Газета Спорт-Экспресс № 177 (7121) от 11 августа 2016 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

11 августа 2016

11 августа 2016 | Хоккей

ХОККЕЙ

Голкипер минского “Динамо”, ранее выступавший за “Торонто”, “Лос-Анджелес” и “Эдмонтон”, рассказал “СЭ” о своих политических предпочтениях, объяснил, как надо играть против Овечкина и Стэмкоса, и поделился мнением о неудачах канадских клубов в НХЛ.

Бен СКРИВЕНС: “ОСТАВИШЬ ОВЕЧКИНУ ЗАЗОР - ПИШИ ПРОПАЛО”

МОИ РОДСТВЕННИКИ ЕЗДИЛИ ИЗ ВЛАДИВОСТОКА В ХЕЛЬСИНКИ

- Насколько я знаю, это ваш первый визит в Россию. Чего вы от него ждали, что, может быть, удивило?

- Я-то здесь впервые, но некоторые члены моей семьи здесь уже бывали. Мои отец, брат и дедушка, путешествуя, проделали путь из Владивостока в Хельсинки. В основном - на поезде.

- Не каждый русский на такое решится.

- Возможно, но им понравилось. Так что я был наслышан, они рассказывали истории из поезда, где они провели вроде бы больше двух недель, о людях, о быте. Это, конечно, не то же самое, что проделать путь от Восточного к Западному побережью Канады или США, само путешествие достаточно необычно, но крайне познавательно и интересно. Так что я знал, чего ждать, кроме того, многое слышал от других игроков.

- И что они говорят?

- Знаете, мнения несколько разнились, поэтому в первую очередь хотелось увидеть все самому. Что можно сказать - никаких медведей с балалайками. Впрочем, я и у нас в западной Канаде медведей-то не видел (смеется).

- Но некий культурный шок должен же был присутствовать? Рукопожатия, улыбки, еда?

- Безусловно, что-то такое есть. Естественно, еда отличается. На дорогах тут совсем по-другому, автомобили водят не так, как за океаном. И, конечно, то, что там я воспринимал как должное - соблюдение прав секс-меньшинств - здесь практически напрочь отсутствует. Вот это - стало небольшим шоком. Как бы то ни было, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Так что я не собираюсь вмешиваться и что-то менять.

- То есть бороться за права не намерены?

- Собственно, все, что я могу сделать - говорить. При этом я не знаю русского, что усложняет коммуникацию.

- Но вы же вроде собираетесь выучить язык?

- Желание есть. Но найдется ли время - вот вопрос. Сезон достаточно короткий. Однако если я смогу кому-то чем-то помочь в Беларуси и без языка - обязательно постараюсь помочь.

- Вы достаточно плотно следите за политикой, в том числе - общемировой. Так что вам должно быть известно отношение к Александру Лукашенко. И тут вдруг - минское “Динамо”.

- На мой взгляд, демократия - оптимальный политический режим. Но с настоящей демократией, где у каждого есть право голоса, есть проблемы и на Западе. В любом случае я здесь в качестве гостя. У меня есть личное мнение, я готов им делиться. Но обязан уважать окружение, людей, которые здесь живут. А люди здесь очень хорошие, добрые, отзывчивые. На этом я и пытаюсь фокусироваться, а не на политическом строе или чем-то еще.

- По-моему, настоящая демократия существует разве что в чьем-то воображении. А так - взять выборы американского президента, там ведь выбирают худшее из двух зол. Вы ведь вроде бы негативно относитесь и к Дональду Трампу и к Хиллари Клинтон?

- Они оба, конечно, не идеальны, мягко говоря. А Трамп и вовсе опасен. Он будет угрозой всему миру, если его изберут. Я бы, конечно, больше хотел слышать о Гэри Джонсоне или Берни Сэндерсе, которого хотел бы видеть на месте Хиллари, при этом я бы предпочел любого Трампу.

НЕ ПРИЕМЛЮ КАЗАРМЕННЫХ ПОРЯДКОВ

- Представьте ситуацию, что вас приглашают на прием к Лукашенко. Пойдете ли? Будете ли с ним фотографироваться?

- Буду смотреть по ситуации (смеется). Может, он не захочет со мной фотографироваться. Я не скрываю своих позиций, не собираюсь от них отказываться, но менять что-то в укладе России и Беларуси не собираюсь.

- Если помните, Тим Томас, будучи в “Бостоне”, отказался идти на прием к президенту США.

- Помню, конечно, но у Тима регалий побольше, уровень повыше. В его активе, кажется, были “Везина Трофи”, “Конн Смайт Трофи” и Кубок Стэнли. У него хотя бы было моральное право на это. И я не собираюсь наживать здесь себе врагов. Как, впрочем, и не собираюсь изменять себе.

- Пример Томаса, долго игравшего в Европе и все-таки прорвавшегося в НХЛ, вас вдохновляет?

- Конечно, я был бы удовлетворен таким сценарием на все сто процентов. Но кто ж знает, как все в итоге повернется. Пока я просто хочу помочь своей новой команде, делать все для ее побед.

