранные матчи. По упущенным голевым шансам (это касается и их игр первого этапа) поляки, наверное, не имели себе равных. Но у их менее удачного, чем в 1974 году, выступления были и более глубокие причины. Команда располагала атлетичными игроками (только Гжегош Лято не дотягивал в росте до 180 сантиметров), но им не доставало динамичности и резкости. Поляки играли в атакующий футбол, но слишком грешили мелкими передачами при развитии атаки. Восемь третьих призеров чемпионата-74 по-прежнему занимали ведущие позиции, но Горгонь, Жмуда и Шармах стали заметно медлительнее, сдали Дейна и Лято, хотя их высокий класс временами давал о себе знать. На фоне ветеранов свежее и изобретательнее смотрелись молодые Бонек и Навалка.

ПЕРУАНЦЕВ ХВАТИЛО ТОЛЬКО НА ПЕРВЫЙ ЭТАП

Обратил на себя внимание резкий контраст в выступлении перуанцев на первом и втором этапах. Сначала они выиграли группу, в которой были Шотландия и Голландия, с разницей мячей 7-2, затем безропотно уступили во всех Трех матчах с суммарной разницей 0-10.

Этому контрасту можно найти объяснение. Перуанцы сразу обнаружили умение и желание остро атаковать, но при этом они явно пренебрегали обороной. Пока у команды оставались силы, все восторгались быстрыми прорывами крайних форвардов Облитаса и Муньянте, мастерством Кубильяса, который и снайперски бил по воротам, и умело дирижировал партнерами. Когда же игроки устали, а произошло это быстро, сразу обнаружились огрехи в обороне, рассыпавшейся как карточный домик. Слабая физическая подготовка подвела и Кубильяса, который к своим пяти голам, забитым на первом этапе, не сумел дальше добавить ни одного. В заключительном матче с Аргентиной он не сделал ни одного точного паса и нанес всего один удар по воротам. При слабой тренированности перуанцев даже их блестящая техника не стала спасением. На ходе и результатах их матчей с Бразилией (0:3) и Аргентиной (0:6) сказалось их давнее преклонение перед южноамериканскими грандами. Они выглядели обреченными. От поляков перуанцы пропустили только один мяч, но на последних минутах этого матча зрителей развлекла клоунада, устроенная вратарем Рамоном Кирогой. Он стал частенько выбегать к центральной линии и даже дальше. В одном из таких эпизодов Лято завладел после срыва перуанской атаки мячом на своей половине поля и обнаружил перед собой вратаря. Уверенным движением форвард пробросил себе мяч на ход и совершил рывок, рассчитывая оказаться наедине с пустыми воротами. Не тут-то было: Кирога совершил бросок и схватил поляка за талию, после чего дурачился перед арбитром, скрывая от него номер на спине, когда тот хотел показать ему желтую карточку.

СДАВАЛ ЛИ КИРОГА МАТЧ АРГЕНТИНЦАМ?

Волею судьбы Кирога оказался в центре внимания и после матча с Аргентиной, который приобрел скандальный оттенок. Ситуация в группе перед последним туром сложилась таким образом, что претенденты на выход в финал - Аргентина и Бразилия - имели по три очка, но у бразильцев была чуть лучше разница мячей - плюс 3 против плюс 2 у аргентинцев. Обеим командам надо было победить с как можно более крупным счетом.

Оба матча должны были начаться одновременно. Но организаторам удалось с помощью всевозможных ухищрений отложить начало игры своей команды почти на целый тайм. Таким образом, аргентинцам в Буэнос-Айресе можно было ориентироваться, зная, что происходит в Мендосе. Когда матч Аргентина - Перу должен был возобновиться после перерыва, встреча Бразилия - Польша уже закончилась. Бразильцы победили - 3:1, и в Буэнос-Айресе тут же подсчитали, что аргентинцам, чтобы обойти конкурентов по разнице, нужно выигрывать в четыре мяча. Случайно это или нет, но желаемое было осуществлено: Кемпес забил гол на 48-й минуте, Луке на 50-й - и к этому времени аргентинцы уже вели - 4:0. Стадион взорвался бурей восторга и уже не умолкал. Перуанцы сдались на милость победителя, который еще дважды поразил цель.

Безропотность перуанцев во втором тайме и вызвала разговоры о том, что они, дескать, сдали матч. Тут же вспомнили, что Кирога родился в Аргентине. На самом деле здесь вряд ли имел место какой-то сговор. По первому тайму казалось даже, что шансы хозяев чемпионата под угрозой: Муньянте во время одного из своих рывков попал в штангу, а Кирога самоотверженно бросался на все мячи и много раз спасал команду в трудных ситуациях.

ФИНАЛ

КЕМПЕС ВОВРЕМЯ ИЗБАВИЛСЯ ОТ УСОВ

Бразильцы в Аргентине были точно такими же, как четыре года назад в ФРГ. Они ни разу не проиграли, что соответствовало их умению отбирать и контролировать мяч, природной ловкости, благодаря которой они выпутывались из сложных положений. Однако их атаки не сопровождались вдохновением: бразильцы словно ждали, что удача придет к ним сама. От своих знаменитых предшественников команда образца 1978 года унаследовала внешние манеры, но ни в коем случае не боевой дух. Итальянцев ей удалось в матче за третье место обыграть благодаря двум удивительным по исполнению ударам издали Нелиньо и Дирсеу (особенно это касается гола Нелиньо: мяч, пущенный с правого фланга, по крутой траектории обогнул Дзоффа и юркнул в дальний угол). Бразильцы победили - 2:1, но при этом мяч четырежды попадал в их штанги и перекладину. Футбольная сверхдержава сделала шаг вперед по сравнению с 1974 годом - переместилась с четвертого места на третье. Но никакого признания при этом не получила.

Финал Аргентина - Голландия удался на славу и сопровождался необходимым для матчей подобного ранга драматизмом. Чего стоит только попадание в штангу Робби Ренсенбринка, когда счет был 1:1 и до конца основного времени оставалось совсем немного. Наш легендарный комментатор Николай Озеров, который вел репортаж о финале, в этот момент отключился от событий на поле и рассказывал зрителям и слушателям про гастроли русского балета в Аргентине.

Среди команд, удививших мир в 1978 году своим преображением (Италия, Австрия, Франция), Аргентину можно поставить на первое место. На короткое время ей удалось под руководством Луиса Сесара Менотти избавиться от типично аргентинских комплексов (психологической неустойчивости, злоупотребления мелкими передачами) и создать, прекрасно организованную команду. На 1978 год пришелся и расцвет таланта Марио Кемпеса, который тоже удивил: насколько бесцветно он отыграл чемпионаты 1974 и 1982 годов, настолько же ярко проявил себя в промежутке между ними. Любопытно, что пока Кемпес носил усы (на матчах первого этапа), поразить цель ему ни разу не удалось. Но как только он их сбрил - у футболиста сразу же прорезался удар. Сделав дубль в финале, Кемпес с шестью мячами занял первое место в списке бомбардиров чемпионата.

Игорь ГОЛЬДЕС