Газета Спорт-Экспресс от 29 января 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

29 января 1997

29 января 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

КУБОК СОДРУЖЕСТВА - 97

Юрий КАЛИТВИНЦЕВ

СТРАХА НЕ СТАЛО, КОГДА ПРИШЕЛ ЛОБАНОВСКИЙ

Все-таки интересно устроена наша жизнь. Каждый раз убеждаешься в верности народной мудрости: неизвестно, где найдешь, а где потеряешь. Ну кто мог предположить, что тяжелейшая травма может стать не роковой, а счастливой, хотя это, наверное, слишком громкое слово. Но в судьбе Юрия Калитвинцева так и случилось. Получив перелом ноги в последнем матче чемпионата России 1994 года, он оказался, нет, не на обочине футбола, а в киевском "Динамо". Никому не нужный в таком состоянии, он вдруг ощутил внимание и теплое участие со стороны динамовского руководства. А когда в тебя верят, помогают - и болячки быстрее заживают. Дальше все как во сне - повязка капитана именитого клуба, приглашение в сборную Украины. Может, правы те, кто исповедует принцип: все, что ни делается, - к лучшему?

-Юрий, признайтесь, хотя бы иногда вспоминается прошлое - московское "Динамо", нижегородский "Локомотив"?

- Такое из памяти не сотрешь. Хорошие годы. И, наверное, до сих пор выходил бы на московские стадионы, но судьба распорядилась по-своему.

-Как я понимаю, под "судьбой" вы подразумеваете конфликт с Бесковым. Когда пришлось покинуть Москву, не казалось, что с вами обошлись несправедливо?

- Что прошлое ворошить? Все-таки Бесков - талантливый тренер, и, работая с ним, я многому научился. Уходил в Нижний с одной целью - не потерять игровую практику и в надежде, что все образуется, так говорил Толстых.

-Вам не жаль времени, проведенного в "Локомотиве"? Не считаете его потерянным?

- Нет. В какой-то момент я выпал из основного состава московского "Динамо", не получал морального удовлетворения. А в "Локомотиве" появилась возможность выразить себя, и я вновь ощутил уверенность в собственных силах.

-Уверенность не перерастала в самоуверенность?

- Никогда. Всегда отношусь к себе самокритично.

-Значит, именно в этой команде у вас развились черты лидера?

- Я всегда чувствовал в себе задатки лидера. Но именно в тот период раскрепостился и смог сполна проявить лучшие качества.

-Но Овчинников и Бесков несравнимые величины. Общение с менее именитым и квалифицированным тренером не понижало ваш класс?

- Сезон получился насыщенным, поэтому тренировок как таковых было немного. Но и на тренировках, и в играх старался делать то, что подсказывала голова, мое понимание футбола.

-Вы очень рассудительны прямо-таки готовый тренер.

- Не скрою, уже сейчас готовлю себя к этой работе. Записываю наблюдения, учусь у всех тренеров, под руководством которых выходил на поле. Но далеко идущие выводы делать рано: зачем строить воздушные замки?

-Ваши слова - еще один показатель профессионализма. Многие говорят о тренерском будущем, но мало кто осваивает это ремесло смолоду.

- Я как рассуждаю: суждено мне стать тренером или нет, но какая-то информация пусть будет при мне. Не пригодится? Нестрашно. Оставлю на память.

-А в другой сфере деятельности себя мыслите?

- У меня есть знакомые, которые занимаются бизнесом. Честно скажу - им не позавидуешь, и меня это не прельщает. Моя жизнь будет связана с футболом.

-До прихода Бескова вы играли в "Динамо" при Валерии Газзаеве. И уже позже, защищая цвета "Локомотива", получили тяжелейшую травму в матче с "Аланией", которой руководил... Газзаев. Стечение обстоятельств?

- Вот именно. И давайте обойдемся без домыслов. У меня с Газзаевым были и остались хорошие отношения. Многие говорили, что он кричал в том матче: сломайте Смертина, Калитвинцева. Я этого не слышал. Хорошо знаю Газзаева и никогда не поверю, что он мог произнести такое. Валерий Георгиевич может подсказывать: жестче, плотнее, но никогда не станет требовать грубости от своих игроков. Да и футболист, который пошел тогда встык, бил не сзади, а мы сошлись лицом к лицу. Хотя в тот момент, конечно, было не до размышлений, а до слез обидно - конец сезона, у меня заканчивался контракт, я строил планы на будущее, но тут...

