Газета Спорт-Экспресс от 9 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

9 сентября 1997

9 сентября 1997 | Авто-мото - Ралли

РАЛЛИ-РЕЙД

"СИТРОЕН": ПОСЛЕДНЯЯ ПОБЕДА В МОСКВЕ

В субботу в Москве на Васильевском спуске Красной площади финишировал 7-й этап Кубка мира по ралли-рейдам - "МАСТЕР-ралли". Показаться здесь народу смогли 12 автомобилей, 20 мотоциклов и 6 грузовиков - все те, кому удалось преодолеть почти девять тысяч километров по маршруту Париж - Венеция - Туркмеибаши - Москва. Авто выглядели на столичной брусчатке так экзотично, что привлекли внимание тысяч зрителей, бродивших по праздничной Москве в поисках развлечений - финиш "МАСТЕР-ралли" специально был приурочен к юбилею столицы.

Счастливчиков, добравшихся до конечного пункта марафона, могло оказаться почти в два раза больше, но многие были вынуждены сойти с дистанции преждевременно - в нынешнем году организаторы приготовили участникам сложнейшую трассу.

Первые же этапы по пескам Каракумов и Кызылкумов были столь скоростными, столь явно напоминали всем участникам африканские пески, что усыпили бдительность. А вот на участке Челкар - Орск начались настоящие испытания холодом и плохими дорогами. Здесь и "полегло" большое количество авто. Особенно сложно "убегать" от каравана было группе открытия, что традиционно следует примерно в двух сутках впереди ралли и сообщает в главный штаб о непредвиденных изменениях, произошедших на местности, и корректирует трассу. На перегоне между Бугульмой и Чебоксарами из-за сильных дождей машины вообще с трудом смогли прорваться вперед - все дороги были залиты водой. И лишь героическими усилиями главного "генератора" "МАСТЕР-ралли" Рене Мэтжа (он сам сел в машину и проложил для участников новый спецучасток протяженностью 55 км) предпоследний этап марафона все-таки состоялся. По мнению Мэтжа, уж слишком скучно было бы пройти все 600 км в связке.

Последние дни ничего не изменили в общей расстановке сил - кто должен был выиграть, тот и выиграл. В зачете автомобилей второй раз подряд на "МАСТЕР-ралли" первенствовал финн Ари Ватанен. Нынешний сезон для "Ситроена" - своего рода прощальная гастроль. Дело в том, что с будущего года выступление заводских команд в категории Т3 запрещено, так что, возможно, мы навсегда распрощались с красными французскими авто. В этом году команда, правда, осталась верна себе - первых два места российского марафона остались за пилотами "Ситроена" Ватаненом и Пьером Лартигом.

Финн на финише был немногословен - в основном хвалил Москву. Более разговорчив был француз: "Маршрут нынешней гонки был чрезвычайно интересным. Только Рене Мэтж мог придумать и сделать некоторые участки. На трассе было где показать, свое мастерство и штурманам, и пилотам. Не то что на Дакаре, где есть длиннющие участки под сотню километров с единственно возможной дорогой, по которой катишь вперед".

Впрочем, вряд ли все в этом так же уверены, как опытнейший Лартиг, которому уже неинтересно просто ехать - ему изыски подавай. А когда за плечами нет шести лет, проведенных с "Ситроеном", и четырех выигранных Кубков мира, маршрут "МАСТЕР-ралли" может показаться и слишком сложным. Да и для самого Пьера второе место - из разряда чудес. Ведь на этапе Учкудук - Байконур француз из-за поломки отстал от Ватанена почти на полтора часа. Казалось, что это чудовищно много, но отставание могло быть и гораздо большим. Ели бы не ловкие руки... Жиля Пикара, штурмана третьего экипажа "Ситроена". Только Пикар смог дотянуться до места случайной поломки. И за это Лартиг не устает его благодарить.

Нынешняя гонка кроме победы принесла "Ситроенам" и огорчения. О чем с радостью сообщил российский пилот "Мицубиси" Михаил Нарышкин: "На двух последних этапах Кубка мира "Австралийских сафари" и "МАСТЕР-ралли" мы выступили очень сильно (первое место в абсолютном зачете в Австралии и первое - в своем классе Т2 на "МАСТЕРе"). Тем самым "Мицубиси" обошла "красных" в зачете марок. Теперь для того, чтобы выиграть Кубок этого года, французской команде придется пересматривать свой бюджет и спешно готовиться к участию в ралли в Дубай. Куда, кстати, поедем и мы!"

А вообще в этом сезоне Нарышкину и его штурману Олегу Пялину удалось достичь цели, еще несколько лет тому назад казавшейся недостижимой: учитывая результат "МАСТЕР-ралли", впервые в истории нашего автоспорта россияне стали обладателями Кубка мира по внедорожным ралли-рейдам (в своей категории, разумеется, - Т2). Это приятная победа!

А вот к победам "КАМАЗа" российские любители автоспорта уже успели привыкнуть. Владимир Чагин выигрывал "МАСТЕР-ралли" дважды (1995, 1996), к тому же становился обладателем Кубка мира. В нынешнем году успех пришел к Фирдаусу Кабирову.

