Газета Спорт-Экспресс № 47 (2243) от 1 марта 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

1 марта 2000

1 марта 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

Борис ВОСТРОСАБЛИН

В КИТАЕ ДАЖЕ НЕ БЕЖАЛ ТЕСТ КУПЕРА

Этот защитник, известный по выступлениям за "Торпедо", уехал месяц назад в Пекин вовсе без восторженного предвкушения заграничного житья-бытья. Зато - с огромным желанием вернуться. Так в общем-то в итоге и произошло.

- Я туда на просмотр и ехал, а вовсе не на готовый контракт. Валерий Непомнящий, который меня в Китай сосватал, специально предупредил: "Боря, не обольщайся, контракта сразу не будет. Зато просмотр обещаю серьезный". Спасибо и на этом, думаю, - выходит, не забыл Непомнящий два года совместной работы в Корее.

- Просмотр действительно был серьезный?

- Более чем. Такое ощущение, что китайцев не слишком волнует твой игровой класс. Главное, чтобы в челночном беге не хуже других смотрелся и тест Купера без проблем сдал.

- Как вас встретили в китайской столице?

- В Пекине меня встретил переводчик, пересадил на другой самолет - и часа три летел я уже на юг Китая. Там и находилась на сборах команда Непомнящего. А всего китайских клубов в этом месте было аж четырнадцать. И все жили на одной базе. Лично я долго в себя приходил. Первым делом армейские годы вспомнил и пришел к выводу что тогдашняя моя казарма была поуютнее, чем здешняя комната. Единственное - телевизор здесь стоял. Но по мне - что есть телевизор с китайскими программами, что нет.

- С соседями жили?

- Конечно! Подселили итальянца бразильского происхождения и защитника из Камеруна. Но самое страшное - это китайский режим. По местному времени в 7 утра подъем, в 22.30 - отбой. И никакой сноски на акклиматизацию. Я-то ворочался-ворочался, в середине ночи как-то засыпал, утром просыпался. А вот итальянец засыпал вовремя, зато в 4 утра поднимался и заснуть больше не мог. Но не дай Бог не лечь в эти самые 22.30 - у клубного начальства истерика будет! А над каждой кроватью ночник висит - искушение большое книжку полистать.

- Следят действительно строго?

- Сборы курирует представитель федерации, и, если свет из-под двери увидит, на всю команду штраф наложит. Хорошо еще, помнил какие-то простые английские слова, мог с соседями парой фраз переброситься. А то совсем тускло было бы.

- И сколько игр вы там провели?

- Две. В каждой по тайму. Я не столько играл и занимался с общей группой, сколько индивидуально работал. Готовился к Куперу. У меня уже в сознании сидело - сдать, сдать, сдать. А я лет пять, как о нем забыл. Тем более после травмы - сами понимаете... Вся команда полтора часа занималась, а я около часа.

- Каков, по-вашему, общий уровень китайского футбола?

- Если Китай поотстал от всех остальных, то ненамного. Скоро догонит. Есть огромная заинтересованность, есть зрители. И - деньги. Причем - громадные. Кстати, знаете, кого я там встретил? Муртаза Шелия. Вот уж кто за гроши играть не поедет, правильно? Человек в России многое доказал, в Англии играл. Под Веретенникова, слышал, китайцы приличные деньги давали. Им нужен был легионер с именем. Средства сумасшедшие, я даже не ожидал! Удивительно, что с нашим Кульчием китайцы контракт заключать не стали.

- Почему?

- Загадка. Играли мы против его клуба, 2:1, я гол с пенальти забил. Так Кульчий там на голову сильнее всех смотрелся. Не знаю, кого они ждали, но совершенно четкое впечатление - приехал готовый лидер.

- А у вас почему не сложилось?

- Со мной ситуация особая. В каждой команде играют только три иностранца. Моему клубу нужен был защитник. С одной стороны, я подходил, но Непомнящий рассказал, что вдруг остался без клуба один из сильнейших защитников в национальном чемпионате, отыгравший в Китае четыре года, игрок сборной Алжира. Претендовали на него одновременно три команды, и наша победила. В результате мне даже тест Купера бежать не пришлось. Кстати, так натренировался, что, уверен, - сдал бы наверняка.

- В Москву с тяжелыми мыслями возвращались?

- Скорее нет. Я к тому времени уже подустал от неопределенности - сдам, не сдам... Облегчение чувствовал. И нисколько не жалею о проведенном в Китае времени. Спросите у любого футболиста, что такое регулярные тренировки в условиях среднегорья, когда воздух хватаешь на бегу, будто комьями, глотками. Я здорово окреп, набегав там километров сто.

- Что теперь?

- Пока тяжело. Приезжаю и чувствую - никому я здесь по большому счету не нужен. На "Торпедо" обижаться, конечно, грех, хоть и выставили меня там на трансфер. Алешин с Мишиным лично помогают команду найти.

- Юрин вас, кажется, звал в "Арсенал"?

- Да, но туда я не пойду. Старший тренер - это еще не клуб. Я свой вопрос через КДК решал, и мне до сих пор ничего из "Арсенала" не выплатили: "У клуба тяжелое положение, со временем..." Теперь торпедовские юристы будут этот вопрос решать. В прошлом году я на поле с травмой выходил. Теперь, похоже, в Туле об этом забыли.

Юрий ГОЛЫШАК