Газета Спорт-Экспресс от 11 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

11 февраля 1997

11 февраля 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР 19-й КАТЕГОРИИ

КОМПАНИЮ МУЖЧИН ВОЗГЛАВИЛА ЖЕНЩИНА

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

Четвертый тур, сыгранный перед первым выходным днем на турнире, принес много неожиданностей, подарил один настоящий шедевр шахматного искусства и чуть было не родил сенсацию: Гарри Каспаров, играя черными с голландцем Йеруном Пикетом, прошел, как выражаются шахматисты, через проигрыш: использовал промах соперника и спас партию.

В Линаресе Гарри вновь стал активно применять староиндийскую защиту (в Лас-Пальмасе, например, этого не было). Пикет разыграл довольно редкий вариант и. судя по течению партии, в какой-то степени застал врасплох такого известного специалиста подготовки. После того, как белые успешно провели активные операции на ферзевом фланге и полностью взяли под контроль этот участок фронта, черным ничего не оставалось, как попытаться получить свою программную игру на королевском фланге, но здесь их ждали мощные оборонительные редуты противника. Тогда чемпион решил применить сильнодействующее средство: он пожертвовал фигуру. Наблюдая за этой "психической", как в фильме "Чапаев", атакой, я вспомнил наш разговор с Каспаровым после его первой партии с суперкомпьютером "Дип Блю", которую чемпион проиграл. Попав в безнадежное положение, он затеял похожую атаку, но компьютер ее, естественно, легко отбил и выиграл. "Если бы передо мной сидел человек, он дрогнул бы и ошибся", - сказал тогда Гарри. Любой компьютер после каспаровского 31... g4:h3 сыграл бы холодно 32. Лс3: f3 и, не особо напрягаясь, победил бы. Но Пикет ведь не компьютер. Он сыграл плохо: 32.g2-g3 и после блестящей реплики чемпиона мира 32...Лf4! уже сам был вынужден спасать партию. И ему еще повезло. Если бы Каспаров не ошибся перед первым контролем, пойдя 40... Фf3 + вместо приносившего ему победу 40... Лс7! Пикету ни за что бы не спастись.

Дебютную катастрофу, которая случилась с белыми в партии Василия Иванчука с Юдит Полгар, можно объяснить только "разобранным" состоянием львовского шахматиста. Когда гроссмейстер, занимающий в мировой классификации 5-е место, делает белыми ошибку уже на 8-м ходу, а всю партию проигрывает в 19 ходов, никаких иных объяснений быть не может.

Как ни странно, пережив такой позор, Василий был необычно весел и жизнерадостен. Придя в холл отеля, где на мониторах прокручиваются в ускоренном темпе закончившиеся поединки и демонстрируются те, которые продолжаются, он непринужденно комментировал чужие партии и охотно ответил на вопрос, где он допустил решающую ошибку. Оказывается, делая свой ход 8.d4-d5, Иванчук не принял во внимание естественный ответ черных 8... Кc6 - b4, с дальнейшим 9... е7 - е6. так как считал, что это невозможно:

- Сижу там - ничего не вижу, сижу здесь - все вижу хорошо!

Подошедшая к Иванчуку мама Юдит Полгар со смущенной улыбкой сказала искренно и наивно:

- Ой, Вася, ты мне доставил такую радость, такую радость!

Вася, пожав плечами, ответил ей почти весело:

- Приятно хоть кому-то такой игрой доставить радость.

Думая о том, сколько единиц своего огромного рейтинга - 2740 - может потерять Василий с такой игрой, я спросил у него, какое место он надеется занять. Ведь по формуле Арпада Эло от шахматиста с определенным рейтингом ждут соответствующего результата. Скажем, если у Иванчука с Крамником - третьи рейтинги в турнире, то, значит, примерно 3-4-м они и должны финишировать. Василий или не понял меня, или решил уйти от неприятной темы с помощью своего несколько мрачноватого юмора:

- Ожидаемый мною результат - "минус семь"!

Не идет пока игра и у другого неудачно стартовавшего гроссмейстера - "нового испанца" Алексея Широва. Он так же, как Иванчук, проиграл в четвертом туре третью партию - на сей раз Майклу Адамсу. Проиграл на редкость обидно! После того как Адамс "напахал" во время основного контроля, у Алексея была просто замечательная позиция с видами на победу: три (!) пешки за качество. И хотя две из них были сдвоенными, они могли прийти в движение и "раздвоиться". Но Алексей зевнул очень важную пешку на ферзевом фланге, отдал еще одну на королевском - и вот уже ладья Адамса получает огромное качественное превосходство над слоном Широва, что и обеспечило англичанину победу. Партия эта длилась пока рекордное количество ходов - 95. Наблюдавший за ней в пресс-центре Веселин Топалов, когда Широв, сдав партию, не стал ее анализировать и немедленно покинул сцену, произнес с удовлетворением:

- А я проиграл, но не ушел!

Веселин не просто проиграл Владимиру Крамнику: он дал возможность сопернику сотворить настоящий шедевр! Пока, несомненно, это самая красивая партия турнира, и не верится, что кому-то удастся создать что-либо более грандиозное. Всех потрясли ходы Крамника, начиная с феноменального 23... Cd7 - Cg4!! и заканчивая изящным 26... Kd3:f2! Наблюдавшие за партией гроссмейстеры после сногсшибательного 23-го хода Крамника несколько минут молча глядели на мониторы, а потом Александр Халифман, чемпион России и Санкт-Петербурга, медленно произнес:

- Если можно ТАК выигрывать, то Крамника необходимо срочно переводить в другой класс... Это просто невероятно!