-Фамилию игрока, сломавшего вам ногу, помните?

- Никогда не забыть - Горелов. После того матча он пришел в раздевалку и, извинившись, протянул руку. Я сказал ему, что мир тесен, земля круглая, на этом футбол не заканчивается, еще увидимся. Эмоции, эмоции. Потом остыл, поразмыслил и решил: Горелов шел в борьбу. Да, жестко, но это футбол, поэтому какой смысл держать зло. Я вообще отходчивый человек.

-Футболист, прошедший через боль, не становится более осторожным, мягким по отношению к сопернику?

- Я никогда не был жестким игроком. Но после травмы - вы правы - появился страх, сознание какое-то время продолжало напоминать о произошедшем.

-Когда все прошло и утихло окончательно?

- В упорных, принципиальных матчах о ноге забывал и бился, себя не жалея. Но окончательно страх исчез только после прихода Лобановского.

-Отчего так? Какие волшебные слова он вам сказал?

- Лобановский требует от всех полевых игроков участия в отборе. Знаю, что про меня ему нашептывали: человек играть умеет, но в отборе слабоват. Мне стало обидно. Но мысленно прокрутив два года в Киеве, понял - это моя вина, что у людей сложилось такое впечатление. Опять же разобрался, почему так происходило, и понял: все-таки внутри, в глубинах подсознания все время оставалась боль, опасение получить новую травму. Разобрался - и плюнул на все. Раз собираюсь играть в основном составе при Лобановском, надо забыть о прошлых болячках.

-Неужели все два года, проведенных в Киеве, в вас жил страх?

- Где-то глубоко внутри безусловно. С ним можно было играть на уровне украинского чемпионата, но забывал обо всем только в еврокубках, в сборной.

-Выходить на поле с такими чувствами и в первый же сезон быть признанным лучшим футболистом Украины. Похоже на сказку, не правда ли?

- Приятная неожиданность. В глубине души у меня была цель сыграть так, чтобы люди поняли: я здесь не чужой и не лишний. Но сразу такого признания не ожидал. И рад ему вдвойне. Почему? Президент "Динамо" Григорий Суркис, поверив в меня, взял в команду со сломанной ногой, и я счастлив, что оправдал его доверие. Второй год в Киеве получился не таким запоминающимся, пришлось делать операцию на пахе, и сезон оказался практически потерянным.

-Когда последние два года второй раз пришлось лечь на операционный стол, не возникло мыслей о фатализме?

- Слишком громко. Не самый я несчастливый в этом смысле. Другие, случается, несколько раз в год "под нож" ложатся.

-"Москаль" - нечастое явление в Киеве. Как к вам относятся в команде?

- Я постарше большинства ребят, и, помню, встретили меня с уважением. Может, потому, что не бил себя в грудь, скромно держался, не выпячивал свои интересы. Старался побыстрее влиться в коллектив, хотя и - как непросто это было - первые месяцы приходилось заниматься самостоятельно, бегать кроссы, лечить ногу. Но никогда не слышал за спиной недоброжелательных разговоров, не чувствовал враждебности.

-Вы - коммуникабельный человек.

- И это тоже сыграло свою роль.

-Удивительные события в вашей жизни продолжались прошло немного времени, и вы становитесь капитаном киевского "Динамо". Для клуба, где сильны традиции и предпочтение отдается своим, такой ход кажется невероятным.

- Действительно, необычный поворот. Расскажу по порядку. Я восстановился после перелома и стал выходить на поле - тогда главным тренером был Онищенко. В команде по разным причинам отсутствовали Лужный, Шматоваленко, и меня назначили капитаном. Что ж, я был старше других, и такой выбор не был большим сюрпризом. Но потом, когда в команде - уже при Павлове состоялось тайное голосование и выбор пал на меня, это по-настоящему ошеломило. Всего полгода в команде - и такое доверие! Тогда подумалось: что ж, теперь на всю жизнь останется в памяти - выходил на поле в составе киевского "Динамо" с капитанской повязкой.

