Газета Спорт-Экспресс от 31 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

31 марта 1998

31 марта 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ВТОРОЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ"

ТРЕТЬЕ МЕСТО - ПРЕДЕЛ МЕЧТАНИЙ, ЕСЛИ ТЫ НЕ ПИЛОТ "МАКЛАРЕНА"

Второй этап 49-го чемпионата мира принес второй подряд дубль "Макларену". Теперь на счету лидера команды 29-летнего Мики Хаккинена стопроцентный результат в общем зачете - 20 очков из 20 возможных. На счету "Макларена" также стопроцентный результат в Кубке конструкторов - 32 очка из 32 возможных.

ОТ АТАК "ФЕРРАРИ" ПОСТРАДАЛИ ЛИШЬ "УИЛЬЯМС" И "ДЖОРДАН"

Собственно, в том, что и второй гоночный уик-энд нынешнего чемпионата пройдет под знаком "Макларена", очевидцы перестали сомневаться, видимо, еще после свободных тренировок в пятницу. Хотя некий оттенок неопределенности все же сохранялся - благодаря тому, что вплоть до полудня субботы не была известна судьба пресловутых дополнительных тормозов, опротестованных с подачи "Феррари". Окончательно все сомнения в предстоящей победе кого-то из двух пилотов Рона Денниса развеялись после субботней квалификации, которую босс "Мерседеса" Норберт Хауг окрестил чем-то вроде "нашего ответа Чемберлену".

Что ж, легкость, с которой Мике Хаккинену достался второй в нынешнем сезоне и третий в карьере поул, а также уверенное второе место на стартовом поле его партнера Дэвида Култхарда и в самом деле оказались достойным ответом на продолжающиеся нападки на команду - фаворита чемпионата. Не знаю, насколько всерьез спортивный директор Жан Тодт рассчитывал запретом на диагональный тормозной контур лишить "Макларен" преимущества. Скорее всего - и к этой версии склоняются и Хаккинен с Култхардом - основной целью было оказать на команду и ее гонщиков в первую очередь психологическое давление в расчете на возможную ошибку.

Расчет не оправдался. Во-первых, "Макларен" не та команда, которая способна упустить успех из-за собственных ошибок. Во-вторых, нервничать Хаккинену и Култхарду было вовсе не из-за чего - и без спорной тормозной системы, вызвавшей столько недовольства и зависти, их машины держали дорогу, как приклеенные. Лишь однажды за весь уик-энд немного покрутился на асфальте Интерлагоса Култхард, Хаккинен же ни разу не потерял контроля над собственным автомобилем.

А вот гонщикам "Уильямса" и "Джордана", чьи намного менее совершенные системы также были отключены, пришлось несладко. Особенно это относится к Дэмону Хиллу. За годы, проведенные в "Уильямсе", у англичанина выработался каллиграфический стиль вождения, в который повышенная самостоятельность заднего моста (так называемая избыточная поворачиваемость) совершенно не вписывается. А именно избыточной поворачиваемостью страдает новое детище Гэри Андерсона. И установка на J198 дополнительного тормозного контура для "Джордана" явилась необходимым лекарством - как только благодаря дозированной тормозной нагрузке снивелировался эффект избыточной поворачиваемости, сразу выяснилось, что шасси обладает неплохим скоростным потенциалом, и почувствовавший себя гораздо спокойнее Хилл чуть не побил тестовый рекорд непобедимых "Макларенов". В Бразилии же систему отключили - и все приключения начались снова: Хилл был одним из рекордсменов по числу вылетов с трассы.

В наибольшем же проигрыше, судя по всему, оказался "Уильяме". Забегая вперед, скажу: действуй дополнительный тормозной контур на машине Френтцена в гонке, он, а не Михаэль Шумахер, приехал бы на третьем месте. А так даже на глаз было видно, что нарушен привычный баланс шасси, машина нещадно расходует резину, что и сказалось в итоге на положении немца, вместо четырех очков заработавшего лишь два.

