Газета Спорт-Экспресс № 106 (7050) от 19 мая 2016 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 4

20 мая 2016

20 мая 2016 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Была ли победа 18-летнего гонщика “Ред Булл” на“Гран‑при Испании” счастливой случайностью, или все мы стали свидетелями появления новой суперзвезды мирового автоспорта.

ПРЕВЗОЙДЕТ ЛИ ФЕРСТАППЕН ШУМАХЕРА?

Успех юного пилота “Ред Булл”, который в прошлое воскресенье стал самым юным победителем “Гран-при” в истории “Королевской серии”, отдает горечью для российских болельщиков. Ведь Ферстаппен всего неделю назад заменил российского пилота Даниила Квята, который за полтора года в австрийской конюшне так и не сумел завоевать ни одного трофея. У Макса же все получилось с первого раза. Спустя восемь месяцев после получения автомобильных прав голландский тинейджер встал на верхнюю ступень подиума самой престижной гоночной серии. Случившееся в Барселоне заставляет очень серьезно задуматься.

ЧЕМПИОНСКАЯ РЕМАРКА

Карьера Макса развивалась стремительно, а автогонки были предначертаны ему буквально с пеленок. Да и как иначе, если отец-голландец - бывший пилот “Формулы-1”, а мать-бельгийка специализировалась на картинговых гонках. В четыре года он сел за руль своего первого карта, через три года поучаствовал в первой гонке, а в восемь лет стал чемпионом Бельгии в категории “мини”.

В 2013 году Макс - чемпион мира и Европы в картинге. Через год состоялся его дебют в европейской “Формуле-3”, первая победа и заслуженное место в молодежной программе “Ред Булл”. А еще через год - в 17 лет и 166 дней - дебют в “Формуле-1” в составе “Торо Россо”. Юноше удалось за два года из машины мощностью 42 лошадиных силы прорваться в “Королевские гонки”. Из-за Ферстаппена были внесены изменения в правила Международной федерации автоспорта, участие в чемпионате мира гонщиков моложе 18 лет запрещено.

В 17 лет и 180 дней - первые очки в “Формуле-1” на “Гран-при Малайзии”, а в 18 лет и 227 дней - первая победа. В Барселоне Макс Ферстаппен побил рекорд Феттеля, который в 2008 году в Монце свой первый “Гран-при” выиграл в 21 год и 73 дня. Для сравнения, Михаэль Шумахер свою первую гонку выиграл в 23 года (“Гран-при Бельгии-1992”).

За последние десять лет в “Формуле-1” было только два пилота, появления которых ждали с ремаркой “будущий чемпион”. Но и Феттель, и Хэмилтон, которые на двоих выиграли уже семь чемпионских титулов, дебютировали в “королевской серии” в более зрелом возрасте. Правда, Хэмилтон одержал первую победу в своей шестой гонке в карьере, Шумахер - в 18-й, Феттель - в 22-й, а Ферстаппен - в 24-й. Но Макс пришел в “Формулу-1” в эру “Мерседеса”, пилоты которого с 2014 года проиграли всего семь (!) “Гран-при”. Так что те, кто сейчас утверждает, что на наших глазах происходит становление таланта масштаба Шумахера, Проста или Сенны, возможно, не так уж далеки от истины.

ФАВОРИТ “РЕД БУЛЛ”

Талант - капризная субстанция, и, конечно, в карьере Ферстаппена может еще случиться всякое, но его взлет, несомненно, получился очень ярким. Возможно, без атаки Даниила Квята на Феттеля в Сочи о голландце бы сейчас и не говорили, но что случилось - то случилось. За таких гонщиков, как юный голландец, стараются держаться. Его маркетинговый и гоночный потенциал - огромны. Руководитель “Ред Булл” Кристиан Хорнер подчеркнул, что Макса ждет большое будущее.

Уже в Барселоне в первой же гонке в новой команде Ферстаппен продемонстрировал свое мастерство. Ведь мало оказаться в лидерах пелотона, это лидерство еще нужно было удержать. Макс не допускал ошибок, несмотря на давление со стороны самого возрастного пилота нынешней “Формулы-1”, чемпиона мира-2007 Кими Райкконена. Финский гонщик после “Гран-при Испании” заметил, что у него самого практически не было шансов для атаки. Ферстаппен четко контролировал состояние покрышек и пилотировал, как ас.

Раскрыть потенциал Ферстаппену сильно помогают в “Ред Булле”. Ради дебюта Макса в 2015 году в “Формуле-1” Хельмут Марко пожертвовал не самым плохим гонщиком, и Жан-Эрик Вернь отправился тест-пилотом в “Феррари”. Ради места в “Ред Булл” был принесен в жертву Квят. А ради первого успешного выступления в составе “быков” команда пожертвовала успехом Даниэля Риккьярдо. Сейчас австралиец оказался в роли Квята, когда предпочтение в команде отдается другому гонщику. После гонки в Барселоне Риккьярдо не скрывал разочарования - ведь лишний пит-стоп стоил ему победы. Австралийцу теперь придется привыкать, поскольку Ферстаппену расчищают путь к большим успехам.

НАЗЛО РЕКОРДАМ

Пока Макс старается держать себя в руках, в отличие от старта сезона, когда он кричал на сотрудников “Торо Россо” в попытках воздействовать на Карлоса Сайнса, чтобы тот освобождал ему трассу в каждой гонке. “Я еще только учусь пилотировать машину “Формулы-1”, - скромничал голландец после победы. Ясно, что его амбиции простираются дальше успехов в отдельно взятых гонках. Хотя чемпион мира-2009 Дженсон Баттон, выступающий в составе “Макларена”, призвал не раздавать авансы после одного “Гран-при”. Но Ферстаппен от гонки к гонке едет все увереннее.

Посмотрим, что будет на “Гран-при Монако”, где машины “Ред Булл” традиционно выглядят очень здорово. Говорить о скором чемпионстве Макса пока рано - для этого нужен такой болид и двигатель, какие были у Себастьяна Феттеля с 2010 по 2013 год. Мотористы “Рено” после “Гран-при Канады” обещают серьезное обновление силовой установки, что может помочь австрийской команде в борьбе за призовые места. В нынешнем сезоне Ферстаппен наверняка еще не раз поднимется на подиум, но победить в общем зачете вряд ли сможет. Ведь в Испании “Мерседесы” самоустранились, открыв путь конкурентам.

Контракт Ферстаппена с “Ред Булл” рассчитан до 2019 года, и, возможно, к его завершению Макс станет чемпионом мира. Пока же он будет стараться побить те рекорды, которые еще не побил. Так, Феттель пока еще является самым молодым пилотом, завоевавший поул (в 2008 году), но у голландца впереди еще два с половиной года и примерно 50 гонок. Росберг - самый молодой гонщик, который проехал самый быстрый круг в гонке. Наконец, Феттель стал чемпионом мира в 23 года, когда большинство молодых людей только определяется, чем же заниматься. До этого времени у Ферстаппена еще пять лет.

Алексей ШИШКИН