Газета Спорт-Экспресс № 82 (5255) от 16 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

16 апреля 2010

16 апреля 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Дебют и перспективы Виталия Петрова в "Больших призах" оценивает первый вице-президент федерации автомобильного спорта и туризма России.

Игорь ЕРМИЛИН: "ВАЖНО НЕ ЗАВЫСИТЬ ОЖИДАНИЯ ОТ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПЕТРОВА"

Нынешний сезон "Больших призов" для российских поклонников королевы автоспорта особенный: впервые за 61 год существования чемпионатов мира "Формулы-1" за рулем призового болида сидит российский пилот 25-летний Виталий Петров из Выборга. Событие со всех точек зрения уникальное! Как оно отразилось на интересе к автогонкам в нашей стране и как может сказаться на судьбе российского автоспорта? Об этом - наш разговор с первым вице-президентом Федерации автомобильного спорта и туризма России, известным российским конструктором автогоночной техники Игорем Ермилиным.

- На протяжении многих и многих лет перед вашими глазами проходили поколения отечественных гонщиков. Петрова помните?

- Конечно. Первый раз я его увидел, кажется, в Cанкт-Петербурге в "Формуле Русь". Он тогда выиграл гонку очень спокойно и уверенно, будучи юным и совершенно неизвестным для страны человеком. Затем он выступал за рулем Lada Revolution, ну а дальнейший его путь лежал уже в Европу.

- На мой взгляд, Виталий как-то очень естественно вписался в мир "Формулы-1". Как считаете, почему это произошло?

- Думаю, отчасти это свойство характера, а отчасти абсолютно заслуженный результат - выработанное чувство уверенности в себе как следствие успеха в карьере. Ведь все его шаги в автогонках были продуманными, достаточно правильными и приносили отличный результат. Он быстро, даже очень быстро, за непродолжительный промежуток времени прошел путь, на который его конкуренты тратили, думаю, как минимум раза в два больше времени, ведь выступать в гонках Виталий начал по любым меркам поздно - в 16 лет, если не изменяет память.

- Но, как он сам рассказывал, машину водить научился гораздо раньше!

- Водить машину и участвовать в гонках - это, мягко говоря, не совсем одно и то же. Думаю, реально он начал участвовать в гонках максимум в последний год своего пребывания в России.

- Несмотря на то что за плечами Петрова только три этапа чемпионата мира, мне кажется, что он уже чувствует себя в "Формуле-1" своим. А у вас какое ощущение?

- По внешним проявлениям он, скажем так, на своем месте. "Формула-1" для него нормальное, естественное состояние. Он там на равных, во всяком случае, это касается его присутствия, общения и тому подобного. И, знаете, Виталий это заслужил.

- До нынешнего момента в России было два гонщика, готовых сесть - и сделавших это - в кокпит "Формулы-1". Это Сергей Злобин и Роман Русинов…

- Это были попытки. Попытки, которые останавливались буквально на пороге. Русинов был тест-пилотом, хотя большой работы у него не получилось из-за ситуации в команде. И он остановился перед открытой или скорее открывающейся дверью. Злобину удалось поездить на машине "Формулы-1", но это было вне гонок. Виталий же принимает участие в чемпионате, он изначально был заявлен отнюдь не запасным игроком.

- Корректно ли в таком случае говорить, что Петров - первый российский пилот "Формулы-1", или, может быть, все-таки третий?

- Он однозначно первый. Это даже не обсуждается. Виталий Петров - первый реальный российской пилот "Формулы-1".

- Есть ли вероятность того, что появление пилота такого класса повлияет на российский автоспорт, выведет его на иной уровень развития, иной уровень интереса? И вообще, автоспорт в России в каком состоянии - лежит в руинах или как?

- Та часть, которая наиболее интересна, - кольцевой автомобильный спорт умирает, но признаки жизни еще подает… Искренне надеюсь, что не угаснет окончательно. В этом сезоне должны появиться трассы в Смоленске и Нижнем Новгороде. Надеюсь, активна будет еще и трасса Казани - она реально находится в завершающей стадии. Это все новые объекты. На новой земле, местами - в чистом поле. Смоленская, с точки зрения инфраструктуры, самая развитая.

