Газета Спорт-Экспресс № 115 (6766) от 30 мая 2015 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

30 мая 2015

30 мая 2015 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

В ближайшие годы в "Больших призах" планируются реформы, которые повысят зрелищность гонок, но могут ударить по их безопасности .

ЗАЧЕМ ВОЗВРАЩАЮТ ДОЗАПРАВКИ?

Недавно стратегическая группа "Формулы-1" предложила внести ряд изменений в правила проведения чемпионата мира. Эти меры призваны повысить зрелищность гонок, которые в последнее время начали терять в рейтинге. И хотя поправки еще должны быть утверждены комиссией "Королевской серии" и Всемирным советом по автоспорту, они задали определенный вектор обсуждения. К тому же документ с новыми идеями подписан главой FIA Жаном Тодтом и исполнительным директором Formula One Group Берни Экклстоуном, что придает ему очень большой вес.

В следующем году в "Ф-1" запланирована одна важная реформа: команды теперь смогут сами выбирать два из четырех комплектов покрышек, которые планируют использовать на этапе. Напомним, что по нынешним правилам типы "сликов" определяет поставщик резины "Формулы-1". По степени увеличения жесткости могут использоваться покрышки "суперсофт", "софт", "медиум" и "хард". В ходе каждой гонки пилоты обязаны проехать хотя бы один круг на каждом из двух выбранных поставщиком на данный этап типов. Однако это правило отменяется, если гонка является дождевой.

Руководитель компании - поставщика покрышек Пол Хембри пообещал в случае принятия данных изменений найти для команд наиболее безопасные решения, хотя ранее говорил, что свободный выбор типов покрышек может привести к излишнему риску и созданию опасных ситуаций в гонках. Кроме того, он рассказал, что у компании есть свое предложение для конюшен "Формулы-1", которое вскоре будет озвучено.

- Разные трассы по-разному подходят разным шасси, - заметил известный российский гонщик Алексей Васильев. - Состав шин позволяет регулировать устойчивость автомобиля на определенном автодроме. Одни машины могут хорошо ехать на жесткой резине, другие - на мягкой. Большой диапазон выбора позволит инженерам лучше адаптировать машину для определенной трассы, что должно добавить конкуренции среди пилотов.

Из списка изменений, предложенных стратегической группой для сезона-2017, наибольший резонанс вызвала идея возвращения дозаправок по ходу гонок. Этот проект поддержали ряд гонщиков и функционеров, в частности, руководитель команды "Мерседес" Тото Вольфф. Однако против выступил руководитель "Ред Булла" Кристиан Хорнер. Напомним, что последний период с дозаправками в "Формуле-1" приходился на 1994 - 2009 годы. И за эти 16 лет в боксах несколько раз случались опасные инциденты с разливом топлива и его последующим возгоранием. Впрочем, основной причиной отмены дозаправок в свое время стали не проблемы с безопасностью, а необходимость экономии денег. Потому в случае возвращения дозаправок нынешние ограничения на расход топлива сохранятся.

- Дозаправка всегда придает гонкам определенный драматизм, - замечает Васильев. - В определенный момент от них было решено отказаться, в том числе из-за инцидентов с возгоранием топлива. Сейчас технологии дозаправок практически доведены до совершенства, и они достаточно безопасны. На мой взгляд, их возвращение сильно поможет спектаклю на трассах.

Еще одна тема, волнующая многих болельщиков "Формулы-1" с момента введения нынешних гибридных силовых установок - усиление звука моторов, который на текущий момент совсем не впечатляет публику на автодромах. Стратегическая группа предлагает в 2017 году улучшить ситуацию за счет увеличения числа оборотов двигателей.

- Отсутствие звука - большая потеря для "Формулы-1", - считает Васильев. - Но повышение оборотов повлечет за собой уменьшение надежности. Поэтому я думаю, что такой путь вряд ли выберут. На мой взгляд, скорее разработают некий выхлопной канал в обход турбины, который будет именно звуковым. То есть появится трубка, выходящая на улицу, которая будет издавать всеми любимый шум большого числа оборотов двигателя. При этом мотор будет оставаться турбированным.

Отказа от гибридных турбомоторов V 6 на данный момент не предвидится, ведь это потребовало бы новых финансовых вливаний от команд и мотористов. Потому в данном вопросе может использоваться искусственное решение - наподобие того, что было принято перед нынешним сезоном, когда у машин под днищем появились специальные пластины, предназначенные для высечения искр.

Также Стратегическая группа предлагает к 2017 году серьезно изменить требования к аэродинамике, перейти на более широкие шины, уменьшить вес машин и сделать их внешний вид более агрессивным. Это должно помочь болидам стать быстрее, ведь результаты на круге возрастут на пять-шесть секунд. Напомним, что на многих трассах "Формулы-1" рекорды круга были установлены в середине 2000-х, и в последние годы машины не в состоянии атаковать прежние временные показатели.

Среди других обсуждаемых проектов - изменение формата гоночного уик-энда и переход к стартам в ручном режиме, когда гонщику не оказывается внешняя помощь. Наконец, вновь озвучена возможность возвращения к клиентским болидам, что позволило бы маленьким командам не тратиться на разработку своих машин, а просто приобрести их. Это, в свою очередь, должно привлечь потенциальных инвесторов новых конюшен. Однако против такого решения выступают нынешние середняки "Формулы-1", в частности "Форс Индия" и "Заубер", самостоятельно конструирующие свои болиды.

Дмитрий АФОНИН