Газета Спорт-Экспресс от 19 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

19 марта 1997

19 марта 1997 | Остальные

ШАШКИ

Алексей ЧИЖОВ НЕ ЗНАЕТ, СКОЛЬКО БЫЛО ХОДОВ В ПОБЕДНОЙ ПАРТИИ

Телефонный звонок: "Алло! Москва? Это "СПОРТ-экспресс"? Извините, что поздно, у вас ведь глубокая ночь. Меня зовут Алексей Чижов. Вы меня искали?"

Так началось интервью с многократным чемпионом мира по шашкам Алексеем Чижовым. Найти Чижова в Голландии оказалось делом очень нелегким. Как только закончилась пресс-конференция, посвященная окончанию его матча с Робом Клерком, Чижов быстро собрал вещи и покинул номер в гостинице "Меркур" в Гронингене. По слухам, он уехал в Амстердам, но ни в одной гостинице столицы Нидерландов найти Чижова не удалось. Помогли голландские коллеги, они посоветовали обратиться к шестикратному чемпиону мира и шестикратному чемпиону Голландии, директору матча за звание чемпиона мира между Чижовым и Клерком Харму Вирсме. Но и он не знал, где искать Чижова. Пришлось довольствоваться впечатлениями Вирсмы о матче:

- Шесть партий с нормальным регламентом и две дополнительные проходили в редакции газеты Nievwsblad van Het Norden (в переводе - "Новости Севера"), в кабинете главного редактора Схуманса. Во время встречи вход в кабинет был строго ограничен. Кроме двух претендентов на звание чемпиона мира - Чижова и Клерка, главного судьи соревнований Хенка ван Марле, оператора телевидения, только я имел право входить в кабинет.

-Разве не было болельщиков и журналистов?

- Конечно, были. На первом этаже в холле редакции газеты был оборудован пресс-центр и специальный зал для болельщиков. Временами их собиралось человек сто - двести. Это немало, если учесть, что матч можно было смотреть по телевидению - была прямая трансляция. Борьба была очень упорной и очень нервной. Не меньше, а значительно больше, чем Чижов и Клерк, нервничал Схуманс, который на время матча не только лишился своего кабинета, но и не имел даже права туда входить, по условиям регламента. Регламент был утвержден шесть недель назад Международной федерацией шашек, Королевским шашечным союзом Голландии (КДБ) и обоими участниками матча. Кстати, Схуманс так болел за Клерка, так нервничал, что после окончания встречи не выдержал перенапряжения и подал заявление об уходе. Для владельцев газеты Nievwsblad van Het Norden это было полной неожиданностью, и в настоящее время в редакции нет главного редактора.

...Я использовал почти все варианты найти Чижова, но они оказались неудачными. У меня осталась последняя надежда: в Голландии есть передача "Имя программы" на канале RTL-4, очень похожая на "Герой дня", которая идет у нас по НТВ. Чижов выиграл в Нидерландах звание чемпиона мира, и при его громадной популярности в этой стране он, без сомнения, стал героем дня. Директор "Имя программы" Дэвид Терлинг и ее ведущие Фриц Барендт и Хенк ван Дарн скорее всего должны были пригласить Чижова в свою программу. За полчаса до эфира (он начинался за полночь по московскому времени) я дозвонился в студию RTL-4. "Чижов пришел, но подойти не может, - пояснил Терлинг. - Оставьте свой телефон. Когда он будет свободен, он вам позвонит". Звонка пришлось ждать довольно долго.

-Алексей, вы играли в оригинальных условиях. Не хотелось, чтобы вашу игру наблюдали болельщики и журналисты, а вы могли видеть их реакцию? Шахматисты обычно играют именно в таких условиях, и нередко громадные залы бывают заполнены до отказа.

- Матчи по шашкам очень часто проходят при закрытых дверях, и мы, шашисты, к этому привыкли. К примеру, в матче со знаменитым голландцем Вирсмой в декабре 1993 - январе 1994 года условия были точно такими же. Тогда я выиграл с перевесом в 2 очка.

-Какие у вас отношения с Вирсмой?

- Прекрасные, можно сказать - дружеские. Он очень приятный человек. У меня вообще в Голландии очень много друзей.

-Вы часто бываете в этой стране?

- Да, приезжал уже более 50 раз.

-Вы говорите по-голландски?

- Да, практически свободно. Я объездил всю страну. Из крупных городов не был только в одном - вы удивитесь - Роттердаме. Между прочим, официального статуса города у него нет. В средние века, когда Роттердам был маленькой деревней и стал быстро расти, власти забыли получить статус города. Так что по сей день этот крупнейший порт мира официально является деревней.

