Газета Спорт-Экспресс от 14 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

14 ноября 1997

14 ноября 1997 | Теннис

ТЕННИС

Тамара МОСКВИНА

НИКОГДА НЕ РЫДАЮ ИЗ-ЗА ПРОЛИТОГО МОЛОКА

"В фигурном катании она ориентируется, как сапер на минном поле. Если к победе ведет одна тропинка из ста, можно не сомневаться: Москвина отыщет единственно верную". Так об одном из самых знаменитых российских тренеров по фигурному катанию отзываются не только знающие ее журналисты, а и, что гораздо ценнее, многие из ее коллег.

На первый вопрос - о проблемах, с которыми неизбежно связана работа тренера, - Москвина, кинув настороженный взгляд на валявшийся у моих ног рюкзак ("У вас там диктофон?"), сказала:

- У нас не бывает проблем. Есть лишь маленькие трудности, с которыми мы успешно справляемся.

Наш разговор проходил в "Юбилейном" за несколько недель до начала соревновательного сезона, в котором сражаться за место в олимпийской сборной предстояло сразу двум парам выдающегося тренера: Елене Бережной - Антону Сихарулидзе и Оксане Казаковой - Артуру Дмитриеву.

-Тамара Николаевна, это правда, что накануне олимпийского сезона ваши пары уже провели ряд показательных выступлений в тех странах, где им предстояло соревноваться на этапах розыгрыша "Гран-при"?

- Мы не держали это в тайне - выступления были запланированы заранее. Для нас они стали дополнительной возможностью обкатать новые программы, показать их зрителям, исправить ошибки. Потому что когда начнется олимпийский сезон, делать это будет поздно. Я уж не говорю о самой Олимпиаде, где каждый вздох спортсменов должен быть отрепетирован, как на премьере в Большом театре.

-Что, на ваш взгляд, станет решающим аргументом в споре пар в Нагано-98?

- Многое. Безошибочность катания, уверенность во время исполнения программ, убедительность, если хотите. Я никогда не была склонна сваливать всю вину за неудачи что называется "на дядю": арбитры, мол, не так судили, соперники не так катались, солнце не туда светило... Выступление спортсменов, которые рассчитывают на победу, должно быть настолько убедительным, чтобы ни у кого, включая судей, не возникло никаких сомнений по поводу их чемпионства,

-О вашем тренерском чутье ходят легенды. Вы действительно всегда абсолютно уверены в правильности всех своих действий?

- Конечно, нет. Интуиция, безусловно, играет не последнюю роль, но гораздо важнее знания и опыт. У меня есть своя разведка в хорошем смысле этого слова, а не в смысле подглядывания в щелку за другими. По-английски подобное называется research - исследования, сбор информации. На ее основе и собственного опыта я и делаю соответствующие выводы.

-А свои решения обсуждаете с учениками?

- Безусловно! Всегда прислушиваюсь к их мнению, а они, в свою очередь, проявляют достаточно благоразумия, чтобы следовать некоторым моим советам.

-Но разве можно назвать благоразумным поступок Антона Сихарулидзе, который после неудачного выступления в произвольной программе на последнем чемпионате мира демонстративно ушел из "кисс-энд-край корнер" (специально отведенное место, гдеспортсмены ждут оценок за выступления. М.С.), оставив там вас и партнершу?

- А вы попробуйте представить себе состояние молодого человека, не лишенного честолюбия, который рассчитывал занять высокое место, может, даже победить. Но за 4 минуты произвольной программы все его надежды рухнули, как карточный домик. Антон был готов сгореть от стыда перед самим собой, перед партнершей, передо мной, наконец. И просто не выдержал пытки ожидания оценок. По-человечески его поведение вполне понятно. Конечно, подобный поступок никого не красит, но осуждать парня, у которого из-за чудовищного перенапряжения вдруг сдали нервы, на мой взгляд, жестоко. Такое может случиться с любым из нас.

-Вас огорчило 9-е место Бережной и Сихарулидзе в Лозанне?

- Стараюсь никогда не рыдать из-за пролитого молока. Это бессмысленно. И в Лозанне я прежде всего радовалась, что Лена Бережная наконец выздоровела. Что вопреки всем прогнозам врачей вышла на лед. Что всего лишь за год своего существования эта пара ворвалась в элиту мирового парного катания. А вы спрашиваете, огорчена ли я их результатом.

-Как решают профессиональные проблемы другие ваши ученики - Артур Дмитриев и Оксана Казакова?

- Смотря что называть проблемой. Если избыточный вес партнера, то просто не представляю, что здесь можно предпринять. Артур ведь просто очень большой, крупный мужчина. Конституция у него такая, и сажай - не сажай Дмитриева на жесточайшую диету, тростинкой он все равно не станет. Если же вы имеете в виду то, что у него разладились тройные прыжки, то это действительно проблема, и над ее решением мы сейчас активно работаем.

-Почему, на ваш взгляд, Казаковой и Дмитриеву не удалась прошлогодняя оригинальная программа "Кукарача"?

- Потому что всем свойственно иногда ошибаться. Честно говоря, Дмитриев не очень хотел ставить "Кукарачу", но Оксана загорелась идеей, ее к тому же поддержала я. Когда программа "не пошла", а это стало ясно на первом же соревновательном прокате в Америке, мы еще надеялись что-то исправить. Но после чемпионата России, где ребята заняли 4-е место, поняли, что надо менять программу.

-Вы когда-нибудь пытались подсчитать количество высших титулов, которые завоевали ваши ученики?

- Две золотые и три серебряные медали на Олимпийских играх. Это не только цифры, но и, если хотите, уровень, ниже которого я стараюсь не опускаться. Правда, не могу сказать, что моя тренерская жизнь состояла исключительно из триумфов. Очень жаль, к примеру, что Наташе Мишкутенок вместе с Артуром Дмитриевым так и не удалось стать эпохальной парой. В этом есть и моя вина.

-При желании вы наверняка могли бы работать на лучших катках мира. Что же вас держит в холодном и неблагоустроенном "Юбилейном"?

- Можно задать встречный вопрос? Живете вы, к примеру, с родителями в Санкт-Петербурге. В квартире есть холодильник, стиральная машина, посудомоечная... В общем, разные блага, которыми вы бесплатно пользуетесь в силу родственных отношений. Если соберетесь переезжать в Москву, сможете увезти с собой все бытовые удобства? Наверное, нет. А уехать за границу - это ведь гораздо серьезнее.

-Однако многие российские тренеры решились на такой шаг.

- Вот и спросите их, как они себя там чувствуют. Объяснений причин отъезда находится множество, но при этом мало кто вспоминает, что и 5, и 10 лет назад в "Юбилейном" осенью всегда было сыро и холодно. Однако это не мешало спортсменам выполнять весь объем нагрузок и прилично выступать на самом высоком уровне. Сейчас в стране поменялись экономическая ситуация и социальный строй. У нас есть только один выход: принять новые условия и продолжать работать. Да, теоретически я могла бы уехать. Но в какой стране согласятся бесплатно содержать две взрослые пары, кормить их, предоставлять лед в удобное для тренировок время? А в "Юбилейном" у нас есть все.

-Вы по-прежнему стремитесь создать эпохальную пару?

- Хотелось бы, но это никогда не было и не станет самоцелью. Я просто получаю удовольствие от своей работы, которая, по сути, является тем же производством. Производством спортсменов высочайшего класса.

Мария САВЧЕНКО

Санкт-Петербург - Москва