Газета Спорт-Экспресс № 288 (6939) от 22 декабря 2015 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

22 декабря 2015

22 декабря 2015 | Футбол

ФУТБОЛ

Арбитражная палата комиссии по этике ФИФА запретила Йозефу Блаттеру и Мишелю Платини заниматься в течение восьми лет какой-либо связанной с футболом деятельностью как на международном, так и на национальном уровне. Два самых могущественных в футболе последних лет человека отправлены “в раздевалку”.

КРУШЕНИЕ БЛАТТЕРА. ПАДЕНИЕ ПЛАТИНИ

Александр ПРОСВЕТОВ

Основанием или, если хотите, поводом для их удаления послужила выплата в феврале 2011 года Блаттером, как президентом ФИФА, двух миллионов швейцарских франков (1,8 миллиона евро) в адрес Платини. Оба утверждают, что это было вознаграждение французу за работу в качестве консультанта главы мирового футбола в период с 1999 по 2002 год.

В постановлении арбитражной палаты, однако, отмечается, что указанная выплата не предусматривалась соглашением, подписанным двумя официальными лицами 25 августа 1999 года, потому для нее не имелось “юридического основания”. Наличие устной договоренности, на которую ссылаются Блаттер и Платини, не признано убедительным доводом.

Палата усмотрела в действиях обоих футбольных руководителей злоупотребление служебным положением и нарушение кодекса этических норм ФИФА. В частности, статьи, регулирующей принятие и вручение подарков, а также предоставление всякого рода привилегий. При этом обращается внимание, что оба никогда не объявляли публично о существовавшей ситуации.

Помимо дисквалификации Блаттер оштрафован на 50 тысяч швейцарских франков, Платини - на 80 тысяч.

НЕ КОРРУПЦИЯ, ТАК НЕПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО

Накануне оглашения вердикта Блаттер неожиданно заявил швейцарскому изданию Blick, что обвинения в коррупции с него сняты. При этом он сослался на главу арбитражной палаты Ханса-Йохима Эккерта, который, мол, сказал ему об этом в четверг перед слушаниями.

Что ж, собственно в коррупции его и не обвинили. Речь идет о “неправильном руководстве”. Юридическое жонглирование словами и понятиями.

Платини же, которого пригласили дать показания на следующий день, бойкотировал заседание арбитражной палаты. “Меня уже осудили”, - подчеркивалось в заявлении француза, которое зачитали его адвокаты. При этом великий в прошлом игрок ссылался на высказывание Андреаса Бантеля, официального представителя следственной палаты комиссии по этике, которая в прошлом месяце попросила для обоих спортивных функционеров пожизненного отлучения от футбола. “Платини точно дисквалифицируют на несколько лет”, - привела 11 декабря L’Equipe мнение Бантеля, который после этого лишь заметил, что “не давал разрешения” на публикацию.

ГОНКА НА ВРЕМЯ ПРОИГРЫВАЕТСЯ

Встают два вопроса: “Что дальше?” и “Кому это выгодно, да и есть ли у всей истории кукловоды?”

Если провести параллель с футбольным матчем, то для 79-летнего Блаттера результат не имеет турнирного значения. 26 февраля ФИФА так или иначе выберет нового президента. Остается только такая категория, как престиж. Уйти-то хотелось бы с почестями, которых человек, очень многое сделавший для развития футбола и превращения ФИФА в мощнейшую финансовую империю, в целом заслужил. А так даже на конгресс не допустят.

Для Платини же теперь, возможно, окончательно захлопывается дверь, ведущая к трону мирового футбола, хотя он имеет право подать апелляцию сначала в ФИФА, а потом в Спортивный арбитражный суд (САС). Можно и сразу подать иск в инстанцию, заседающую в Лозанне, но для этого требуется разрешение ФИФА, которое та вряд ли даст.

Срок регистрации кандидатов в президенты ФИФА заканчивается 26 января, то есть за месяц до выборов. Учитывая новогодние праздники, которые, конечно, не столь продолжительны, как в России, но на несколько дней работу все-таки приостанавливают, Платини гонку со временем, видимо, проиграет.

Адвокаты не теряют надежды, однако ранее, когда француз оспорил свою 90-дневную дисквалификацию, САС для рассмотрения дела потребовалось больше месяца.

ОСТАЕТСЯ ПОБИТЬСЯ ЗА ЧЕСТЬ?

Сам Платини в заявлении AFP назвал процедуру своего отстранения “настоящим маскарадом” и “спектаклем”, поставленным с целью очернить его личность.

- Убежден, что моя судьба была предрешена еще до слушаний 18 декабря, а вердикт - это только патетическая обертка для желающих убрать меня из мира футбола, - заметил Платини. - Как на поле, так и при выполнении управленческих функций мое поведение всегда было безупречным, так что моя совесть чиста.