-Как я понял, вы жили после матча в Амстердаме у своих приятелей?

- Да. Но я хотел бы уточнить: я жил у друзей Исэра Иосифовича Купермана. Теперь это и мои друзья.

- Куперманбыл на матче?

- Да. Неожиданно для меня из США приехали два человека: Куперман и Александр Ефимович Могилянский. Обычно во время поездок меня сопровождает жена Ольга, она же выполняет роль секунданта. Сейчас Ольга осталась дома в Ижевске - у нас скоро родится ребенок. Секунданта у меня на этот раз не было, и я с удовольствием принял предложение Купермана: он стал моим помощником, а Могилянский был его ассистентом. Они мне здорово помогли, особенно Куперман. Нет, не в стратегии шашечной игры, а чисто психологически. У Купермана бесценный опыт встреч на самом высоком уровне.

-Матч складывался для вас трудно?

- Очень. Регламент был такой, что матч мог длиться вечно: если в первых 6 партиях была бы ничья, то предстояло играть еще две партии - с укороченным временем. Если бы и здесь был ничейный исход, то начинались бы встречи до первой победы, причем в каждой партии время на обдумывание ходов для одного участника отводилось не более часа - своеобразный блиц.

-Передавая отчеты о матче, агентства указывали разное количество ходов в последних двух партиях. Во время моего разговора с Вирсмой голландец дал мне еще один - новый вариант: первая партия закончилась на 59-м ходу, а вторая - на 50-м. Кто же прав?

- Дело в том, что в партиях с укороченным временем (в двух дополнительных партиях каждому участнику давалось на обдумывание ходов не более одного часа) запись ходов не ведется, а существует видеозапись, и когда сразу по окончании партии с укороченным временем указывается количество ходов, то делается это на глазок. Потом, конечно, будет точный протокол. Думаю, неважно, на каком ходу закончились первая и вторая партии. Главное - я выиграл. В первой партии Клерк попал в цейтнот, он затратил на обдумывание одного из ходов в середине партии около 10 минут. В итоге стал спешить и не сумел воспользоваться своим преимуществом, стал делать слабые ходы, и я сумел его переиграть. Во второй партии он прижал меня, мне было очень тяжело, у меня не было свободы, и если бы он имел чуть больше времени (Клерк опять попал в цейтнот), то неизвестно, как бы закончилась вторая партия. А так я сумел сделать ничью.

-Роб Клерк старше вас. Сказалась разница в возрасте? Вам было легче играть?

- Вы правы, Клерк на 12 лет старше меня. 15 октября мне исполнится 33, а де Клерку будет 45. В 1976 году, когда он уже был в шашечной элите, играл на чемпионате мира и занял третье место, я делал свои первые шаги в шашках в родном Ижевске. Но разница в возрасте в матче не сказывалась. Хотя я и младше Клерка, но за последние годы чаще играл в турнирах за звание чемпиона мира и у меня больше опыта международных встреч на этом уровне. Главное другое: я был уверен в себе, в своем успехе, в своей победе. И еще одно: меня невозможно вывести из себя.

-Какой из матчей за звание чемпиона мира был самым трудным для вас, может быть, нынешний?

- Нет, в 1995 году в Иркутске я играл против Гунтиса Валнериса из Латвии. Всего за встречу мы сыграли 31 партию: 20 с контрольным временем и 11 блицев. Причем 25 партий играли без перерыва. После матча с Валнерисом я был как выжатый лимон. Кстати, матч за звание чемпиона мира 1998 года состоится на родине Валнериса - в Риге. Международная федерация шашек все время эксперимент тирует. Она вновь придумала новую систему розыгрыша. На этот раз 40 лучших шашистов сыграют по швейцарской системе. Семеро лучших и Клерк проведут круговой турнир. А потом победитель будет играть за звание чемпиона мира со мной.

-Что вы любите делать в свободное время?

- Без ума от компьютерной графики. Был даже момент в моей жизни, когда я хотел бросить шашки, но Куперман мне сказал: "Бог дал талант, и его нельзя зарывать". Поэтому я занимаюсь компьютерной, графикой, когда у меня есть свободное время от шашек. Очень люблю музыку - фольклорную, народную, духовную. И еще кино. Мои любимые режиссеры - Акира Куросава, Шипуя Цукамото и Вернер Херцек.

Александр ЛЮБИМОВ