- Как и Томас, вы закончили университет. Почему вообще решили отправиться в США? Это не очень типично для канадца.

- Все довольно просто. Меня не задрафтовали в CHL, а лучшей возможностью играть после JuniorA (система низших юниорских лиг в Канаде) до хотя бы 20 лет была NCAA. Мне повезло, что Корнелльский университет предложил мне продолжить карьеру у них. Что позволило мне развиваться и добраться-таки до профессионального хоккея.

- Что дала вам учеба в престижнейшем университете Лиги плюща?

- На самом деле никогда не представлял, что буду учиться в заведении такого калибра. В школе у меня были не очень высокие оценки, потому что хоккею я уделял повышенное внимание. Я, конечно, старался хорошо учиться, но не был среди лучших в классе. Спасибо хоккею, что он позволил мне попасть в Корнелл, где уже в ходе обучения я понял, что вполне тяну, уделял достаточно внимания учебе и получил в итоге диплом всемирно известного университета. Пожалуй, не так важна полученная мной там информация, как обретенные навыки тайм-менеджмента, работы с людьми, отношений, как умение выстроить все так, чтобы добиться успеха. Это многое мне дало и в жизни, и в спорте.

- Помогает в раздевалке?

- В какой-то мере. Многим известно, что я не боюсь высказывать свое мнение.

- За это вы получили прозвище Профессор. Но вот интересно - всегда ли это помогает? Не делали ли вы иногда себе этим лишь хуже?

- Да, иногда, наверное, стоило и промолчать. Возможно, это сказалось на моей карьере. Оглядываясь назад, иногда думаю, что чего-то мне не стоило говорить. Без конкретики. Просто я не приемлю казарменных порядков. Условно: не задавай вопросов, лишь выполняй приказы. Если в команде мы что-то делаем, мне нужно знать зачем, почему. Я всегда работаю по полной, несмотря ни на что, но ответы мне нужны. И не всегда это нравится хоккейным людям.

К СОЖАЛЕНИЮ, НАВЫКАМИ ДЖЕДАЯ НЕ ОБЛАДАЮ

- Искал, кстати, ваши самые сумасшедшие сэйвы - до Куика вам, конечно, далеко, как и еще абсолютному большинству вратарей - и наткнулся на один, который показался мне едва ли не самым ярким: шайба после броска Трочека в матче с “Флоридой” сама ушла в сторону от ворот. Навыки джедая?

- Ха-ха. Я помню этот сэйв. Видите, я занял хорошую позицию (смеется). Навыками джедая, к сожалению, не обладаю. Просто шайба упала на грань и отскочила в правильную сторону. Повезло (улыбается).

- Был ли в НХЛ игрок, которого вы боялись?

- Честно говоря - нет. Скорее можно сказать, что я боялся всех. В НХЛ все умеют бросать. И бросать хорошо. Поэтому стоит относиться с уважением ко всем соперникам, в игре это только поможет.

- Но есть же люди, которые бросают лучше других. Тот же Овечкин. Неужели вы для себя не отмечали перед матчами, кто и как играет.

- Отмечал больше комбинации, чем персоналий. Взять то же большинство “Вашингтона” - ты просто отмечаешь, что нельзя играть высоко, поскольку справа у тебя Овечкин, и если на него пойдет передача, ты просто не успеешь занять правильную позицию. А если оставить ему какой-нибудь зазор - пиши пропало. Со Стэмкосом та же история. Многие здорово играют на пятачке, здорово меняют направление полета шайбы, это тоже стараешься держать в голове, занимая соответствующую позицию. Чтобы отражать эти подправления.

В ТОРОНТО ДАЖЕ НА ТРЕНИРОВКИ ПРИХОДИТ ПО ДВЕСТИ ЖУРНАЛИСТОВ

- Даже болельщики “Торонто” уже читают Leafs, как аббревиатуру - Losersevenafterfiftyseasons (50 лет - и все равно лузеры. - Прим.авт.). В следующем году как раз будет 50 лет со времен последнего Кубка Стэнли “Листьев”. Выиграют они когда-нибудь?

- Ну когда-нибудь-то выиграют (улыбается). У всех команд есть шанс. С правильным персоналом, правильными игроками - нет ничего невозможного. Но вот не знаю, когда “Торонто” это удастся, через год или еще через пятьдесят. Не думаю, впрочем, что они так больше никогда и не смогут победить (улыбается).

- А в чем вообще, на ваш взгляд, столь давняя проблема? Не связано ли это с давлением, которое в Торонто достигает космических масштабов?

- Конечно, оно там ощущается, но все-таки в “Монреале” ведь примерно то же самое, как и в “Бостоне” или в “Рейнджерс” с “Ванкувером”, и ничего - играют люди. “Брюинз” недавно брали Кубок, “Рейнджерс” и “Канадиенс” подбирались к нему на расстояние вытянутой руки, “Кэнакс” были в финале. Есть в давлении и плюсы, и минусы, но я не думаю, что это очень серьезное препятствие на пути к победе.

- Тем не менее канадские клубы уже 23 года ничего не выигрывают. И тут разве что “Оттава” не может большим давлением похвастать. Может, в какой-то мере “Виннипег” еще.

