Газета Спорт-Экспресс от 3 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4

3 июля 1998

3 июля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-98

Иногда кажется, что настоящий футбол не на полях Франции, а в рекламных роликах Nike.

Константин КЛЕЩЕВ

из Парижа

В связи с матчем Англия - Аргентина, лучшем пока на чемпионате мира, все вспомнили о руке Марадоны - руке Бога, но никто - о его ногах, которых так не хватает французскому чемпионату мира. Конечно, здесь играют Роналдо и Вьери, Бергкамп и Зидан, Меллер и Шукер, но пока трудно себе представить, что двенадцать лет спустя о них будут вспоминать так же, как о Марадоне.

Футбольная память коротка, но игра живет легендами. Марадона вне поля не сделал ничего или очень мало, чтобы люди испытывали к нему симпатию. Он никогда ни в чем не считал себя виноватым, стрелял в журналистов, принимал кокаин, врал и капризничал, но ему все прощали, потому что на поле он заставлял людей забыть обо всем.

Многие убеждены, что в футбольном искусстве Марадона превзошел Пеле.

Глупо их сравнивать, потому что они - гении разных эпох, люди разного склада. Один стал министром спорта Бразилии, другой мог быть послом Аргентины во всем мире, но вместо этого временами проходит курс лечения от наркозависимости. И от сегодняшней футбольные эпохи Пеле и Марадоны отличаются разительно, как Пеле от Роналдо, как Марадона от Ортеги. Те, кого называют их наследниками, иногда чем-то напоминают футбольных роботов, чей чемпионат мира проходит в эти дни в Париже. Они запрограммированы на результат и убеждены в том, что так и должно быть.

Иногда мне кажется, что настоящий футбол не на полях Франции, а в рекламных роликах Nike, в которых бразильцы разыгрывают партию то в аэропорту, то на пляже. И нужно воспоминание о руке Бога, чтобы программа отказала, чтобы на сцену вышли живые люди, чтобы они дали волю эмоциям, как это сделал (пусть даже в ущерб команде) пай-мальчик Бекхэм.

Марадона не приехал в Сент-Этьен на матч Англия - Аргентина, который должен был комментировать для канала Tele America. Это было воспринято почти как предательство, но аргентинцы наверняка его простят, как прощали раньше. Они будут аплодировать (и мы вместе с ними) новым героям - Роа, Вивасу, Креспо, Верону, но никогда не забудут руку Бога.

У чемпионата мира обязательно должен быть свой герой. Неважно кто - бразилец, француз, аргентинец или голландец. И если он не появится, через 12 лет игра не сможет жить легендами. А это будет досадно.