Примечательно, что Платини собрался обратиться не только в САС, но и в гражданский суд. Как заверил на французском информационном телеканале BFM его давний соратник Франсуа Манардо, Платини “желает обелить свою честь, а выдвижение кандидатуры на пост президента ФИФА для него далеко не на первом месте”.

Возможно, и не на первом, но не верится, что большой спортсмен опустит руки “до финального свистка”. Даже если он не успеет добиться оправдания до выборов, в 60-летнем возрасте еще можно рассчитывать на возвращение.

Вместе с тем не стоит забывать, что репутация все-таки подорвана (то ли он шубу украл, то ли у него украли), а спустя некоторое время ФИФА будет уже другой. Причем, скорее всего, после скандалов и разоблачений, которым не видно конца, она в значительной мере утратит свою независимость.

БЛАТТЕРУ НЕ НРАВИТСЯ РОЛЬ БОКСЕРСКОЙ ГРУШИ

Узнав вердикт, Блаттер тотчас объявил, что обжалует его.

- За что восемь лет? Я не делал подарка Мишелю Платини, у нас с ним была договоренность. Я погасил свой долг. Буду биться за себя и ФИФА, - сказал швейцарец на пресс-конференции в Цюрихе.

- Очень обидно, что со мной обращаются, как с боксерской грушей, обидно за футбол и ФИФА. Сожалею о том, куда приехала организация, которой я служил и сердцем, и умом на протяжении 41 года. Коммюнике комиссии по этике - это пример того, что не нужно делать. Нас обвиняют во лжи. Это некорректно. Мне не стыдно, но, будучи человеком принципов, я сожалею о происшедшем. Чувствую ли я, что меня предали? Ответ: да. Комиссия по этике должна оценивать этичность поступков, она же отрицает доказательства и пытается слепить нечто, не соответствующее действительности.

- Сегодня я испытываю не грусть, а желание бороться, - сказал Блаттер, с пластырем на лице после госпитализации и впрямь наводивший на размышления о боксе. - Почему мне не верят? Это вопрос уважения к людям. Нельзя приговаривать кого-то без весомых оснований.

МИРОВАЯ ЗАКУЛИСА ИЛИ ИЗДЕРЖКИ БУХГАЛТЕРИИ “ПО ПОНЯТИЯМ”?

Распространено мнение, что хитрый Блаттер сам спровоцировал ситуацию, в которой он, будто в киношной беспощадной драке, тащит за собой в бездну противника, в коего постепенно превратился Платини. Тем более что уже фактически бывшему президенту ФИФА вменяют также в вину продажу по заниженным ценам зоне Карибского бассейна телевизионных прав на ЧМ-2010 и ЧМ-2014. Так что терять как бы нечего, если не считать проводов с почетом и уважением.

В комиссии по этике заседают люди, пришедшие в ФИФА, естественно, при Блаттере. Вот они, мол, и выполняют команду “фас”. Но не слишком ли изощренная комбинация предполагается, если допустить, что швейцарец науськал их на Платини ценой собственной репутации? Не стоит ли, напротив, поверить слезам Блаттера, плачущего, что его предали? В конце концов, люди из комиссии по этике легко могли переметнуться - их бывший начальник все равно “политический труп”, а француз, придя к власти, заменил бы старый аппарат на новый.

Платини, который при выборах стран-хозяек двух ближайших мировых первенств, с одной стороны, поддержал Катар в ущерб американской кандидатуре, с другой, не поддавался давлению в вопросе о проведении ЧМ-2018 в России, не должен вызывать восторг у заокеанских политиков. Им, вероятно, больше подошел бы кто-нибудь другой. Хотя прямых указаний на то, что заговор против Платини устроил “вашингтонский обком”, нет.

Джек Уорнер, в прошлом глава КОНКАКАФ, пусть на нем, как коррупционере, проб ставить негде, постоянно подчеркивает, что США стремятся поставить под свой контроль мировой футбол, в котором крутятся огромные деньги. “Представитель США станет следующим президентом КОНКАКАФ и соответственно вице-президентом ФИФА”, - заявил, в частности, в начале месяца тринидадец, пожизненно отлученный от футбола.

Впрочем, быть может, дело обстоит проще, чем кажется в изрядно политизированной сегодняшней России, где к тому же и Блаттер, и Платини пользуются симпатиями. Люди из комиссии по этике не приняли бухгалтерию на основе устной договоренности, то есть, по сути, “по понятиям”, и в этом весь секрет.

Показательно, что в то время, как Платини получил поддержку и от УЕФА, и от многих известных личностей французского футбола, в интернет-опросе, организованном на сайте газеты LeFigaro, к вечеру понедельника, когда проголосовало более 23 тысяч человек, 67 процентов посчитали вынесенный вердикт справедливым.