ПРОВЕРИВ ОТБОЙНИКИ ИНТЕРЛАГОСА, ПАНИС ОСТАЛСЯ ЦЕЛ

Утром в воскресенье на традиционной прогревочной тренировке - так называемом warm-up, проходящем за 4,5 часа до старта "Гран-при", FIA получила еще тройку наглядных доказательств "увеличения зрелищности гонок": зауженные базы и отсутствие слика привели к трем довольно неприятным авариям с участием Ральфа Шумахера, Джанкарло Физикеллы и Оливье Паниса. Но если первые двое, чувствительно повредив "Джордан" и "Бенеттон", сами отделались легким испугом, то об аварии Паниса этого не скажешь.

Признаюсь честно - я видела этот дикий полет в записи, уже зная, что с гонщиком, к счастью, ничего не случилось, но все равно пережила пару пренеприятнейших минут. Что же тогда говорить о тех, кто смотрел на это, так сказать, в прямом эфире?! Синий болид сорвался с трассы на апексе скоростного поворота "Субида ду лагу", на полном ходу пропахал полосу безопасности и фактически в лобовую врезался в буфер из отработанных покрышек. Уже это было страшно - ведь в июле прошлого года в Канаде Панис в очень похожей аварии сломал обе ноги и лишь в конце сезона снова сел за руль. Далее вообще последовали кадры из фильма ужасов: машина, отскочив от отбойника, как футбольный мячик, начала беспомощно крутиться - раз, другой, третий, пятый, а пилот не подавал признаков жизни: шлем с красной, белой и синей полосами мотался совершенно безжизненно. Представляю, что в эти мгновения пережил на стенде команды Ален Прост...

Когда машина наконец-то прекратила свой смертельный вальс, Панис еще мгновение сидел в кокпите не шевелясь, а потом встрепенулся, отстегнул ремни и вышел. Правда, как-то не слишком уверенно - его слегка покачивало. Никаких серьезных физических повреждений врачи гонки во главе с профессором Сидом Уоткинсом у француза не обнаружили, но, думаю, небольшой психологический шок он все-таки испытал...

Два лучших результата утром в воскресенье снова показали Хаккинен (1.19,394) и Култхард (1.19,526). После того, как и в гонке они сохранили такой порядок следования, родился новый неофициальный рекорд "Формулы-1": в общей сложности на трассу за три дня "Гран-при" гонщики выходили семь раз - дважды на свободных тренировках в пятницу, трижды (две 45-минутные тренировки и квалификация) в субботу, еще дважды (warm-up и гонка) в воскресенье - и все семь раз первую строчку протокола занимал Хаккинен, вторую - Култхард. Случай уникальный.

ОТ КОМАНДНОЙ ТАКТИКИ ДЕННИС ОТКАЗЫВАТЬСЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ

Неприятности с тормозами были не единственным поводом для нервотрепки, преследовавшей Рона Денниса и его команду. Благородный жест Дэвида Култхарда, три недели назад в Мельбурне пропустившего Хаккинена на первое место, вызвал, пожалуй, не менее громкий и продолжительный резонанс.

Я уже рассказывала, что директор австралийского "Гран-при" Рон Уокер был настолько разъярен, как он выразился, циничной подтасовкой результатов, что направил в FIA официальный протест. Полыхала страстями и букмекерская Англия: любители игры в тотализатор, поставившие на победу Култхарда колоссальные деньги, естественно, не были в восторге от приверженности шотландца правилам "фэйр-плей". Во время заседания Всемирного совета FIA кляуза Уокера была рассмотрена. И хотя высшие автомобильные власти признали, что "Формула-1" командный вид спорта и практика командной езды существовала в ней всегда, "Макларену", тем не менее, погрозили пальчиком.

Но тут рассердился главный промоутер "Больших призов" Берни Экклстоун, вдруг вспомнивший о своих планах превратить "Ф-1" в акционерное предприятие, благосостояние которого, как известно, напрямую зависит от количества желающих приобрести акции. Он испугался, что популярность "Формулы-1" может упасть, если публика и дальше будет наблюдать "командное взаимодействие" в исполнении Хаккинена и Култхарда! После этого последовало специальное коммюнике, в котором было сказано, что впредь подобная вежливость будет караться самым строжайшим образом. Мера, так сказать, пресечения (вплоть до исключения провинившихся в благородстве гонщиков из "Гран-при") становилась прерогативой стюардов каждой конкретной гонки. Причем команды были предупреждены, что для установления факта "подтасовки результатов" комиссары FIA имеют право пользоваться видеозаписями, показаниями телеметрии, свидетельскими показаниями - ну и так далее.

