Газета Спорт-Экспресс № 112 (7056) от 26 мая 2016 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

26 мая 2016

26 мая 2016 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) впервые в истории приняла решение не допускать к Олимпийским играм в Рио спортсменов, когда-либо в карьере наказанных за допинг.

РИО-2016: РОССИЯ ПОШЛА ВА-БАНК

Жесткая позиция ВФЛА заметно обескровит и без того не самую мощную российскую сборную. Конева, олимпийская чемпионка по спортивной ходьбе Ольга Каниськина, ведущая бегунья на 400 м Ксения Рыжова - все они теперь в Рио не поедут, независимо от решения совета ИААФ по остальной команде. Олимпийский комитет России, Минспорта РФ и Международная федерация легкой атлетики поддержали закручивание антидопинговых гаек.

ВЫГОДА ПЕРЕВЕСИЛА СООБРАЖЕНИЯ ИМИДЖА

Отказавшись от услуг однажды проштрафившихся атлетов, ВФЛА не придумала ничего нового. Этот вопрос обсуждается в легкоатлетическом сообществе давно, и подняли его англичане еще в 2006-м, когда из дисквалификации вернулся их ведущий спринтер Дуэйн Чемберс. Шесть долгих лет Чемберс боролся за свое право быть на Играх, пока в итоге не доказал его в Спортивном арбитражном суде в Лозанне (CAS). Тот неожиданно принял сторону спортсмена и постановил, что пожизненное отстранение от Олимпиад на основании давно закончившейся дисквалификации противоречит Кодексу ВАДА.

Чэмберс выступил на Олимпиаде в Лондоне, дойдя до полуфинала. Бронзовую медаль на тех же Играх выиграл американский спринтер Джастин Гэтлин, имевший за плечами аж две дисквалификации. А ведь есть еще один американец Тайсон Гэй, представитель Ямайки Асафа Пауэлл... Практически вся мировая спринтерская элита, за исключением Усэйна Болта, в разное время была поймана на допинге. Что не мешает этим спортсменам готовиться к Играм в Рио и надеяться там на награды.

Пытались отказаться от услуг бывших дисквалифицированных и организаторы самой престижной легкоатлетической серии турниров “Бриллиантовая лига”. Безуспешно - коммерческая выгода от участия в стартах звезд вроде Гэтлина, Пауэлла и той же Коневой перевесила соображения имиджа.

ВРЕМЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ШАНСОВ

- Почему Гэтлину и остальным можно, а мне нельзя? - говорит Конева, и ее возмущение вполне можно понять. Единственная в карьере дисквалификация у Кати закончилась в далеком 2009-м. Тогда она еще была никому не известной 21-летней юниоркой, попавшейся на повышенном содержании тестостерона. Два года пропуска фактически ничего не значили для ее карьеры, которая пошла в гору только в нынешнем олимпийском цикле.

Странно выглядит ситуация и по отношению к тренеру: с 2007-го с Коневой работает Александр Цыплаков. Он готовит к Рио группу перспективных атлетов, в том числе собственного сына, прыгуна в высоту Даниила Цыплакова. Никаких санкций по отношению к наставнику за старый “дисквал” Коневой принято не было и, похоже, не будет. Пострадавшей оказалась одна спортсменка, хотя обстоятельства того случая никто не расследовал...

Еще один интересный поворот. Конева, Рыжова, Каниськина и многие другие входят в так называемый Международный пул тестирования - то есть в число тех спортсменов, кто сдает внесоревновательные пробы по линии ИААФ и готовится выступать на международных соревнованиях. Каждый из них сдаст за первое полугодие 2016-го как минимум три пробы - а это немалые средства на работу допинг-офицеров и анализ.

Реши ВФЛА, что бывших “допингеров” в олимпийской команде не будет, в январе - и вместо них в пул можно было бы включить кого-то из молодых и перспективных, с “чистой” допинговой историей. Не говоря уж о том, что это было бы гуманней по отношению к самим атлетам. Знать заранее, что сезон будет проходным и чисто российским, или получить информацию об этом за два с половиной месяца до Олимпиады, когда подготовка в самом разгаре - все-таки разные вещи.

Но зимой нам еще казалось, что получится обойтись “малой кровью”. И мысль о том, что надо будет пожертвовать Коневой, одной из немногих реальных надежд на награды Рио, даже не допускалась. Это теперь разоблачения Родченкова и новые положительные пробы из числа перепроверенных не оставляют сомнений: дальше отступать уже некуда.

“Этот сигнал адресован за рубеж”, - не скрывает генеральный секретарь ВФЛА Михаил Бутов. Иначе говоря, наша федерация доказывает ИААФ свою готовность пожертвовать кем и чем угодно, лишь бы команда поехала в Рио. Пусть даже и в самом усеченном составе. В условиях шквала негативных новостей и разоблачений, ВФЛА было необходимо действовать. Тем более времени до решающего дня - 17 июня, когда совет ИААФ объявит, поедет ли наша команда в Рио, остается совсем немного.

Наталья МАРЬЯНЧИК