Газета Спорт-Экспресс от 21 ноября 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

21 ноября 1996

21 ноября 1996 | Футбол - Англия

ФУТБОЛ

Лондонский "Челси" все больше и больше превращается в "итальянскую" команду. Здесь уже выступают Виалли, Ди Маттео, Дзола. Не многим отличаются от них румын Петреску и играющий тренер Рууд Гуллит, которые также много лет поиграли на Апеннинах и "воспитаны" на футболе этой страны

Рууд ГУЛЛИТ

В АНГЛИИ ФУТБОЛ ДЕМОКРАТИЧНЫЙ

-Рууд, почему вы так увлеклись покупкой итальянцев?

- Потому что они сейчас стоят на футбольном рынке дешевле английских игроков, тарифы на которых поднялись на такой уровень, который я считаю завышенным даже для суперклубов. Создалась абсурдная ситуация, при которой выгоднее подыскивать игроков за рубежом. Однако Дзолу я взял не потому, что он итальянец, а потому что это одна из тех личностей, которые могут в одиночку решить судьбу любого матча. А тот факт, что на его языке говорит полсостава команды - Виалли, Ди Маттео, Петреску и я сам, должен, без сомнения, послужить подспорьем. Когда мы с Райкаардом и ван Бастеном выступали вместе за "Милан", нам очень помогало то, что мы разговаривали на одном языке.

-Но такие игроки, как Дзола, как правило, испытывают проблемы с адаптацией...

- С футболистами от Бога - а Дзола принадлежит к их числу, нужно обращаться особо: отделять от тех людей, которым должно работать на них. Марадона и ван Бастен потому и проявили себя во всем блеске, что их оберегали от ненужной суеты.

-Вы по-прежнему интересуетесь итальянским чемпионатом?

- Конечно. Я внимательно слежу за ним, смотрю главную игру каждого тура. Недавний матч "Ювентус" - "Наполи" мне не понравился: он был слишком скучным. На фоне всевозможных тактических ухищрений на поле ничего особенного не происходило. Но эта моя критика не носит абсолютного характера. Например, до этого я видел как играли "Фиорентина" и "Милан", и матч получился очень живым. Здесь, в Англии, футбол более демократичный, чем в Италии. Поясню: в него вовлечено гораздо меньше политики, все команды находятся в примерно равных условиях, и нет тех, кто находится на особом, привилегированном положении.

-Вы много поиграли за "Милан", поэтому знаете, что говорите.

- Естественно. В руках "Милана" - телевидение, которое показывает футбол в том свете, в каком ему нужно. Это приносит клубу ощутимый эффект. Другой показательный пример - "Фиорентина". Пока в ее руках не было средств массовой информации, она находилась в серии В. Теперь, кода они появились, она снова наверху - выиграла Кубок Италии, входит в число соискателей скудетто. Я не хочу сказать, что если ты владеешь прессой, то ты немедленно станешь чемпионом. Но то, что этот фактор оказывает свое влияние, - бесспорно.

-Вы ставите английский футбол выше итальянского?

- Дело не в этом. Серия А по-прежнему сохраняет свой уровень, но интересы болельщиков в Италии постепенно меняются. Они со всевозрастающим вниманием относятся к футболу английскому, открывают для себя совершенно другой футбол, в котором меньше техники - но больше зрелища, больше ошибок - но больше и голевых ситуаций, то есть того, что развлекает людей.

- Иногда приходится слышать, что итальянский футбол губит "саккизм".

- Это неправда, и вы знаете это. Вопрос Сакки - это тоже вопрос политический, средство борьбы за власть у высших футбольных чиновников.

-Но его сборная Италии играет неважно.

- Может быть, это и так, но Сакки критиковали и тогда, когда он занял второе место на чемпионате мира. Когда хочется кого-то поругать, всегда найдется за что. В Италии слишком нервозная обстановка сложилась вокруг наставника сборной. Помните, сразу после чемпионата Европы Сакки хотели заменить на Чезаре Мальдини, тренера олимпийской сборной? Но стоило той провести всего один матч на Играх в США - и проиграть его, - как эта идея сразу же отпала, и возникли другие.

-Кого вы считаете лучший тренером?

- Тренера делают игроки в зависимости от своей квалификации. Лучший тренер тот, кто умеет реализовать по максимуму потенциал игроков, которыми располагает, а не тот, кто изобрел систему и насильно подгоняет игроков под нее. Он должен подстраиваться под игроков, но не наоборот.

-Вы не рассматриваете перспективу вернуться в Италию в качестве тренера?

- Поживем - увидим. Это не является моей целью. Если представится случай - подумаю. В "Челси" ведь я тоже оказался волею "случая" и не мог предвидеть заранее, получится ли у меня здесь. В Лондоне жизнь спокойная - такая, какая была у меня в Голландии. Можешь спокойно кружить по улицам, не чувствуя себя обязанным выкладывать все свои мысли журналистам, которые роем вьются рядом с тобой. Италия мне тоже нравится, но со стороны ее проблемы видятся более выпукло. Для итальянцев все меньшую роль играет футбол, как таковой, и все большее значение приобретает околофутбольная шумиха. Не скажу, что такое положение вещей меня пугает, но оно заставляет держать себя постоянно в тонусе. Виноваты в этом все - журналисты, игроки и болельщики тоже. Они предпочитают орать оскорбления в адрес соперника, а не поддерживать своих, и этого, кстати, я никогда не понимал.

-Есть ли еще кто-нибудь из итальянцев, кого вы хотели бы видеть в "Челси"?

- Марко Симоне. Но это не значит, что наш клуб непременно его купит.