Газета Спорт-Экспресс от 25 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

25 февраля 1998

25 февраля 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

Юрий НИКИФОРОВ

В АФИНАХ УЗНАЛ, ЧТО НА МЕНЯ ЗАВЕЛИ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

Откровенно говоря, позвонив вчера Юрию Никифорову в Хихон, я не очень надеялся, что разговор у нас вообще получится. Во-первых, в 26-м туре испанского чемпионата его команда "Спортинг" потерпела 22-е поражение, а во-вторых, в прошедшем матче с "Вальядолидом" мой собеседник не реализовал пенальти. И все-таки, как я убедился, профессиональный футбол делает свое дело. Ведь в нем общение с журналистами если и не выделено отдельно пунктом в контракте игрока, то обусловлено давними традициями, нарушать которые не решается практически никто. В том числе и последний защитник хихонского клуба.

-Представляю, как вы огорчены, потому что к поражениям, сколько бы их ни было, привыкнуть невозможно. И тем не менее, почему уступили на этот раз?

- Все потому же, что и прежде, - едва ли не во всех играх мы страдаем от того, что наши игроки средней линии не могут отдать острый последний пас, когда мяч доставляется к штрафной площади соперника. Да, до линии штрафной мы вроде бы контролируем его, вроде бы диктуем свои условия, но как только приближаемся к воротам соперника, в действиях игроков появляются скованность и робость.

-И все же "Спортингу" удалось забить один гол, а перед этим вы не реализовали пенальти. За что он был назначен и что помешало вам послать мяч с 11-метровой отметки в ворота "Вальядолида"?

- Дело было так: я со своей половины поля подключился к атаке, сыграл с Черышевым в "стенку" и моментально вывел в штрафную на ударную позицию нападающего Луну. Его сбили, и мы получили право на пенальти. Я решил не искушать судьбу и пробил, как обычно, в левый от себя угол. Пробил примерно так же, как в Калининграде в первом матче чемпионата России позапрошлого года. Тогда Помазун разгадал мои намерения и парировал мяч, а на этот раз то же самое удалось сделать вратарю "Вальядолида" Сесару.

-После незабитого пенальти "Спортинг" не отчаялся?

- Нет. Мы по-прежнему владели инициативой, и большую часть времени мяч пребывал на половине поля соперников. Но извлечь реальной пользы из территориального преимущества снова не сумели.

-В конце прошлого сезона я был на вашем матче с "Сельтой", и "Спортинг", который победил, произвел на меня впечатление достаточно уверенной в своих силах команды. И, поверьте, невозможно было предположить, что уже в следующем чемпионате хихонцы на глазах у своих преданных болельщиков превратятся в безнадежных аутсайдеров. Что же могло случиться за столь короткий срок?

- Да, на финише минувшего чемпионата мы выглядели достойно. И, видимо, в клубе полагали, что этим же составом сможем конкурировать с соперниками из первого дивизиона и в следующем чемпионате. По крайней мере, каких-то серьезных приобретений в межсезонье "Спортинг" не сделал. Вернул несколько футболистов, отданных чуть раньше в аренду командам второй лиги, купил Косолапова из московского "Локомотива", которого нынче уже нет в Хихоне. Кстати, поговаривают, что и Хосе Мануэль, возвращенный из "Мальорки", собирается назад. Теперь понятно: летом нам нужно было усиливаться. А по ходу сезона в спешном порядке сделать это очень и очень непросто.

-Значит, игра команды соответствует занимаемому ею месту в таблице?

- Не сказал бы. Мы выглядим вовсе не хуже команд из второй десятки. Но, видимо, психологический надлом дает о себе знать и предопределяет исход многих встреч.

-А чем объяснить столь быстрый отъезд в Москву Косолапова? Он не вписался в игру вашей команды?

- Вообще-то на этот вопрос вам лучше ответит тренер. Я же могу высказать свои предположения, не касающиеся непосредственно игры. Вы знаете, когда футболист впервые уезжает за границу, оказывается в новой стране, где говорят на чужом языке, в новой команде, то очень важно, чтобы проблемы быта были решены заранее. У Косолапова все получилось наоборот. Вместо того, чтобы сосредоточить все усилия на тренировках и играх, он с нашей помощью - Ледяхова, Черышева и меня - подыскивал себе жилье, обстановку, покупал посуду - короче, все, что необходимо для нормальной жизни. Долгое время у него не было машины, мы заезжали за ним, когда того требовала ситуация. Конечно же, это мешало нормальной работе. А тут, как нарочно, Монтес вынужден был подать в отставку после неудачного старта. Пришедший ему на смену Маседа сразу же сказал, что на Косолапова особо не рассчитывает, поскольку приобретали его по рекомендации предшественника. Правда, в заявку на игру Маседа Косолапова включал, а иной раз и выпускал на поле. Косолапов горел желанием доказать, что он заслуживает играть в "Спортинге", и однажды, на мой взгляд, погорячился: на матч против "Атлетико" в Хихоне он вышел с травмой. Я эту игру пропускал, и с трибуны видел, как Косолапов с трудом, прихрамывая, передвигается по газону. А ведь от легионера всегда ждут необыкновенно хорошей игры - он должен превосходить своих партнеров-испанцев. Когда же "Спортинг" возглавил Новоа, судьба Косолапова, по существу, была предрешена.

