Газета Спорт-Экспресс от 12 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 5

13 августа 1997

13 августа 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ОДИННАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ"

Воскресенье, 10 августа

ХИЛЛ СЧАСТЛИВ, ЧТО СМОГ ЗАКОНЧИТЬ ГОНКУ

Warm-up прошел еще по холодку. Вновь, как и положено, блеснул Михаэль Шумахер, который единственный выехал из 1.17. Вильнев показал время сразу за немцем, а вот автор субботней сенсации Дэмон Хилл - всего лишь девятое. Если учесть, что многие специалисты считают результаты утреннего прогрева, где машины пробуются в действительно боевых условиях (с полными баками, в гоночных настройках), прообразом гонки, шансов у Хилла было, мягко говоря, маловато.

В следующие четыре часа каким-то неуловимым образом нарастало напряжение - журналисты и телевизионщики толпились в основном у моторхоумов "Эрроуза", благо Хилл предоставил для того великолепный повод: стартовая сетка "Гран-при Венгрии" смотрелась, как в старые добрые времена - словно бы у Хилла образца прошлого года несколько не заладилось в квалификации... Всех мучил один вопрос: удастся ли англичанину прилично стартовать и сколько времени он продержится вблизи Шумахера и Вильнева. Тогда еще никто и предположить не мог, чем все закончится.

Итак, старт. Ясно было, что Михаэль-то его не проиграет - слишком редко это с ним случается. А потому за ним присматривать в эти самые напряженные секунды, пожалуй, не стоило. А вот пара Вильнев - Хаккинен вызывала немало интереса. Но всех переиграл один человек - Хилл. Показалось, что стартовал он чуть лучше канадца, и через секунду у Вильнева уже не было того преимущества, что дает первая линия стартового поля по сравнению со второй. На мгновение они сошлись, но то ли Дэмон действительно был чуть быстрее Жака, то ли более опытный англичанин просто-напросто переупрямил более молодого канадца, но в первый поворот чемпион мира вошел вторым, а вице-чемпион - только пятым! Так родилась еще одна сенсация - Хилл выиграл у Вильнева старт. Кстати, если вспомнить их прошлогодние гонки, подобное даже при наличии одинаковой техники случалось нечасто.

Пресс-центр охал и ахал, не зная, что и подумать. "Изумительно!" - вот то слово, которое чаще всего повторялось на протяжении следующих полутора часов. Действительно - изумительно... впору было протирать глаза - не сон ли это. К слову, Жака Вильнева обогнал не только Хилл, но и Эдди Ирвин с Микой Хаккиненом.

После первого круга положение не изменилось - Шумахер впереди, Хилл позади и за ним весь караван пилотов. Прогноз на остаток гонки вырисовывался такой - Хилл изо всех сил старается удержать свою позицию, тормозя таким образом абсолютно всех, в том числе и Вильнева, которому очки и победа в Венгрии нужна даже больше, чем воздух, а Шумахер, имеющий перед собой оперативный простор, тем временем создает себе великолепный запас времени. Вопрос был только в том, как долго удастся Дэмону всех за собой держать. Наверное, так думали многие, но... Дэмон не только не отставал от Михаэля - он показал лучший, чем немец, круг - 1.20,55.

Так что постепенно у гонки складывался совершенно иной рисунок - Шумахер и преследующий его Хилл постепенно удаляются от остальных. Так, собственно, и было до восьмого круга, когда у двукратного чемпиона совершенно явно появились проблемы. Он стал замедляться, Хилл уже был быстрее, но на проклятом Хунгароринге слишком долго надо готовить атаку даже на соперника, который медленнее.

Оторвавшаяся от преследователей пара Шумахер - Хилл скоро вновь, как и на самом старте, стала частью уже довольно сильно растянувшегося по трассе каравана гонщиков. Для того чтобы не быть им поглощенным, Дэмону надо было кровь из носу обходить Михаэля. И на десятом круге он это сделал. В единственном возможном для этого месте - в первом повороте после прямой "старт/финиш".