- В прошлые годы вы традиционно шли третьим экипажем в "КАМАЗЕ". Не страшно было выходить на первые роли?

- Такие вещи происходят не в один день, потому - нет. И потом, если раньше у меня машина была послабее, чем у Чагина и Московских, то теперь мы - на равных. По разным причинам им не повезло с техникой, и претендовать на победу в этом году они не могли, а у меня все выходило как-то легко. Несмотря на то, что, начиная с итальянских этапов, "КАМАЗЫ" шли с часовым отставанием, а потом пришлось догонять "Мерседесы". В последние дни не форсировал события. Главное было доехать - от преследователей-то нас отделяло несколько часов, но с техникой при той погоде и состоянии трассы всегда могло произойти непредвиденное.

-Каковы планы?

- По результатам этапов Кубка мира, входящих в зачет грузовиков, мы (Фирдаус всегда говорил "мы", потому, что раллийный экипаж - это не только пилот, но и штурман) выиграли. Так что теперь впереди лишь подготовка к Дакару-98.

-А что будете делать завтра?

- О! Завтра пойдем на шоу Дэвида Копперфилда. Билеты-то купили еще месяц назад - до старта "МАСТЕР-ралли"!

Лина ХОЛИНА

7-й этап Кубка мира по ралли-рейдам. "МАСТЕР-ралли". 12-й этап. 665 км (55 км СУ). Бугульма - Чебоксары. Авто. 1. Ватанен/Гаплахер (Финляндия/Великобритания, "Ситроен") - 39.34. 2. Вамберг/Пиккар (Франция, "Ситроен") - отставание 1.23. 3. Лартиг/Перен (Франция, "Ситроен") - 3.36. 4. Шлессер/Монне (Франция) - 6.30. 5. Нарышкин/Пялин (Россия, "Мицубиси") - 8.43... 7. Елизаров/Винокуров (Россия, "Лада") - 11.19.

Мото. 1. Меони (Италия, КТМ) - 44.12. 2. Маньялди (Франция, КТМ) - отставание 1.04. 3. Аркаронс (Испания, КТМ) - 1.59. 4. Майер (Германия, КТМ) - 2.30. 5. Сиржоль (Франция, КТМ) - 8.52.

Грузовики. 1. Московских/Якубов (Украина, "КАМАЗ") - 54.44. 2. Чагин/Мардеев (Россия, "КАМАЗ") - отставание 10.02. 3. Пети/Лемари (Бельгия, "Мерседес") - 11.33. 4. Бьязьон/Сиверо (Италия, "Ивеко") - 12.46. 5. Кабиров/Беляев (Россяи, "КАМАЗ") - 12.57.6. Годель/Ротамель (Германия, "Татра") - 15.25.

13-й этап. Чебоксары - Москва. 747 км (157 км СУ).

Авто. 1. Лартиг/Перен - 1:52.41. 2. Вамберг/Пиккар - отставание 2.00. 3. Ватанен/Галлахер - 4.00. 4. Шлессер/Монне - 8.44. 5. Нарышкин/Пялин - 9.22...7. Елизаров/Винокуров - 36.16.

Мото. 1. Майер - 2:06.43. 2. Маньялди - отставание 2.19. 3. Меони - 3.00. 4. Аркаронс - 9.22. 5. Шильшер (Германия, КТМ) - 10.38.

Грузовики. 1. Московских/Якубов - 2:30.04. 2. Годель/Ротамель - отставание 19.45. 3. Кабиров/Беляев - 23.58. 4. Бьязьон/Сиверо - 24.27. 5. Чагин/Мардеев - 27.32.

Финальный зачет. Авто. 1. Ватанен/Галлахер - 51:41.47. 2. Лартиг/Перен - отставание 1:04.37. 3. Вамберг/Пиккар - 4:23.28. 4. Шлессер/Монне - 12:17.08. 5. Нарышкин/Пялин - 16:02.56. 6. Елизаров/Винокуров - 20:38.04.

Мото. 1. Маньялди - 58:31.07. 2. Меони - 28.34. 3. Аркаронс - 39.29. 4. Де Гавардо (Швейцария, КТМ) - 7:41.09. 5. Шильшер - 7:51.45.

Грузовики. 1. Кабиров/Беляев - 85:30.35. 2. Бьязьон/Сиверо - отставание 4:42.31. 3. Пети/Лемари - 8:33.41. 4. Московских/Якубов - 20:07.29. 5. Чагин/Мардеев - 24:13.22. 6. Годель/Ротамель - 36:35.32.

ФАИЗОВ И ДУБРАВИЦКИЙ ПОГИБЛИ

Уже после финиша марафона стала известна судьба пропавшего в районе Учкудук - Байконур российского экипажа Финат Фаизов - Алексей Дубравицкий. После многодневных поисков их "Мицубиси Паджеро" был обнаружен на глубине 3,5 метра на дне реки Куандарья в 25 км от селения Женакала. Оба гонщика погибли.