- Она уже функционирует?

- Пока нет, но надеюсь, в этом сезоне начнет работу. Осталось положить последний слой асфальта. И даже боксы там есть. Достаточно аскетичные и функциональные, без изысков, но есть. В Нижнем и Казани трассы пока без инфраструктуры, но приличные по конфигурации и дорожному покрытию.

- А кто "это" делал?

- Это локальные объекты местного, национального российского значения. Мастер-планы по Казани и Смоленску делал Герман Тилке, а далее строили, хотя и не без проблем, российские подрядчики. Проект Нижнего Новгорода - чисто российский.

- Так почему же тогда, как вы сказали, российский автоспорт умирает?

- Знаете, как говорят: "Врачи долго боролись за его жизнь, но пациент остался жив". Понятно, да? Все усилия, которые сейчас прикладывают функционеры от автомобильного спорта, похоже, приводят только к его умиранию. И дышит он еще только потому, что люди, которые им непосредственно занимаются, хотят жить в нем и дальше и вкладывают свои усилия и свои деньги.

- Странно это слышать от одного из "врачей"…

- (Смеется.) А я в Российской автомобильной федерации не имею отношения к автоспорту. Я первый вице-президент федерации автомобильного спорта и туризма (интонацией подчеркнуто слово "туризма". - Л.Х.) России.

- Хотите сказать, что имеете отношение только к туризму?

- (Смеется.) Просто я не активный функционер в автоспорте и поэтому спокойно говорю, что те, кто облечен спортивной властью и активно функционирует в этом плане, не очень профессионально этим занимаются.

- Как вы думаете, присутствие Петрова в "Формуле-1" как-то всколыхнет интерес в болельщицких кругах?

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно всего лишь посмотреть на рейтинги телевизионных трансляций "Формулы-1", которые возросли в лучшем случае на треть.

- Это много или мало?

- Давайте сравним. В Германии после возвращение в чемпионат мира Михаэля Шумахера рейтинг вырос в два раза.

- Шумахер же семикратный, да и культура автоспорта в стране иная!

- Согласен. Но Шумахер пусть и семикратный, но в настоящий момент один из шести (!) германских пилотов, выступающих в чемпионате мира. С другой стороны, Виталий Петров - первый и единственный русский пилот. Это на порядок круче, чем набивший оскомину, не в обиду Шумахеру будет сказано, семикратный чемпион. Петров - первый и единственный, да еще для такой большой страны, как Россия. Для нас это вообще знаковое событие, а Шумахер для Германии отнюдь не первый и уж точно не последний. Разные весовые категории? Да. Шумахер известен во всем мире и именит, а Петров у нас дебютант во всех смыслах - как Гагарин, простите за такое сравнение.

Я не говорю о повышении мирового рейтинга от появления российского пилота, я говорю о повышении внутрироссийского, ведь для нашей страны это событие исключительное. А подъем всего 30 процентов.

- То есть вы считаете, что по поводу первого российского гонщика в "Формуле-1" хотелось бы большего ажиотажа?

- Конечно же, интерес появился. У болельщиков, у фанатов, которые смотрят гонки независимо от российского там присутствия, появился предмет национальной гордости. Но это у тех, кто уже болел. Появление Петрова привлекло внимание к "Формуле-1" и трансляциям гонок еще некоторого количества людей, которое, увы, не очень велико, - те самые 30 процентов. Дальше число этих "вновь привлеченных" может расти, что зависит от успешности Виталия.

- Получается, в руках Петрова сейчас популярность "Формулы-1" в стране? Тяжело же ему с таким грузом на плечах.

- Я не думаю, что он над этим сейчас серьезно размышляет. Во всяком случае, я на это надеюсь. У него есть своя задача, своя работа, и чем меньше он будет отвлекаться на подобные эмоциональные штучки, тем лучше. Тем проще ему будет справляться со всеми ситуациями.

