Газета Спорт-Экспресс от 27 января 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

28 января 1998

28 января 1998 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

NAGANO-1998

ДО ОТКРЫТИЯ 11 ДНЕЙ

Мария БУТЫРСКАЯ

ДАЖЕ ПРОСТО ПОЕХАТЬ В НАГАНО ДЛЯ МЕНЯ СЧАСТЬЕ

Победу 25-летней Марии Бутырской на недавнем чемпионате Европы в Милане многие восприняли и как сенсацию, и одновременно как закономерность: 5-кратная чемпионка России 6 раз участвовала в европейских первенствах и вот наконец поднялась на высшую ступень пьедестала.

-Как вы отпраздновали свой успех?

- Все празднование заключалось в том, что я пришла в номер гостиницы, и мы с Оксаной Казаковой и Мариной Анисиной выпили по бокалу шампанского. Затем позвонила маме, обрадовала ее. Она - мой самый верный болельщик.

-5-е место в короткой программе вас не обескуражило?

- Не очень. 5-е - это все-таки не 25-е, на этой позиции еще можно побороться за золото. Но парочка неприятных мыслей промелькнула в голове. К счастью, мой тренер Елена Чайковская была абсолютно спокойна, и часть ее спокойствия передалась мне.

-Что говорила вам Чайковская перед выходом на лед в произвольной программе?

- Она сказала: "У тебя прекрасные глаза. Мне они очень нравятся. Все будет хорошо!" К тому моменту я уже знала, что Ирина Слуцкая обыграла лидера - немку Таню Шевченко и что маленькая лазейка наверх у меня есть. Потом все мысли куда-то исчезли - помню только, как сняла чехлы с лезвий и выкатилась на лед. Оценок своих не видела. Зрение у меня плохое, и, пока я щурилась на табло, висевшее в другом конце зала, Чайковская бросилась меня обнимать: "Первая! Ты победила!"

-Кто ставил вам программы в этом сезоне?

- Короткую - я сама. Примчалась на каток с музыкой и с готовыми идеями, которые чуть ли не с порога выложила Чайковской. Та лишь руками развела - что, мол, с тобой спорить. Музыка Fever мне ужасно нравилась. Это старая негритянская мелодия, под которую Мадонна исполняла одну из своих песен. Что же касается произвольной программы, то музыку для нее нашла Елена Анатольевна, она же и поставила мне ее.

-Как ни странно, но о вас мало что известно. Где вы начинали кататься? Когда попали в сборную?

- Я катаюсь с пяти лет, начинала в школе фигурного катания ЦСКА. Моим первым тренером была Нифрантова. Потом тренировалась у Водорезовой, Титовой. А затем я вдруг сильно пополнела и из-за этого разучилась прыгать все то немногое, что уже умела. Титова вызвала мою маму на тренерский совет, где приняли решение отчислить меня из ЦСКА - "за неперспективность и вредный характер". Я и сама была уверена, что мои дни в фигурном катании сочтены, но спорт не бросила и перешла в "Динамо" к Владимиру Ковалеву. Он был в шоке: я весила, как средних размеров слон, и почти не прыгала.

-И тем не менее он согласился вас тренировать?

- Да, но с условием, что я похудею. У Ковалева я каталась полтора года, пока в один прекрасный день он не собрал нашу группу и не объявил, что уезжает в Грецию. Навсегда. Мы были раздавлены. Сезон только начинался, и никому не хотелось остаться без тренера накануне важных соревнований. Выбора, куда идти, практически не было: к тому времени единственным человеком, который не уехал за границу и сохранил свою группу, был Виктор Кудрявцев. Поэтому я и ушла к нему.

-Но и с ним вы расстались.

- Возможно, у меня действительно тяжелый характер. Виктор Николаевич - отличный тренер, но справиться со мной он не мог, ему не хватало жесткости, я бы даже сказала - жестокости в обращении с учениками. Чайковская же метод "кнута и пряника" освоила прекрасно. Она может и ущипнуть больно, и приласкать нежно. А еще Елена Анатольевна как никто другой умеет внушить тебе уверенность в своих силах перед стартом. Умеет найти самые нужные слова: "Маша, все шикарно! Поехали!"

-И все же - почему именно Чайковская?

- "Приют обиженных и обездоленных фигуристов" - группа Татьяны Тарасовой - и так была переполнена. Только что к ней ушли Илья Кулик, Оксана Грищук с Евгением Платовым, и мне не хотелось оказаться лишней. Да и не тянет меня в Америку. Мне хорошо здесь, в Москве. Люблю, когда все вокруг бурлит, как борщ на плите. Тихие американские деревушки, пусть даже самые чистые и аккуратные в мире, не для меня. Чайковская же не торопилась уезжать за границу. Когда упразднили должность главного тренера сборной страны, которую она занимала много лет, я пришла к ней и попросила тренировать меня. К моему великому удивлению, она согласилась.