-При каких обстоятельствах Новоа снова встал у руля "Спортинга"?

- Тренеры менялись, а команду продолжало лихорадить. И тогда к Новоа, который выполнял обязанности технического директора клуба, обратились с просьбой вернуться к тренерской деятельности. Он дал согласие.

-Многие наши игроки, столкнувшиеся в работе с этим тренером, утверждают, что он не слишком симпатизирует российским легионерам.

- Не знаю, как к кому, а ко мне и Черышеву Новоа относится абсолютно непредвзято. Я, например, вхожу в основной состав на каждый матч, и после игры тренер отзывается обо мне достаточно лестно. Да и о Черышеве тоже.

-А что происходит с Ледяховым? Почему он оказывается лишним?

- Мне сложно дать вам какую-то конкретную информацию по этому поводу. Поначалу Новоа ставил Ледяхова в состав, а затем отказался от его услуг.

-Ходили упорные слухи, что Ледяхов, возможно, уедет в Мексику. Это реально?

- Не знаю. Если Ледяхов куда-то и уедет или уйдет, то это произойдет лишь по окончании сезона.

-Но вы еще в разгар его, насколько мне известно, могли оказаться в Турции, в "Бешикташе". Но почему-то остались в "Спортинге".

- До меня доходили разговоры о том, что якобы мной интересуется "Бешикташ". Я приехал в свой клуб, чтобы выяснить, насколько это серьезно. Оказалось, что турки на самом деле хотели бы видеть меня в своей команде. Тогда я позвонил своему новому импресарио Мигелю Сантосу, одному из самых авторитетных и влиятельных людей в испанском футболе, и попросил связаться с руководством "Бешикташа". Он провел переговоры с президентом турецкого клуба, и они пришли к выводу", что сейчас не стоит торопиться, а лучше подождать до лета. Тем более что пока у "Бешикташа" - четыре легионера.

-Так что не исключено, что следующий сезон вы начнете в Турции?

- Не хочу забегать вперед. Поживем - увидим. Честно говоря, покидать Испанию не хотелось бы. Да и в Хихоне ко мне относятся с уважением. Недавно даже специальным призом наградили - за то, что я при всех четырех тренерах - Флоро, Монтесе, Маседе и Новоа - неизменно входил в число одиннадцати. Однако перспектива выступать во втором дивизионе меня никак не прельщает. Там я поиграть еще успею. Да и "Спортинг", с которым у меня соглашение до 2000 года, как клуб второго дивизиона, вероятно, будет не в состоянии оплачивать мой контракт. Поэтому придется сменить прописку.

-Вы, как и в "Спартаке", играете на позиции последнего защитника. Многие ли клубы Испании придерживаются такого же построения в обороне или предпочитают строго действовать "в линию"?

- По-моему, ведущие испанские клубы играют с задним защитником. Может быть, не столь ярко выраженным, но все-таки его легко определить на поле. В "Реале" это Йерро, в "Барселоне" - Коуту и Надаль, в "Бетисе" Видакович, в "Валенсии" - Джукич. Другое дело, что в тот момент, когда нужно организовать искусственный офсайд, защитники этих клубов мгновенно выстраиваются в линию, и соперники нередко попадаются в эту ловушку.

-Ну а рискнете спрогнозировать, кто будет чемпионом Испании?

- Не рискну. В этом сезоне и с "Барсой", и с "Реалом" происходит что-то непонятное. Особенно с "Барсой", которая нередко уступает на последних минутах матча. Вроде в обеих командах классные футболисты, а той интересной игры, которую они демонстрировали в прошлом сезоне, нет.

-А какую игру показала наша сборная в Афинах во встрече с греками?

- Февральскую. Могли выиграть, но могли и проиграть. В итоге довольствовались ничьей. Странно только, что в распоряжении тренеров оказалось лишь 13 полевых игроков.

-Надеюсь, что перед предстоящим в Москве матчем с французами отыщутся остальные.

- Вы шутите. А когда мы приезжаем в сборную, нам не до шуток. В Афинах начали обсуждать условия новых контрактов и к компромиссу не пришли. Но нас предупредили: для кого эти условия окажутся неприемлемыми - в сборной играть не будут. Но это, как говорится, еще цветочки... Настоящий шок пришлось пережить, как только я появился в Афинах в расположении нашей команды. Мне сразу же заявили: в Москве на тебя завели уголовное дело. Я обалдел от неожиданности: в связи с чем? Мне объяснили, что я будто бы не платил налогов с премий, которые получал в сборной. Но ведь с каждой премии эти налоги вычитались, о чем нас ставили в известность. Что же еще от меня хотят?! Впрочем, как выяснилось, не только от меня - от других игроков тоже. По-моему, вопросы не по адресу...

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