Газета Спорт-Экспресс от 6 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4

7 июля 1996

7 июля 1996 | Парус

ПАРУС

ШВЕДСКОЕ КРЕЩЕНИЕ RUSSIAN TEAM

Самая большая парусная гонка нынешнего сезона - вокруг шведского острова Готланд на Балтике - собрала в прошлый уик-энд более трех тысяч яхтсменов и 307 судов.

В первые вышли на старт три лодки класса Grand Mistral - абсолютно новые огромные "макси", которые вызвали огромный интерес не только у соперников, но и у всех без исключения любителей этого вида спорта. Еще только подходя к гавани королевского яхт-клуба в Сандхамне - маленьком поселке на берегу одного из островов архипелага близ Стокгольма, можно было определить, где стоят эти суперлодки - над общим частоколом их мачты возвышались на метр-полтора. Рядом с ними как-то терялись даже вызывавшие еще вчера восторг и удивление яхты класса Whitbread 60 футов.

Две из этих трех новинок - шведские Nikorette и Very Bright - их экипажи предпочли поставить не у причальной стенки, а в отдалении на якорях, чтобы никто из любопытствующих не мог подняться на борт и побеспокоить гонщиков перед стартом. Вот и получилось, что бремя паломничества пришлось взвалить на себя третьей чудо-яхте - российской Russian Team.

Имя шкипера нашей лодки давно и хорошо известно в мире паруса - Сергей Бородинов был серебряным и бронзовым призером чемпионатов мира на "Летучем голландце", участвовал, правда, не на всех этапах, в кругосветной гонке на яхте "Фазиси".

- Лодка хорошо показала себя во время перехода из Средиземного моря на Балтику, - делился он со мной своими впечатлениями. - Новая конструкция открывает новые возможности, но и требует привыкания к себе. Паруса огромные, работать на них приходится очень серьезно, ведь даже при небольшом ветре удается развивать скорость около 14 узлов. Пока мы только осваиваем яхту, и, думаю, она преподнесет нам еще немало сюрпризов.

-А почему вы не разрешаете посетителям спускаться вниз?

- Да просто хвастаться там нечем. Обустройства настоящего пока нет, паруса лежат в чехлах, пройти трудно, разве что штурманский "уголок" в нормальном состоянии. Впрочем, многие перед стартом гонки снимают с яхты все лишнее, чтобы максимально уменьшить вес.

-Кстати, как вы вообще оказались на таком грандиозном судне?

- Его нам дал швейцарец Пьер Фельманн, который является главным организатором будущей кругосветки и которому необходимо создать авторитет и популярность новому классу. Что касается экипажа, то на борту четыре швейцарца, два француза, норвежец - редактор парусного журнала, швед - он оказался "лишним" на Nicorette, шкипер которой Лудде Ингвалл, прошедший две кругосветные гонки, попросил нас взять парня, и девять россиян. Естественно, что каждый будет стараться не ударить в грязь лицом, но той слаженности, с помощью которой на дистанции в 490 миль можно выиграть несколько лишних минут, нам будет не хватать. К тому же наша яхта участвует в гонке под старыми парусами, а у главных соперников они новые.

Воскресный старт... Весь, горизонт в парусах, болельщики на больших барках, которые напоминали и "Летящую по волнам", и "Алые паруса". Мы шли на катере с Сергеем Марчуком, вице-президентом нашей команды. И искренне жалели о том, что ее президент Владимир Маслаченко вынужден был улететь этим утром, чтобы комментировать финал чемпионата Европы по футболу по российскому радио, и не видит всей этой красоты.

В зоне старта полицейские катера и катера береговой охраны расчищали пространство для яхт - участниц гонки. Залпы пушки отсчитали сначала полчаса до старта, потом десять минут, пять, и, наконец, грянул стартовый выстрел. Большие лодки вели жесткую борьбу за место на линии старта, и все три яхты класса Grand Mistral пересекли ее в пределах трех секунд.

Некоторое время мы следовали параллельным курсом. Светловолосый Сергей Бородинов сам стоял на руле, и Russian Team шла уверенно и весьма ходко. А вот на Nicorette уже минут через сорок на вершину мачты для устранения небольшой поломки был поднят в легонькой люльке один из матросов, и яхта чуть сбавила скорость.

Через два часа мы снова были в яхт-клубе и в палатке компьютерной компании наблюдали на экранах положение команд, следили за данными об их скорости, о направлении ветра. Наша лодка была чуть впереди и двигалась со скоростью на 0,2 узла выше, чем у Very Bright, что уже было сюрпризом.

В какой-то момент ветер начал скисать, и скорость упала до шести-семи узлов, потом задуло прилично, пошел дождь - Балтика есть Балтика. Неудачники - а их в общей сложности набралось свыше двадцати - покидали дистанцию, уходили к Готланду и в тамошних гаванях ремонтировались. Никто, правда, не вызывал спасательных вертолетов, никто не оказался за бортом.

От наших, увы, фортуна отвернулась за 20 миль до финиша - порвался грот. Однако, несмотря на это, "большая тройка" особо не распалась, на финиш катили так, словно шли в скоротечном матч-рейсе. Первой финишировала Nicorette подкомандой Лудде Ингвалла и с девизом "ЗА МИР БЕЗ КУРЕНИЯ". Всего две минуты проиграла ей вторая шведская яхта - Very Bright со шкипером Гуннаром Крантцем. Наши уступили победителю 17 минут, что совсем неплохо для начала.

- Теперь у нас будет короткий отдых, потом погоняемся еще в шведских водах, благо, есть спонсоры, а затем примем участие в уникальной гонке, - поделился напоследок планами Бородинов. - 14 июля напротив стокгольмской ратуши наша и шведская яхты отправятся в путь до Санкт-Петербурга. Финиш - у Кронштадта, а потом мы войдем в Неву вместе с участниками регаты "Катти Сарк".

Всеволод КУКУШКИН

Сандхамн - Москва