Газета Спорт-Экспресс № 116 (6767) от 1 июня 2015 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 5

1 июня 2015

1 июня 2015 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 30-й тур

Вчера конференция РФС путем тайного голосования досрочно прекратила полномочия Николая Толстых на посту президента футбольного союза (235 из 449 голосов). Временно исполнять обязанности главы федерации будет первый вице-президент РФС Никита Симонян.

ТОЛСТЫХ ПРОИГРАЛ СВОЮ ВОЙНУ

Александр ПРОСВЕТОВ

Николай Толстых больше не президент РФС. Кто-то несказанно рад, что закончился тысячедневный период смутного времени, когда энергия расходовалась не столько на созидание, сколько на выяснение отношений, кто-то сокрушается, что "схарчили" честного человека. Плотный результат голосования, между прочим, показывает: в регионах теперь уже экс-глава союза благодаря своей репутации аскета и борца за справедливость пользовался серьезной поддержкой.

Однако через какие очки, розовые или темные, ни смотри на итоги конференции, отечественному футболу от этого лучше не станет. "Впереди непаханое поле", - справедливо заметил генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов.

Смена власти сама по себе не может быть панацеей от всех бед. Один руководитель уходит, другой принимает присягу - и только через значительный промежуток времени выясняется, что произошли изменения. Или не произошли. Просто в данном случае есть надежда, что прекратятся склоки, что разберутся с Капелло - или будут исправно платить итальянцу, или цивилизованно с ним распрощаются.

Сейчас Толстых заслуживает сочувствия. В прошлом боец на поле, этот человек не признает поражений. Возглавляя российский футбол, он искренне стремился ему служить. Не хватило умения управлять, да в такой степени, что РФС дошел до положения, близкого к банкротству.

Удивительно, кстати, что аудит не произвели раньше, что исполком не настоял на том, чтобы президент раскрыл всю финансовую документацию, хотя материалы, свидетельствующие о том, что РФС в "преддефолтном", как теперь модно выражаться, состоянии, появляются уже как минимум полтора года.

В свою очередь, президент и сам мог бы с цифрами на руках "пойти в народ" и детально объяснить, сколько именно и почему не хватает на нашего во всех отношениях дорогого тренера, кто и какие ему давал гарантии. Нелепо, между прочим, что человек, входивший в совет директоров "Эргобанка" (перед новым годом его фамилия фигурировала на сайте этого учреждения, но потом исчезла), не заручился перед подписанием контракта с Капелло письменными обязательствами.

Для любого труда желательна предрасположенность. Чтобы руководить такой махиной, как российский футбол, своеобразной и противоречивой, в чем-то заскорузлой и в то же время амбициозной, безусловно, нужно обладать определенным набором личных качеств. Сочетать в себе решительность и жесткость с гибкостью и харизмой дипломата. Толстых же, как уже не раз отмечалось, был настроен на негатив.

Такое впечатление, что он чувствовал себя комиссаром Каттани из популярного в 80-е годы сериала "Спрут" о сицилийской мафии и не мог выйти из этой роли даже при общении со спонсорами, которых ему искали другие и, в частности, коммерческий партнер компания "Телеспорт". Людям, которые несли РФС деньги, Толстых изливал душу, рассказывая о "язвах" отечественного футбола. Грязь в этой среде, к сожалению, действительно есть. Но кто же "подаст" просителю, если тот заявляет с порога, что проект, простите, не столь привлекателен, как вы, наверное, себе представляли? А если еще не отдавать долги…

Товар надо уметь продавать, а за содействие - благодарить. И речь не о какой-то "подковерной" признательности, как вы, возможно, подумали.

…Читаю на интернет-ленте "СЭ" краткое изложение выступления на конференции РФС президент федерации футбола инвалидов России Георгия Луначарского:

- В 2014 году мы стали чемпионами мира. Знаете, кто нас поздравил? Никто. Но Толстых в этом не виноват, его загнали в яму. Последние три Кубка РФС я провожу за свой счет, 85 процентов времени трачу на то, чтобы договориться с руководителями о средствах на проведение турниров.

Так вы молодец, господин Луначарский, потому что и жертвуете, и договариваетесь. Это во-первых. А во-вторых, кто же должен был поздравить команду и организовать торжественную церемонию, как не президент РФС?

Итак, неуживчивый Толстых устранен. Однако важно, чтобы снижение общей напряженности не обернулось ситуацией "рука руку моет". Новому президенту РФС, которого изберут, вероятно, в августе, стоит задуматься и о выявлении "странных матчей", которые, есть подозрение, у нас не изжиты, и о продолжении борьбы с финансовыми злоупотреблениями. Причем на более эффективном уровне, чем сбор компромата, который не получает хода. В этом деле, как и в вопросе наведения порядка на стадионах, футболу не обойтись без участия государства, и президент должен будет убедить властные структуры в необходимости содействия.

Толстых видел корень зла в агентах. Мы не настолько наивны, чтобы представить их теперь невинными жертвами свергнутого "диктатора". Но надо отдавать себе отчет, что, с одной стороны, за спиной агентов обычно стоят определенные люди, а с другой, иные клубные руководители сами охотно участвуют в сомнительных сделках. Так не начинать ли поиски зла с руки дающего?

Кстати, не подумать ли новому президенту и о том, чтобы все-таки использовать опыт и наработки Николая Александровича? Возглавляя Палату по разрешению споров, Толстых не шел на компромиссы, и там это было, по-моему, уместно. Когда его отстранили от этой должности, Вячеслав Колосков прямо сказал "СЭ": "Вероятно, обиженное лобби сумело переломить ситуацию. Но на месте председателя Палаты жалеть никого нельзя. Там нужен палач".

Написав недавно, что Толстых подошла бы работа в некоем полицейском отделе, который занимался бы футбольными делами, я вовсе не шутил. Во Франции есть департамент, который отслеживает в первую очередь казино, но заодно присматривает и за всякими околоспортивными делишками - ставками, "договорняками" и т.п.

Впрочем, это лишь мысли вслух. Период правления Толстых - это, так или иначе, раздел нашей новейшей футбольной истории, а в ней общественное мнение если и жалует руководителя, то только после отставки. Очень хотелось бы, чтобы хоть теперь завтра было лучше, чем вчера.

Подробности - стр. 9