Газета Спорт-Экспресс от 30 мая 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 12

31 мая 1996

31 мая 1996 | Авто-мото

АВТО

КУБОК МИРА - 96

Среди тех, кто 8 сентября нынешнего года на площади Трокадеро в Париже примет старт в третьем современном ралли-марафоне по маршруту Париж - Москва - Пекин, будет и 48-летний французский любитель приключений Этьенн Смулевичи.

РЕДКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР!

Этот чудаковатого вида, улыбчивый и жизнерадостный француз неизменно привлекает к себе всеобщее внимание. Но еще больше внимания и зрительских симпатий вызывает необычный автомобиль Этьенна Смулевичи! Хотя мало кто знает, что это первая полноприводная модель "Мицубиси", выпущенная в свет в... 1933 году! Вернее сказать, ее точная копия. Оригиналов этого автомобиля не сохранилось вовсе, да и копий "Мицубиси" РХ-33 в мире насчитывается всего три. И две из них принадлежат Этьенну Смулевичи, неизменному участнику ралли-рейдов самого крупного калибра, в том числе и "Мастер-ралли", в котором француз стартует в третий раз.

В послужном списке 48-летнего гонщика четырнадцать "Дакаров", один из которых он проделал в одиночку, без штурмана, одиннадцать стартов в итальянских, испанских и португальских внедорожных рейдах, дважды Смулевичи стартовал в Австралии и Тунисе, выступал в Исландии, Алжире, Венгрии, Польше, девять раз принимал участие в чемпионате Франции, а в 88-м году стал чемпионом в классе Т2, есть в биографии Этьенна и суточная внедорожная парижская гонка, в которой он трижды ехал в одном экипаже с самим Рене Метжем, организатором и вдохновителем "Мастер-ралли"! После такого совместного "боевого опыта" разве мог месье Смулевичи усомниться в том, что его партнер сумеет обеспечить долгую и успешную жизнь своей новой любви, ралли-марафону по бездорожью России, Монголии и Китая?! Когда Рене Метж впервые в 92-м организовал первый рейд по маршруту Париж - Пекин, кое-кто с усмешкой (узнав о том, что у Метжа российские деловые партнеры!) говорил: в Пекин собрались? Вы хоть до Москвы доберитесь! Но среди этих посрамленных ныне скептиков не было - и не могло быть - Этьенна Смулевичи.

На "Мицубиси" РХ-33, изготовленном по фотографиям и чертежам в 89-м году, Этьенн выступает в гонках с 90-го года. Он не пропустил ни одного "Дакара", а в 93-м добрался вместе с караваном до Кейптауна, дважды - в 92-м и 95-м - вместе со своим "Мицубиси"-репликантом проехал от Парижа до Пекина.

Во внешних очертаниях кузова "Мицубиси" Смулевичи ощущается точное портретное сходство с оригиналом, а вот, так сказать, внутреннее содержание постоянно совершенствуется, приспосабливаясь к потребностям современности, но при этом и двигатель, и ходовая часть, и подвеска органично вписываются в повидавшую виды "коробку", тем более что родное шасси с точностью до миллиметра совпадает с современными моделями "Мицубиси Паджеро". Хозяин не покладая рук трудится над тем, чтобы его детище не выглядело Золушкой на балу у королевы. Мощность четьфехцилиндрового 2,6-литрового мотора постоянно растет, и на сегодня она составила 260 лошадиных сил. Стоявшая на оригинале рессорно-пружинная подвеска, затруднявшая управление автомобилем на больших скоростях, была заменена на рычажную со спиральными рессорами, вместо четырехскоростной коробки передач X-trac была поставлена коробка SADEV. Автомобиль оказался снабжен и мощной тормозной системой AR - дисковые увеличенные тормоза с двойным цилиндром. И, между прочим, при подготовке к каждому ралли РХ-33 подвергается полной ревизии, ведь такие его составляющие, как двигатель и коробка передач выдерживают от силы пару марафонов класса "Париж - Дакар" или "Мастер-ралли", после чего подлежат замене.

Легендарный автомобиль и его легендарный гонщик всегда готовы к очередному старту на все сто. Впрочем, напомним, что диковинных машин у Смулевичи две, и обе они готовятся к ралли совершенно одинаково. Сам Этьенн всегда готов уступить одну из них - за соответствующее материальное вознаграждение, естественно (автогонки - дело дорогостоящее!), - любому. Причем по выбору "покупателя", то есть без обмана!

Сам пилот тоже намерен подойти к "Мастер-ралли в отменной физической форме, хотя, как вы понимаете, в данном случае заменой движка или коробки дела не решить. Но программа Смулевичи расписана в 96-м буквально по дням. Он запланировал для себя десять гонок, но ведь необходимо также руководить созданной им фирмой ESSOR, что расшифровывается весьма просто "Служба Этьенна Смулевичи по организации ралли-рейдов". Впрочем, оргвопросы - отнюдь не жизненное призвание Этьенна. Сам он считает делом жизни обучение желающих езде на автомобилях, приспособленных к внедорожным рейдам. Он проводит семинары-стажировки как во Франции, так и непосредственно на маршрутах марафонов, в их наиболее интересных и сложных местах, щедро передавая другим свой уникальный опыт вождения в экстремальных условиях. Главный совет, которым он всегда напутствует начинающих марафонцев-рейдовиков, выпускников "школы Смулевичи", мудр и прост одновременно. "Главное, - говорит Этьенн, - это достичь поставленной перед собой цели. То есть... доехать до финиша!" Между прочим, из тех четырнадцати "Дакаров", в которых он принял участие, Смулевичи финишировал в дюжине! Фантастическая выживаемость...

Себя Этьенн Смулевичи считает "чистым продуктом ралли-рейдов".

- Я всегда, сколько помню себя, был поклонником видов спорта, связанных с техникой, - говорит он. - Наверное, потому, что я из автомобильного поколения. Для меня рейд - фантастическая, причудливая смесь самых разных страстей. Я обожаю путешествовать далеко, по неизведанным местам, где, как принято говорить, не ступала нога человека. И проезжало колесо моей "Мицубиси"! Я люблю преодолевать сложности, сталкиваться с самыми нестандартными ситуациями, искать - и находить - выход из них. В этом - одна из особенностей "Мастер-ралли". Это незабываемые впечатления!

Видимо, с легкой руки своего друга Этьенна Смулевичи и Рене Метж называет "Мастер-ралли" "прекраснейшим приключением конца двадцатого века". Впрочем, оно и вправду так. Первые два современных марафона, организованных Метжем по дорогам России, Монголии и Китая, прошли по знаменитому "шелковому пути" (вот только шелковыми те тяжелейшие километры никому из участников не показались!) и по пути войск легендарного Чингисхана. На этот раз маршрут проложен южнее, этапы на нем будут короче, но зато спецучастки разнообразнее и намного богаче с точки зрения необходимых навыков вождения, а бивуаки будут располагаться в самых неожиданных и живописных местах. К примеру, на космодроме Байконур, где в один из дней старт этапу будет дан с того места, откуда 12 апреля 1961 года в космос отправился "Восток"-1 с Юрием Гагариным на борту. Скорее всего, планируя захватить по пути от Парижа через Ульяновск до Пекина всю эту экзотику, Рене Метж помнил и о том, что среди участников ралли - Этьенн Смулевичи, который так любит все необыкновенное!

Константин КОМКОВ