Газета Спорт-Экспресс от 17 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

17 октября 1997

17 октября 1997 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Юрий БУЦАЕВ

МОЙ КУМИР - СТАРШИЙ БРАТ

Старший Буцаев - Вячеслав - отыграл несколько сезонов за "Филадельфию", "Сан-Хосе" и "Анахайм", а сейчас оформил контракт с одним из клубов Интернациональной хоккейной лиги. Младший - Юрий - за океан пока не спешит, хотя и был выбран "Детройтом" во втором раунде драфта-97 под общим 49-м номером.

- 11 октября мне исполнилось только 19 лет, - говорит Юрий, - поэтому я и не тороплюсь уезжать из Тольятти. Мы с братом много говорили на эту тему - он советует набраться опыта в "Ладе", тем более что компания у нас подобралась очень приличная. Есть где показать себя, набраться хоккейного ума-разума. А еще перед глазами пример многих моих сверстников, поспешивших уехать за океан и хлебнувших, что называется, сполна. В общем, брат убедил, что в НХЛ нужно попадать сложившимся хоккеистом, а мне до совершенства еще шагать и шагать.

-На какой срок заключен ваш контракт с "Ладой"?

- Пока на два года, и его условия меня вполне устраивают. Да и много ли мне надо? Я же живу с родителями. Одет, обут, сыт.

-А кто, если не секрет, ваши родители?

- Мама - Тамара Владимировна - на пенсии, домохозяйка. Почти всю жизнь проработала лаборанткой на одном из тольяттинских заводов. Отец - Геннадий Николаевич - там же трудился термистом: сейчас он тоже оформляет пенсию.

-Почему в детстве вы выбрали именно хоккей? Пример старшего брата вдохновил?

- Конечно. Когда отец определил меня в вазовскую хоккейную школу, Славе было лет 16. И мне очень хотелось иметь свои доспехи, коньки, клюшку - все, как у Славы. Не смущало даже то, что вставать на тренировку приходилось раньше 6 часов утра.

-Почему так рано?

- От дома до Дворца спорта добираться час - полтора. Первое время меня возил отец на своей старенькой машине, а когда я повзрослел, стал ездить сам - на автобусе.

-А как же учеба? Успевали?

- Старался, как мог. Потом первый тренер - Борис Александрович Попов - определил меня в спецкласс автозаводской школы. К 7 утра приезжал на первую тренировку, затем - учеба, после которой - вторая тренировка. Домой возвращался поздно вечером, и, честно говоря, было уже не до уроков. Хотя восемь классов закончил без троек. А потом вместе с ребятами из команды - Сергеем Шихановым, Алексеем Тезиковым, Артемом Трубиным, Владимиром Матвеевым и другими - поступил в ПТУ-65, которое год назад окончил, получив специальность автослесаря.

-Почему именно ПТУ?

- Там, если честно, учиться проще, больше времени оставалось на тренировки, да и профессия для Тольятти ходовая.

-Словом, отцовский автомобиль отремонтируете без проблем?

- Конечно. Я и за своей "восьмеркой" сам ухаживаю. Купил ее недавно - после победы "Лады" в Кубке Европы. Пока она меня не подводила.

-А у отца какая машина? Слава, наверное, "джип" подарил?

- Да нет, у отца вазовская "семерка". Слава купил ему ее, еще когда за ЦСКА играл.

-Жениться не собираетесь?

- Рановато еще...

-И знакомой девушки нет?

- Некогда заводить. Переезды, перелеты, игры, тренировки - совершенно нет свободного времени.

-Кто из хоккеистов вам больше импонирует по стилю?

- Примером для меня всегда был старший брат. И когда я, еще маленький, стоял у бортика, наблюдая, как он тренируется, и когда по телевизору видел Славу в форме ЦСКА, всегда им гордился. Брат чемпион Олимпийских игр и мира, победитель Игр доброй воли, чемпион СССР - почти полная коллекция наград. Не хватает только Кубка Стэнли.

-Интересно, а где хранятся его медали?

- Как и у всех - дома, на стене висят.

-Любите примерять?

- Зачем? Свои начинаю собирать.

-И с какой начали?

- С бронзы молодежного первенства мира. Минувшей зимой завоевал ее в составе сборной России в Швейцарии.

-Ваша мечта - повторить успехи старшего брата?

- А почему бы и нет? Вот только загадывать, как все сложится, не берусь.

-Вы попали на драфт "Детройта" совсем молодым человеком. Получается, в этом старшего брата опередили...