На все это Рон Деннис и его ребята отреагировали совершенно спокойно. "Макларен" создавался как гоночная КОМАНДА, функционирует как КОМАНДА, и намерен оставаться ею на протяжении всей своей истории, - сказал Деннис. - А посему, если интересы КОМАНДЫ потребуют от моих гонщиков отказа от взаимной борьбы, и Мика, и Дэвид это сделают". "В наших действиях в Мельбурне лично я не нахожу никакого криминала", - сказал Култхард. А Хаккинен, которому вовсе не улыбалось в третий раз выигрывать благодаря чьему-то снисхождению, сообщил, что в Бразилии между ним и его партнером по команде будет настоящая борьба. На что Деннис невозмутимо добавил: "Может быть".

"БОЛЬШОЙ ШЛЕМ" ДОСТАЛСЯ ХАККИНЕНУ ПОЧТИ ДАРОМ

После этой ремарки Денниса очень уж не хотелось верить, что и в Бразилии мы увидим повтор Мельбурна. Поэтому я с замиранием сердца ждала, чем закончится старт. Напомню: три недели назад Култхард особенно не скрывал, что, делая столь дорогой подарок своему партнеру, рассчитывает на ответный шаг. Поэтому если бы в воскресенье после стартового сигнала светофора в первый после прямой поворот "S" ду Сенна" первым нырнул бы шотландец, я выключила бы телевизор.

Но этого не произошло. Култхард не совершил никакой ошибки на старте, но Хаккинен стартовал просто блестяще. Немаловажная деталь - на Интерлагосе второе место на стартовом поле несколько более выгодно, чем поул-позишн, из-за конфигурации первого поворота. Сколько раз мы видели, как выигравший квалификацию уходил в гонку вторым даже не ошибившись на старте! Хаккинен ушел в нее первым. На этот раз Култхарду даже подтормаживать, как в Мельбурне, не пришлось - он проиграл старт финну чисто.

А вот Михаэль Шумахер сигнал светофора явно прозевал - его "Феррари" сдвинулась с места уже после того, как немца обогнали партнер по команде Ирвин и Вурц на "Бенеттоне". Хорошо стартовал и Френтцен, хотя по прошлому году мы помним, что эта процедура не всегда удавалась ему соответствующим образом.

Короче, первая шестерка миновала первый поворот в таком составе: Хаккинен, Култхард, Френтцен, Ирвин, Вурц, Михаэль Шумахер. Первой жертвой Интерлагоса стал Ральф Шумахер, которого развернуло и выкинуло в гравии именно в "S" ду Сенна". Полет молодого немца привел к небольшой панике, в которой, впрочем, никто не пострадал. Блестяще стартовал с 8-й линии Жан Алези на "Заубере", в первом повороте оказавшийся 9-м, и Жак Вильнев, с 10-го места переместившийся на 7-е.

К концу первого из 72 кругов "Макларены" опережали все еще державшегося третьим Френтцена уже более чем на три секунды. На втором круге Хаккинен установил первый из серии быстрейших кругов - 1.21,122. За оставшиеся 70 кругов финн еще девять раз улучшал этот результат, оказавшись монополистом - никто, в том числе и второй маклареновец Култхард, быстрейшим кругом своего досье не украсил. Это, кстати, тоже уникальный случай.

На исходе 10-го круга "Феррари" дала преотличнейший повод применить обещанные за "командное взаимодействие" санкции - шедший 4-м Ирвин ушел на внешнюю сторону виража, открыто пропуская Шумахера. Впрочем, на этот маневр вряд ли кто намеревался обращать внимание.