- В лиге же 23 американских клуба. Чисто статистически шанс на их победу гораздо выше. Я не вижу тут закономерности и не исключаю, что уже следующим летом чемпион будет из Канады. Да, ни одна канадская команда не попала в плей-офф этой весной, но это все-таки совпадение, на мой взгляд. Кто-то перестраивается, а кому-то просто не повезло.

- Вы играли за три канадских клуба и за “Лос-Анджелес”. Что особенно отличалось?

- Да ничего такого особенного, разве что климат.

- Ну допустим, в Торонто даже на тренировки по двести журналистов приходит, а в Лос-Анджелесе им других развлечений хватает.

- Понимаете, да, в отсутствие давления играть, наверное, полегче. Но в тех же “Кингз” парни настолько хотят побеждать, что это, само собой, рождает давление внутри раздевалки. К тому же нужно понимать, что, да, в Торонто каждый болельщик жаждет победы, но я ведь сам хочу победить больше, чем любой из них. Может, кому-то из болельщиков это будет неприятно слышать, но победы для нас важнее, чем для них. Иначе мы бы и форму-то не надевали. Должно быть что-то, что привело тебя в НХЛ, если у тебя нет этого внутреннего драйва - ты никогда там и не будешь играть. Так что нет ничего такого страшного в давлении со стороны. Тут все просто, играешь плохо - все эти двести журналистов напишут о тебе плохие статьи. Играешь хорошо - напишут хорошие. Тебе нужно стремиться показывать свою лучшую игру, не обращая особого внимания на то, что пишут. Идти вперед, совершенствоваться.

КАНАДА И США - НЕ МОНОПОЛИСТЫ В ХОККЕЕ

- Вы принимали участие в двух исторических играх. Первая из них - “сухарь” с рекордным количеством отраженных бросков против “Сан-Хосе” (3:0 за “Эдмонтон, 59 сэйвов. - Прим.авт.). Сколько килограммов вы сбросили за тот матч?

- Честно сказать - не знаю. Я не взвешиваюсь ни до, ни после матчей. Хорошая была игра, но ничего прямо такого-растакого. Я даже не знал, что рекорд установил. Просто пытался дать своей команде шанс на победу. Круто, конечно, но нам сразу предстоял выезд, поэтому особо некогда было обдумывать этот рекорд.

- Вторая из исторических игр - дебют российского арбитра в НХЛ. Евгений Ромасько обслуживал матч “Эдмонтона” с “Детройтом”, не самый удачный для вас. Помните ту встречу?

- Я помню, что узнал об этом только на следующий день. И удивился. Определенно, это очень большой опыт для него. Мне кажется, это здорово и правильно. Нам нужны и иностранные игроки, и судьи, и генеральные менеджеры - один уже есть в “Коламбусе”, и тренеры, все. Канада и США не являются монополистами по производству хороших игроков, тактических схем. Нам нужны люди и идеи. Мы обязаны перенимать все лучшее.

- В “Эдмонтоне” у вас был едва ли не самый необычный шлем во всей НХЛ. Разукрашенный людьми, больными шизофренией. Откуда взялась эта идея?

- Я считаю, что, если у тебя есть возможность, ты должен помогать людям. Будь то больные раком или амиотрофическим склерозом. Каким бы то ни было образом.

- Недавно на деньги от IceBucketChallenge открыли ген, который поможет с лечением амиотрофического склероза.

- Вот именно. И я именно это пытаюсь сделать - привлечь внимание к различным проблемам. В “Эдмонтоне” у меня была возможность проделать очень многое. Устроить акции и для умственно неполноценных людей, и для людей с психическими отклонениями. Таким образом, мы собирали деньги на благотворительность, помогали им и привлекали внимание к самой проблеме. Это тоже важно.

- Планируете сделать что-то подобное и в Белоруссии?

- Я совсем не против. Но, видите, есть проблема - я совсем не говорю по-русски. В Канаде я мог общаться с любыми журналистами и причастными людьми, здесь я этой возможности лишен. А так - я планирую заниматься подобными вещами до конца жизни.

Игорь ЕРОНКО

Полную версию интервью - читайте на www.sport-express.ru.

СТАТИСТИКА СКРИВЕНСА

Сезон

Клуб

Лига

И

КН

%

2010-11

Торонто Марлис

АХЛ

33

2,33

92,4

2011-12

Торонто

НХЛ

12

3,13

90,3

 

Торонто Марлис

АХЛ

39

2,04

92,6

2012-13

Торонто

НХЛ

20

2,69

91,5

 

Торонто Марлис

АХЛ

22

2,22

91,7

2013-14

Лос-Анджелес

НХЛ

19

1,97

93,1

 

Эдмонтон

НХЛ

21

3,01

91,6

 

Канада

ЧМ

4

1,74

93,8

2014-15

Эдмонтон

НХЛ

57

3,16

89,0

2015-16

Монреаль

НХЛ

15

3,07

90,6

 

Бейкерсфилд

АХЛ

10

3,47

89,3

 

Сент-Джонс

АХЛ

1

4,00

82,6