С этого момента ситуация изменилась на противоположную - ото всех уходил уже Хилл, а Шумахеру предназначалось остальных удерживать. Позади себя и позади Хилла, естественно. После этого обгона прошло всего два круга, а разрыв между лидерами уже составлял чуть более пяти секунд!

Тем временем Вильнев пробивался вперед. И к 14-му кругу благодаря пит-стопу Михаэля Шумахера уже был вторым. Тут-то и началось самое важное - Жак на "Уильямсе", хоть и очень медленно, по чуть-чуть, но настигал Хилла на "Эрроузе". Хотя, по-моему, к тому моменту все как-то забыли о том, что Дэмон едет не на "Уильямсе". Он заставил всех об этом забыть!

Наступило время массовых пит-стопов - и на 24-м в боксы попал Вильнев. "Старт я, конечно, проиграл вчистую и был вынужден сидеть позади. Старался вести машину как можно аккуратнее - берег шины, так как прекрасно видел, что резина едущих впереди в ужасном состоянии. Потом, когда путь расчистился, старался догнать Дэмона, но он был невероятно быстр. На первом комплекте шин я еще кое-как сокращал расстояние, но после заезда на пит-стоп на надеждах догнать его можно было поставить крест. Уже после двух кругов резина стала стремительно портиться", - объяснял Жак уже после финиша гонки.

На следующем, 25-м круге в боксах побывал Хилл, но, судя по всему, у "Бриджстоуна" таких проблем не было. Он выехал вторым, но был им лишь четыре круга, пока не сошел из-за поломки бензопровода лидировавший Френтцен.

Вопрос с победителе гонки был предрешен. Хилл все дальше отрывался от Вильнева, чье второе место тоже было вне опасности: ехавший позади канадца Култхард проходил круги с той же скоростью и не имел реального шанса для настоящей атаки, а вскоре и вовсе сошел. Но вот позади ностальгической (для Фрэнка Уильямса) двойки лидеров временами разворачивались любопытные события.

К примеру, Джанкарло Физикелла честно пытался атаковать Шумахера-старшего и пал жертвой собственной неопытности. В том самом месте трассы, в котором только и возможен обгон на Хунгароринге, то есть в конце длинной прямой, итальянец фактически прошел двукратного чемпиона мира, но слишком порывисто среагировал на обманный маневр немца - имитацию блокировки (сколько раз Шумахер в прежние годы сам попадался на эту удочку в исполнении великих - Сенны, Проста), и, попав на пыльную сторону трассы, немедленно оказался на обочине.

Как никогда устойчиво провел "Гран-при" Синдзи Накано из команды Алена Проста, который настолько упорно держался позади непробиваемого Эдди Ирвина на "Феррари", что довел последнего до нервного срыва. Ирландец в итоге тоже оказался на обочине.

Но все эти события померкли рядом с тем, что случилось на последних двух кругах. "Эрроуз" лидера внезапно начал терять скорость, машина шла зигзагами - и находившийся примерно в полуминуте от Хилла Вильнев получил реальный шанс выиграть так необходимый ему "Гран-при Венгрии". Что и сделал.

Признаюсь честно - неполадок "Эрроуза" в пресс-центре даже ждали. Но когда канадец, перепахав весь гравий на полосе безопасности возле прямой "старт/финиш", обошел англичанина, повисло гробовое молчание.

- Не спрашивайте меня о том, что я сейчас чувствую... - сказал после гонки Хилл. - Все было потрясающе, но за три круга до конца, когда я выходил из поворота, что-то произошло с коробкой передач - сначала ее заблокировало на второй скорости, затем она самопроизвольно перескочила на первую. Ехать было совершенно невозможно. Жму на газ - бесполезно. Система реагирует неадекватно - то прибавляю скорость, то почти останавливаюсь. За эти три крута я мог остановиться раза три! И счастлив уже тем, что смог закончить гонку.