-Как вы относитесь к перестановкам в олимпийской сборной России в женском одиночном катании?

- Случись это в любой другой стране, я бы вам твердо ответила, что так делать нельзя. Но в России - свои правила игры. К примеру, в 1993 году я выиграла свой первый чемпионат страны, а Ольга Маркова заняла 4-е место. На чемпионат Европы в том году поехали мы с Марковой, а Юлю Воробьеву и Татьяну Рачкову, которые заняли соответственно 2-е и 3-е места, по-тихому убрали из сборной, мотивируя это тем, что руководству федерации не нравится, как они катаются. В этом году история повторилась. Я смотрела, как Елене Соколовой и Юлии Солдатовой треплют нервы, то включая их в сборную, то исключая из нее, и думала: "Слава Богу, что меня это не коснулось!" Достаточно один раз ошибиться, и место в олимпийской команде, которого ты ждала годами, может "уплыть" к другой.

-Стоит ли овчинка выделки?

- Конечно, можно уехать в Грузию или в Зимбабве и гарантированно выступать за эти страны на всех чемпионатах. Но практика доказывает, что такие переходы не приносят спортсменам больших достижений. Я очень хорошо отношусь, например, к Юле Лаутовой, которая выступает за Австрию. Но, думаю, чемпионат Европы в Милане она проиграла только потому, что в этой стране у нее не нашлось конкуренток. А в России конкуренция жесточайшая. Вы видели, как мы рубились на отборочном чемпионате?

-Многие полагают, что выступления одиночниц в Нагано сведутся к дуэли американок Мишель Кван и Тары Липински.

- Ну это вряд ли, хотя американки действительно очень опасные соперницы. Скажем, Липински потрясла меня своей выносливостью - она каждый день запросто целиком катает произвольную программу. Однажды я попыталась последовать ее примеру и ежедневно прокатывать одну из программ - короткую или произвольную. Так через две недели я лед видеть не могла, боялась, что развалюсь прямо на катке и никто меня не склеит. Но, отдавая должное Липински, замечу, что судьям поднадоело детское катание Тары, которая даже издалека не похожа на женщину, поэтому с каждым стартом ее судят все строже и строже. А Мишель Кван для меня загадка. Кажется, ничего особенного в ней нет: прыжки невысокие, едва ноги ото льда отрывает, остальные элементы также не поражают воображение. Но все вместе смотрится потрясающе. Если Мишель чисто откатается в Нагано, то соперничать с ней будет тяжело всем.

-Как вы оцениваете свои шансы на Играх?

- Знаете, когда в ЦСКА меня признали неперспективной, я думала, что Олимпийские игры - это где-то на Луне, то есть так далеко, что мне туда вовек не добраться. И чем неправдоподобнее выглядела в моих мечтах Олимпиада, тем больше мне туда хотелось. А сегодня мои детские грезы вдруг начинают сбываться: я еду в Нагано, буду участвовать в Олимпийских играх! Это изумительное ощущение. Я не хочу сейчас взвешивать и подсчитывать свои шансы, просто оказаться там - для меня счастье.

-Вам нравится выступать в Японии?

- Очень. В этой стране на фигурное катание просто молятся: самые пустяковые соревнования обставляются, как праздник, на льду всегда горы подарков и цветов. Фанаты охотятся за фигуристами в отеле, на катке, в магазине: один просит сфотографироваться, другой - дать автограф. И отказать нельзя - они так жалобно смотрят, кажется, заплачут, если скажешь: "Нет". Иногда даже неловко становится: я всего лишь фигуристка, а они передо мной падают ниц и в штабеля укладываются.

-Если не секрет, что вы делаете с теми игрушками, которые вам дарят на соревнованиях?

- Храню. Считаю, что нельзя отдавать в чужие руки то, что предназначалось только тебе. Поэтому большинство игрушек до сих пор живут у меня дома - хвостатые, ушастые, рогатые... Особенно люблю большие игрушки - размером с меня или чуть меньше. И жалею ужасно, что не могу возить их с собой на соревнования.

-После Игр в Нагано немало российских фигуристов уйдут в профессионалы. Вы собираетесь последовать их примеру?

- Нет. Я слишком люблю острые ощущения. И их недостаток, которым, увы, страдает профессиональный спорт, далеко не всегда можно компенсировать деньгами.

Мария САВЧЕНКО