-Быть капитаном в такой команде - слишком ответственное занятие.

- Я не чураюсь ответственности. Как говорил Сабо, капитан - это тренер на поле. И в быту должен быть примером для всех. Да, непросто, но стараешься не подвести, не уронить свой авторитет. И еще одна задача капитана - быть мостиком между руководством и футболистами. Если кто-то из них не решается подойти к тренеру, президенту, иду я и решаю проблемы, стараюсь сгладить спорные ситуации, при этом всегда занимая сторону ребят.

В этот момент зазвонил телефон, Юрий взял трубку и, извинившись: "Лобановский вызывает" - покинул гостиничный номер. Когда он вернулся, я поинтересовался:

-Какие-то проблемы?

- Нет. Обычная установка в день матча. Она недолго длится - две-три минуты. Вот при Сабо нас по 20 минут непонятно чему наставляли, а потом еще общая предыгровая установка на 40 минут растягивалась. При Лобановском все динамично, никаких лишних слов - состав и в двух словах задачи каждого. Правильно. У нас хватает теоретических занятий, где все разбирается по косточкам, зачем же утомлять теорией еще в день матча. Мы же не тупые. Сейчас, после короткого собеседования, перед обедом недолгая установка - и все. Мне нравится такой стиль.

-Вы долго думали, прежде чем принять приглашение в сборную Украины?

- Такие решения с кондачка не принимаются. В России мне было тяжело пробиться в сборную. Вы согласны? Поэтому, взвесив все "за" и "против", я решился.

-Сборная России сильнее украинской?

- Да, Россия в тот период была сильнее. Даже организация дела, унаследованная от Союза, поставлена на порядок выше. Так было до последнего времени. Сейчас же Украина борется за право поехать на чемпионат мира во Францию. И имеет неплохие шансы.

-Вы играли за сборную против португальцев в гостях и видели их в Киеве. Какое впечатление осталось от этих матчей?

- Надо быть объективным. Португальцы сильнее. Но в первой игре нам повезло, творил чудеса вратарь Суслов, а во второй у соперников голевых моментов - кот наплакал, но и мы лишь пару раз переходили за центр поля.

-Вы удивляете своей объективностью, нечасто встретишь такое качество у действующего игрока.

- Я каждый сыгранный матч разбираю, анализирую. И даже если мы побеждаем, ищу свои ошибки, смотрю, что не получилось. Всегда в еврокубках, в сборной ставил перед собой задачу в следующем матче сыграть лучше, чем в предыдущем. Радует, что я не одинок в таком подходе к футболу. Без прикрас скажу: более профессионального коллектива, чем киевское "Динамо", не встречал.

-Заграница не манит?

- Когда в прошлом году у меня закончился контракт, состоялся разговор с Лобановским. Он поинтересовался моими планами и попросил не торопиться с ответом: "Если есть хорошие предложения, я не вправе тебя удерживать". На следующий день я ему сказал, что всегда мечтал поработать с таким тренером. Когда принимал это решение, понимал, что работа будет очень тяжелой, что мне не гарантировано место в основном составе. Осознанно шел на такой шаг. Многие считают, что я при Лобановском не заиграю. Это задевает. Попробую разубедить моих оппонентов.

-Риск в вашем возрасте был оправдан?

- Достойных предложений от западных клубов не было. А в среднюю команду идти не хочется.

-Разве интересно играть в первенстве Украины?

- Не очень. "Черноморец", "Днепр", "Шахтер" - неплохие раздражители. С другими неинтересно, команды закрываются в штрафной, сами не играют и сопернику не дают. Удовольствия от таких побед почти нет. Мы взахлеб смотрели концовку чемпионата России, с интересом наблюдали за драматичным финалом. Часть киевских футболистов болела за "Спартак", часть - за "Аланию". А по ходу чемпионата почти все переживали за "Ротор".

-Получается, что именно благодаря приходу Лобановского вы остались в киевском "Динамо"?