Для нас же - болельщиков и наблюдателей - важно не завысить ожидания. Мы не должны сейчас ждать от Виталия побед, не должны в эйфории говорить: наш парень борется с Хэмилтоном. Петров в сложной ситуации: у него очень специфическая карьера, нет опыта в "Формуле-1" и так далее. И говорить, что он вдруг сейчас будет выдавать суперрезультаты, и ждать этого не надо, потому что, если он вдруг будет сильным, достойным, но с результатами в середине таблицы пилотов, наступит разочарование. И это страшнее всего. Это как с нашей сборной по футболу. Помните, после того как команда что-то показала, наступила всеобщая эйфория, а затем последовал жесточайший удар. В итоге сначала спортсменов носили на руках, а затем просто заплевали.

Поэтому очень важно, чтобы мы не завысили ожидания и, немедленно не получив их оправдания, не разочаровались, не отвернулись от Петрова, от "Формулы-1" и от автомобильного спорта. Мне кажется, что сейчас, в эйфории, некоторые так многого на Виталия навешали, что, даже когда он на второй год станет десятым, мы будем разочарованы - как же, всего лишь десятый… А ведь это, между прочим, десятый в мире! Это - супер, это - вершина. И наше разочарование может быть трагедией.

- Трагедией для российского автоспорта тоже?

- Для автоспорта - не думаю. Автоспорт - это объекты, трассы, инфраструктура, профессиональный менеджмент, профессиональные промоутеры, возможности финансового вливания, внимание средств массовой информации, телевидения. Это все должно повлиять на развитие автоспорта в стране. А выступления Виталия могут лишь чуть-чуть улучшить ситуацию.

- Интересно было бы понять: а чего от Петрова ждут болельщики? Неужели все сводится к банальному - должен выиграть? Или побед ждут только те 30 процентов, что недавно влились и пока не очень понимают специфику? Может, им надо посоветовать смотреть на гонки глазами специалистов?

- Специалисты редко болеют за кого-то, у них, скорее всего, нет симпатий, но при этом есть трезвый расчет, оценка ситуации. Болельщики тоже разные. Продвинутые уже близки к специалистам, они более или менее реально понимают расклад сил. Для них важно посмотреть, скажем, динамику роста результатов. Но продвинутых не слишком много - это не массовый болельщик. А массовому болельщику нужны эмоции, нужно ожидание победы.

- Либо радость от победы, либо слезы от поражения?

- Да.

- Ну а если последуют очередные сходы?

- Опыт показывает, что ажиотаж может сойти на нет. Не будет ожидания побед - не будет интереса.

- Замкнутый круг получается. Может, телевидение, газеты должны больше разъяснять, пытаться перевести максимум болельщиков в категорию продвинутых? Или это невозможно и даже не нужно, поскольку основная масса людей как раз из категории тех, кому нужна только сильная эмоция, а если ее нет, то они уйдут за ней в другое место?

- Наверное, это так. Если они не смогут выплеснуть эмоции здесь, то будут искать им иное применение.

- Мы с вами как-то незаметно от сезона нынешнего перешли к сезону следующему, к росту результатов. Какой в таком случае результат Петрова может быть расценен как успех?

- Если имеющаяся у меня информация достоверна, то по контракту для продолжения работы с "Рено" в 2011 году Виталий должен набрать 40 процентов очков от тех, что наберет Роберт Кубица. Получается, что эффективность и потенциал новичка команда оценивает в 40% от своего лидера. Если лидер не получает очков, значит, все дело в машине, там ничего не попишешь. Если же лидер набирает очки, а значит, машина это позволяет, то и новичок должен очки набирать, хотя и в гораздо меньшем количестве. В таком случае всем ясно: пилоты - один опытный, другой нет - близки по потенциалу.

А дальше успех или неуспех может зависеть от того, быстрая ли машина, надежная ли она. Вот у Себастьяна Феттеля машина быстрая, но ненадежная, и он в прошлом году чемпионом не стал.

- Я от одного из гонщиков услышала такую мысль: если теперь в "Формуле-1" у России есть гонщик, значит, и другим русским будет проще этот путь пройти. Это действительно так?

- Не уверен, что это аксиома. Ведь даже сейчас, на волне ажиотажа и чуть ли не правительственного внимания к личности Виталия вопрос спонсирования его участия стоял остро. А второй и последующий пилоты уже даже не будут первопроходцами…

Лина ХОЛИНА