Более ничего замечательного в первой шестерке не происходило. А вот чуть дальше отчаянные (и, как стало ясно позже, безуспешные) попытки попасть в очковую зону предпринимал чемпион мира-97 Жак Вильнев, буквально повисший на пятках у ставшего уже 6-м Вурца. Еще дальше образовались две связки: Алези атаковал Баррикелло, его в свою очередь пытался догнать Панис, а в небольшом отрыве от этого трио отношения выясняли Трулли, которого догонял Херберт, Хилл и Магнуссен. На 14-м круге Херберт на прямой обошел-таки Трулли - это был один из немногих обгонов, причем настоящий, без игры в поддавки.

В это же время Шумахер начал показывать, что намерен атаковать Френтцена, дабы, как полагается любому уважающему себя мужчине, сдержать данное накануне гонки слово и стать третьим. 13 кругов длилась эта игра в кошки-мышки. Пару раз двукратный чемпион мира и вправду предпринимал атакующие действия, например, в "эске", месте наивысшей активности нападавших и защищавшихся, но его нетитулованный соотечественник особого страха не выказал. В целом он сдерживал атаки "Феррари" вполне достойно, и вдохновение Шумахера исчерпалось - лидер Скудерии решил, что лучше воспользоваться привычной тактикой и обогнать соперника на пит-стопе.

На 27-м круге Шумахер первым из топ-пилотов поехал в боксы, где его обслужили за 8,5 секунды. Кругом позже стенд посетил Френтцен (7,7), но на трассу он вернулся следом за Шумахером: первый немец был 6-м, второй - 7-м. Задача-минимум оказалась решена: "Уильямс" был пройден.

В борьбе за третье место Шумахер обогнал Физикеллу и уже позже вынужден был выдерживать наскоки партнера итальянца по "Бенеттону" Вурца. Юный австриец стал автором еще одного запоминающегося обгона - на 53-м круге, когда вышел на 4-е место. После второго пит-стопа Френтцен испытывал явные проблемы и поддерживать необходимый темп не мог. Но от атак Вурца пытался защищаться довольно жестко. Когда австриец все же пошел на обгон - в конце прямой перед входом все в ту же "эску", между колесами "Уильямса" и "Бенеттона" были считанные сантиметры. И те же считанные сантиметры были между колесами "Бенеттона" и бетоном отбойника... Но молодой не дрогнул - в таком возрасте просто еще не умеют бояться.

Сражавшийся во втором эшелоне Вильнев тоже стал автором нескольких впечатляющих обгонов. И если бы не выбранная "Уильямсом" тактика с двумя заездами в боксы, канадец непременно финишировал бы в очках (какое-то время он ценой невероятных усилий даже ехал 4-м). Увы...

Было еще несколько довольно опасных атак Ирвина на Алези, из которых француз вышел явным победителем, причем без жертв - ирландец на рожон лезть не стал, что само по себе удивительно, если вспомнить предыдущий опыт гоночных взаимоотношений Ирвина с соперниками, и с Алези в частности. Вообще нужно сказать, что Жан провел достойную гонку - будь его результат в квалификации получше, он вполне мог бы финишировать в очках.

На этом события себя исчерпывают. Пусть на меня не обижаются поклонники Хаккинена и Култхарда за то, что не описываю подвигов их любимцев. Описывать нечего, кроме совершенно рутинных пит-стопов на 36-м (Култхард - 10,3) и 39-м (Хаккинен - 11,8) кругах. Никакой борьбы - ни между собой, ни с соперниками - они не вели. Финн всю дистанцию легко поддерживал безопасный отрыв в четыре с небольшим секунды от партнера, и лишь в самом конце, когда резина явно пришла в негодность, команда вывесила обоим пилотам сигнальные щиты с надписью "cool tire".

Последняя деталь: в воскресенье Хаккинен стал 21-м пилотом в истории "Формулы-1", на чьем счету есть так называемый "большой шлем" - поул-позишн, быстрейший круг в гонке, победа плюс лидирование со старта до финиша. Вместе с Микой в этом списке Джим Кларк, Джекки Стюарт, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл, Нельсон Пике, Джек Брэбхэм, Ники Лауда, Хуан Мануэль Фанхио, из действующих - Хилл и Шумахер. Смею предположить, что ни одному из них этот царский "головной убор" не доставался так легко, как Хаккинену.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Стиль, в котором была одержана эта победа, назвать триумфом команды West McLaren Mercedes язык не поворачивается. Ведь само слово "триумф" подразумевает нечто возвышенно-героическое и не совсем обычное. В том же, как провели минувший гоночный уик-энд Хаккинен и Култхард, ничего необычного не было. Спокойно, методично и, как казалось со стороны, без особенного нервного и физического напряжения пилоты Рона Денниса сделали то, чего, собственно, от них и ждали - дуэтом выиграли все тренировочные заезды, квалификацию и гонку.