- Да, при Сабо я бы уже не размышлял - ушел. Мне по душе футбольная философия Лобановского. Он не устает повторять: на тренировках мы побеждаем самих себя. Если победишь себя, то легче будет побеждать других.

С приходом такого тренера я вижу большую перспективу для команды. Его слушаешь с открытым ртом, что ни фраза - девиз на всю жизнь.

-Бесков и Лобановский чем-то похожи?

- Своей основательностью. У них разные взгляды на игру, разный тренировочный процесс, но это два великих тренера. Каждый хорош по-своему.

-Что изменилось с приходом Лобановского?

- Многое, если не сказать все. Первые его слова: "У нас есть команда, но нет коллектива, и мы будем его строить". Он - великолепный психолог. Лобановский не скрывает, что ему необходимо лучше узнать каждого, потому что к каждому нужен свой подход - к кому с палкой, к кому с пряником. Когда мы увидели его в жизни, притихли - вот это мощь, человек-скала!

-А чрезмерного трепета, волнения - понравлюсь ли я - не замечали?

- Сначала это явственно просматривалось. У нас до сих пор не определен основной состав, никто не знает, кто будет выходить на поле. Но в конце концов будут играть сильнейшие. Многие тренеры так говорят, но у Лобановского, уверен, слова не разойдутся с делом. В каждой игре, на каждой тренировке придется доказывать, что ты сильнее. Такой штришок: все тренировки снимаются на видеокамеру. Самоотдача - сумасшедшая. Тренировки интенсивные, очень маленькие паузы. Мы провели два сбора - и волнение ушло. Теперь каждый знает, что от него требуется.

-Значит, переживания в связи с приходом нового тренера позади?

- Все обставлено так, чтобы игрок, не попавший в состав, не искал причины в себе. Не вышел сегодня - сыграешь в следующий раз. У Лобановского для каждого найдется место в тактических замыслах. Футболист может быть потенциально сильнее многих, но под схему игры на конкретный матч не подходит. Как я понял, у нас будет не одиннадцать основных игроков, а 20. Потому что, когда ставятся большие цели, 11 человек не смогут выдержать напряжение целого сезона. Кстати, если вспомнить о Газзаеве. его стиль более всего похож на стиль Лобановского.

-Мы как-то до сих пор обходили стороной Кубок Содружества.

- Пока нет темы для обсуждения. В первых матчах нам попались слабые команды.

-Но такие турниры все равно нужны. Согласитесь?

- Несомненно! Я в прошлом году в Москву на Кубок не приезжал и в Киеве слышал от своих товарищей только восторженные отзывы, все с нетерпением ждали нового визита в Москву. Есть, конечно, свои нюансы - покрытие непривычное, но оно для всех одинаковое.

-Многие участники турнира говорят, что результат для них не важен. Но я никогда в это не поверю. Неужели нет самолюбия?

- И я вам скажу то же самое: выигрывать любой ценой мы не собираемся. Но это не значит, что кому-то просто подарим победу.

-Если киевлянам суждено встретиться здесь со "Спартаком", все рассуждения на эту тему отпадут сами собой.

- Всем хочется увидеть такую игру. Мы тоже, что скрывать, очень хотим потеряться силами с москвичами.

-Вы довольны тем, как складывается ваша футбольная жизнь?

- Не все гладко, но ничего менять не хотел бы.

-Расскажите о вашей семье.

- У меня хорошая, все понимающая жена. В Киеве нам дали прекрасную квартиру, где мы уже обжились. Дочке 9 лет, она занимается художественной гимнастикой, сыну 4 года, по мячу левой бьет, я удивляюсь, только левой. Семья в полном составе часто бывает на футболе. Потом дома все вместе обсуждаем прошедший матч.

- Демократия...

- Еще бы! Я после игры не сразу остываю, часто упрекаю себя за тот или иной эпизод, расстраиваюсь, переживаю, а жена - поддерживает успокаивает. Но если очень плохо отыграл, она лукавить не станет - так и скажет. Для меня самая большая радость - отдых в семье. Это настоящее человеческое счастье, когда ты просто гуляешь с детьми. Но сейчас не до отдыха. Впереди трудный сезон - сезон Лобановского.

Станислав ПАХОМОВ