Прошу читателя расставить шахматы и взглянуть на позицию после 23-го хода белых.

Под боем ферзь черных, но они игнорируют это обстоятельство и ставят под три (!) боя другую фигуру - слона! Белые могут взять ферзя, но тогда гибнет их собственная сильнейшая фигура. Может быть, надо просто увести из-под боя своего ферзя, чтобы соперник высказался, ведь у ферзя черных немного полей для отступления? Итак, играем 24. Фе2 - d2. Но тогда следует комбинация: 24... C:h3! 25. Л:b3 (брать слона плохо из-за 25... Kf3+) 25... Cg4+ 26. Kf3+ 27. C:f3 и 27... C:f3 с неизбежным матом на h1! Топалов не нашел ничего лучшего, как взять самоубийцу-слона конем. Однако, наверное, все же лучше было сыграть 24. а2-f3, тогда Крамник собирался играть 24... K:f3 и после вынужденного 25. C:f3 играть 25...С:h3. Далее он рассматривал как лучшее для белых 26. Kg2, после чего отступление ферзя сохраняет за черными решающую атаку.

Другой очень красивый эпизод партии был после хода белых 26. Фg5 (лучше 26. Л:b7). Черные нанесли в ответ удар 26...K:f2, после чего не брать этого коня - плохо и брать - плохо.

Второе поражение потерпел Виши Ананд - от Предрага Николича. Проигрыш черных в этой партии - иллюстрация на тему разных судеб шахматных королей. Не в переносном, а в прямом смысле. Король белых в эндшпиле успел вовремя к месту основных событий, тогда как его черный коллега опоздал. Правда, дело усугубил элементарный зевок пешки Анандом.

Пятый тур ознаменовался двумя важными событиями. После того как Юдит Полгар выиграла у Алексея Дреева, она возглавила турнирную гонку. А событие номер два: прервал свою серию поражений Василий Иванчук, который черными сумел вырвать победу у другого неудачника турнира - Алексея Широва. Именно вырвать, потому что сделал это львовский гроссмейстер в высшей степени необычно. А вот победа Гарри Каспарова белыми над Предрагом Николичем - это скорее закономерность.

После довольно спокойного варианта сицилианской защиты Полгар сумела перехитрить своего соперника в равном мительшпиле, выиграв пешку. Дело свелось к ладейному окончанию, в котором девушка посрамила многочисленных комментаторов в пресс-центре, утверждавших, что на доске - битая ничья. Этот непростой эндшпиль Юдит играла с изрядной долей женской логики - и добилась своего.

То, что проделал в этом туре Иванчук, долго еще будут вспоминать очевидцы и передавать, как легенду, тем, кто не видел. Пытаясь как-то переломить ход так неудачно складывающегося для него турнира, Василий решил применить необычный метод, загнав себя в жутчайший цейтнот: на 20 ходов у него оставалось что-то около минуты. Причем электронный циферблат на мониторе давно уже показывал: время истекло. Это дало повод Льву Псахису остроумно заметить: "Жизнь после смерти". В пресс-центре заключались многочисленные пари: успеет - не успеет, посылались делегации в зал посмотреть, там еще Иванчук или нет, потому что, когда к десятому ходу он потратил 1 час 42 минуты, многие решили, что Василий покинул сцену и ушел к кому-то на день рождения.

Но нет, Иванчук никуда не делся. Подумав всласть, он потом играл так, что Сильвио Данаилов выиграл все свои пари: тренер Топалова был единственным человеком, который говорил, что Иванчук не только успеет, но и победит. Когда Василий выиграл свою первую на этом турнире партию, и тренер Полгар - Псахис, и Данаилов воскликнули в один голос: "Как хорошо, что с Васей наши подопечные уже сыграли!"

Каспаров победил Николича внешне очень легко, но за этой легкостью таился чемпионский класс. В шотландской партии Николич применил экстравагантный ход 9... g5 - от короля. Так же играл против Каспарова Виши Ананд в нью-йоркском матче. Тогда этот ход застал Гарри врасплох, теперь - нет, и Каспаров быстро разобрался и с ходом 9... g5. и с применившим его Николичем. На все про все ушло 27 ходов.

Более короткие, но менее результативные партии сыграли в пятом туре Ананд с Топаловым - 20 ходов и Крамник с Адамсом - 21 ход. Гельфанд с Пикетом играли вдвое больше, но с тем же успехом. Везде - ничьи.

Четвертый тур. Адамс - Широв - 1:0. Николич - Ананд - 1:0. Топалов - Крамник - 0:1. Иванчук - Полгар - 0:1. Ничьи: Пикет - Каспаров и Дреев - Гельфанд.

Пятый тур. Каспаров - Николич - 1:0. Полгар - Дреев - 1:0. Широв - Иванчук - 0:1. Ничьи: Крамник - Адамс, Гельфанд - Пикет и Ананд - Топалов.

После пяти туров: Юдит Полгар (Венгрия) - 4 очка, Майкл Адамс (Англия), Гарри Каспаров и Владимир Крамник (оба - Россия) - по 3 1/2, Борис Гельфанд (Белоруссия), Предраг Николич (Босния и Герцеговина) и Йерун Пикет (Нидерланды) - по 2 1/2, Алексей Дреев (Россия) и Веселин Топалов (Болгария) - по 2, Василий Иванчук (Украина) и Вишванатан Ананд (Индия) - по 1 1/2, Алексей Широв (Испания) - 1.

Диаграммы партий смотрите в формате PDF