Перед колоссальным прогрессом, достигнутым командой за какие-нибудь восемь месяцев, хочется снять шляпу - "Формула-1" знает не так уж много случаев, когда конюшня, угодившая в кризис (достаточно вспомнить, что после триумфальных сезонов середины 80-х - начала 90-х "Макларен" не выигрывал полных четыре года!), затем возрождалась бы, как Феникс из пепла. Но, к несчастью для болельщиков, столь впечатляющее возрождение обещает довольно скучный сезон. Несмотря на то, что все пишущие и рассказывающие о "Формуле-1 " представители прессы (и я не исключение) сейчас наперебой вспоминают самые знаменательные чемпионаты из истории команды из Уокинга, и в первую очередь - чемпионат 1988 года, и проводят напрашивающиеся сами собой аналогии, одна, и весьма значительная, разница бросается в глаза.

Десять лет назад "Макларен" и в самом деле имел колоссальное преимущество над соперниками, но отнюдь не за счет каких-то выдающихся качеств автомобиля, а главным образом за счет того, что управлявшие "Маклареном" МР4/4 Ален Прост и Айртон Сенна вели между собой непрерывающуюся и сверхнапряженную дуэль, не давая друг другу и команде расслабиться ни на мгновение. Вот этой-то дуэли, как мне кажется, и будет недоставать ожидающему нас сезону. Почему? По одной предельно простой причине.

Рон Деннис, патрон и главный вдохновитель второго по счету возрождения "Макларена" (напомню, что влачившую существование твердого середняка команду Деннис купил в 1982 году, а в 1984-м ее пилот Ники Лауда стал чемпионом мира, и за следующие десять лет этот титул доставался соперникам "Макларена" лишь трижды!), не тот человек, который способен дважды наступить на одни и те же грабли. Внутрикомандная дуэль Проста и Сенны принесла ему громадную славу, но и, возможно, еще большее разочарование: два суперчемпиона и две суперличности в своей схватке были неуправляемы, попытка хоть как-то подчинять их интересы интересам команды обернулась крахом "дьявольского дуэта", повлекшим за собой и неминуемый спад в выступлениях всего "Макларена". Оказавшись заложником звездной дуэли Прост - Сенна, Деннис, по его собственному признанию, потерпел одну из самых болезненных профессиональных неудач в своей жизни. Проигрывать же Рон не любит. Это ведь ему принадлежит знаменитая фраза о том, что второй - это всего лишь первый из проигравших. Поэтому сейчас "Макларен" устроен совсем иначе. Нынешние звезды Денниса, Хаккинен и Култхард, поставлены в жесткие рамки командных интересов. И уж будьте уверены - на этот раз Деннис не выпустит вожжи из рук. А значит, если судьбе будет угодно, чтобы спор за титул чемпиона мира 1998 года и в самом деле оказался внутренним делом "Макларена", настоящей борьбы не будет. Лучшее, на что можно рассчитывать, это схватка между Хаккиненом и Култхардом в квалификации.

Так что наиболее правомочной исторической аналогией будет сравнение чемпионата-98 с чемпионатом-92, когда бал на трассах правил Найджел Мэнселл при непосредственном ассистировании Риккардо Патрезе, имевшего (хотя это и не афишировалось) статус второго номера "Уильямса". Более скучного сезона "Формула-1" не помнит. Но что делать...

Хотя один выход все-таки есть. Джонни Херберт сказал: "Парни, ну что вы нервничаете. Все просто: "Макларен" выступает в высшей лиге, все остальные - в первой". И тут же кто-то - в шутку, разумеется (но в каждой шутке есть доля правды, не так ли?) - предложил... запретить "Макларен"!

А что - и в самом деле выход!

Ольга ЛИНДЕ