- Для меня это стало приятным сюрпризом. Все началось в той же Швейцарии. Во время чемпионата со мной познакомился представитель известного американского скаута Джея Гроссмана Илья Моливер. Мы с ним земляки, он родом из Чапаевска - небольшого городка в нашей губернии. Моливер и оформил на меня американскую визу, пригласив на драфт в Питтсбург. Это была необыкновенно праздничная церемония, которая запомнится на всю жизнь. Нас, несколько десятков кандидатов, разместили на трибуне питтсбургского дворца спорта, а на площадке находились представители команд НХЛ. Рядом со мной сидел Моливер, который переводил, о чем шла речь. Всего "Детройт" выбрал четырех хоккеистов. Там же на драфте я познакомился и с Гроссманом. Мы с ним нашли полное взаимопонимание. Гроссман, кстати, является агентом и у Сергея Гончара, который провел сентябрь в "Ладе".

-А что было после драфта?

- Вместе с представителями команды мы провели вечер в уютном ресторане, где нас, новичков, подробно обо всем расспрашивали.

-Вы помните, когда впервые надели свитер "Лады"?

- Еще бы! 26 января прошлого года я вышел на разминку перед матчем с пермским "Молотом".

-И какими были ваши ощущения? Руки, ноги дрожали?

- А как же! Потому-то, наверное, учитывая мое психологическое состояние, тренеры и не поставили на игру. Просидел весь матч на лавке. В основной же состав попал в прошлом сезоне. Но до сих пор, когда "Лада" встречается с сильной командой, чувствую волнение.

-Как вы считаете, Цыгуров - жесткий тренер?

- Он блестящий стратег, прекрасно понимающий психологию спортсменов. Огромное ему спасибо за то, что в минувшем сезоне помог мне обрести уверенность, стал больше доверять. Это доверие помогает преодолевать свои слабости.

А что касается жесткости... Спросите у любого хоккеиста - хороших тренеров не бывает. Когда я занимался у своего первого наставника, иногда думал, что он не прав. А вот сейчас понимаю, что в тех или иных конфликтных ситуациях Попов все решал по справедливости. Вообще же я неконфликтный человек, живу по принципу: "Тренер всегда прав, даже если он не прав". Если мне что-то непонятно, лучше подойду поинтересуюсь, в чем дело. Но разжигать страсти - нет, никогда.

-Хоккей для вас стал основным занятием?

- Отвечу так: хоккей стал для меня смыслом жизни.

-Родители следят за вашими успехами?

- Отец не пропускает ни одной игры. Для него хоккей тоже стал важной частью его жизни - ведь именно он привел нас с братом во Дворец спорта и определил нашу судьбу. Мама, как правило, переживает дома. Такое у нас в семье правило.

-Как вы стали нападающим?

- Опять же благодаря брату. Если бы он был защитником - я бы тоже им стал. В "Ладе-2" играл центрального нападающего. В основной команде Геннадий Федорович Цыгуров поставил на край. Что ж, ему виднее...

-От травм в хоккее не застрахован никто. А вы?

- В детстве ломал руку. Сейчас же, тьфу-тьфу...

-Где сегодня играет Вячеслав?

- В Форт-Весте под Чикаго. Думает вновь пробиться в НХЛ. Через Интернациональную лигу, как он считает, это будет быстрее.

-Звонит частенько?

- Естественно, родителей не забывает.

-Вы готовитесь к сезону вместе с братом?

- Обычно - да. Но этим летом в полной мере потренироваться не удалось - - я уезжал на драфт.

-Нет ли желания поиграть в другой команде РХЛ?

- А зачем? Сейчас ведь многие мечтают выступать в "Ладе". В моем, подчеркну, родном клубе.

-Говорят, что Цыгуров дает игрокам чрезмерные нагрузки. Вы с ними справляетесь?

- Вполне. Для меня они не в тягость, да и базу на будущее закладывают солидную.

-Кто для вас в команде непререкаемый авторитет?

- Наш капитан Анатолий Емелин. Кстати, в команде его зовут Дедом.

-В Тольятти собирается приехать сын владельца "Детройта" Майк Илич. Не за вами?

- Впервые об этом слышу. Откровенно говоря, я с ним даже не знаком. Видел его только на Кубке "Спартака". И вообще с "Детройтом" пока нет никаких контактов, лишь иногда звонит Илья Моливер, интересуется моими делами в регулярном чемпионате.

-Земляки вас узнают?

- Во Дворце спорта - да, на улице - нет. Наверное, потому, что пока не Бог весть какой великий хоккеист, да и выхожу я на лед в маске.

Сергей ВОЛКОВ

Тольятти