Газета Спорт-Экспресс № 67 (6718) от 1 апреля 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

1 апреля 2015

1 апреля 2015 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Алексей МИШИН: "МАЛЕНЬКИХ ДЕВОЧЕК ТУКТАМЫШЕВА НЕ БОИТСЯ"

Окончание. Начало - стр. 1

- Когда вы задумывали в начале сезона столь плотный график выступлений, то хотели просто приучить Туктамышеву соревноваться, чтобы это перестало быть для нее стрессом? Или же вы стремились в сжатые сроки наработать максимально благоприятное судейское и общественное мнение?

- Своим вопросом вы просто продиктовали ответ. Он верен. Туктамышева ведь давно не участвовала в реально значимых соревнованиях и несколько отвыкла от борьбы. Когда мы с ней поехали в этом сезоне на самый первый турнир в Самару, где проходил этап Кубка России, короткую программу Лиза откатала относительно хорошо, а вот в произвольной случился полный развал. И я понял: первоочередная задача - любым способом компенсировать дефицит соревновательной практики. А заодно - появиться на людях, набрать утраченный рейтинг и так далее. Рассуждал я трезво: либо Туктамышева в этом году поднимется, либо... Согласитесь, после третьего неудачного сезона подряд говорить о каких-то серьезных намерениях было бы уже сложно.

- Зато теперь всем понятно, что провал в отдельно взятом сезоне, пусть даже в олимпийском, - это не повод для трагедии.

- На самом деле в том, что мы с Лизой не попали в Сочи, есть определенные плюсы. В том числе и для меня как тренера. У меня теперь есть гарантированный олимпийский цикл интереснейшей работы с хорошей спортсменкой, способной решать любые задачи. А у нее - превосходная мотивация. Мы ж не знаем, что могло случиться, попади Лиза на Олимпиаду в 2014-м и выиграй? Вполне допускаю, что в этом случае она могла вообще уйти из фигурного катания. А так она преодолела все проблемы, снова стала тем лидером, каким была когда-то. И теперь своими выступлениями - в частности тем же тройным акселем - делает очень много для того, чтобы и другие зашевелились.

- Лиза сказала в Шанхае, что такое большое количество стартов, как в этом сезоне, - слишком чрезмерная нагрузка, чтобы повторять ее каждый год. А вы как думаете?

- Думаю, фигурное катание рано или поздно все равно к этому придет. К той схеме выступлений, по которой уже давно живет теннис. Кстати, в Шанхае, когда мы обсуждали с Лизой, какие прыжки ей делать в показательных выступлениях, я ждал, что после победы она будет уставшей, выхолощенной. А она сказала, что хочет прыгать и тройной лутц, и тройной тулуп. То есть физически чувствовала себя прекрасно, прекрасно провела тренировку. Мне стоило больших сил убедить ее облегчить прыжковую часть программы, чтобы гарантированно прокатать ее без "клякс".

- Ваши слова в начале сезона, что Туктамышева может пропустить его целиком из-за травмы спины, были сказаны для того, чтобы все от вас отстали и дали возможность спокойно готовиться? Или проблема на самом деле была серьезной?

- Травма действительно была, но нам повезло с врачом. Сначала боль и воспаление удалось купировать, а потом по мере нормализации веса проблема ушла окончательно.

* * *

- В Шанхае многие восторгались не только тем, что Туктамышева удачно "приземлила" тройной аксель, но и тем, что вам с ученицей удалось добиться фактически мужской техники исполнения этого прыжка. Более мощной и, соответственно, гораздо более впечатляющей.

- Лиза делала отдельные удачные попытки этого прыжка еще в детстве. Дело в том, что когда я заново учил ее двойному акселю, то уже тогда делал это так, чтобы на базе этой техники мы могли прыгать три с половиной оборота.

- То есть если техника двойного акселя оставляет желать лучшего, говорить об увеличении числа оборотов - бессмысленно?

- Говорить-то как раз можно. Просто мне, как специалисту, сразу видно, когда эти намерения могут быть реализованы, а когда никакой перспективы нет с самого начала… В этом прыжке есть несколько нюансов. Какие-то связаны с ключевыми деталями техники - в том числе с такими, которые не всегда видны обычному глазу, а какие-то - с инвентарем.

- В смысле - с коньками и ботинками?

- Да. Могу открыть секрет: многие точат коньки, стараясь сделать их как можно острее. А острое лезвие в момент захода на тройной аксель невозможно повернуть так, чтобы создать нужное направление вращения. И прыжка не будет, как бы человек ни старался. Конек должен быть заточен таким образом, чтобы он мог как бы "забуксовать". Именно это создает вращательный момент, который фигуристу остается только подхватить. Если же этого не происходит, прыжок сразу начинает требовать огромного количества "физики". При мужской силе с этим еще можно справиться. При женской - крайне трудно.

Вообще кататься на слишком острых коньках, на мой взгляд, не очень хорошо. Я понял это, еще когда выступал сам и много наблюдал за тем, как катаются Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Связь между инвентарем и техникой существовала в спорте во все времена. Бамбуковые шесты требовали иной техники, чем фибергласовые, планирующее копье - не такого броска, как обычное. Так вот, чем острей коньки, тем менее маневренным и элегантным становится катание фигуриста. И чем крепче ботинки, тем "дубовее" он двигается на льду. Я, например, начинал кататься в самых обычных полуботинках, к которым были прикручены коньки - другой обуви просто не было. Но у меня никогда в жизни не болели голеностопы.

* * *

- Многие тренеры стремятся как можно быстрее поднять сложность программ, чтобы сделать своего спортсмена конкурентоспособным. И искренне полагают, что огрехи в технике можно подчистить потом. Получается, что такой подход рано или поздно все равно приводит к необходимости браться за технику с нуля?

- На самом деле да. Есть тренеры, которые, наоборот, считают, что нужно идеально выучить какой-то один прыжок, а потом двигаться дальше. Сначала, допустим, освоить тулуп, потом - сальхов, потом - что-то еще. Я сейчас говорю без какой бы то ни было критики. Просто считаю, что хотя такой скрупулезный подход и может принести результат, но время-то в спорте уходит с дикой скоростью. Поэтому я всегда предпочитал работать над техникой во всех направлениях одновременно. Чтобы у спортс-мена с самого начала оставалось как можно меньше слабых мест. Так и с прыжками. Нужно идти не колонной, а фронтом - понимаете мысль? Тогда уже выученные элементы начинают помогать друг другу.

Сейчас, кстати, Министерство спорта уделяет очень большое значение научному сопровождению тренерской работы. В связи с этим мне поручили собрать и систематизировать опыт, который накоплен за годы моей работы с прыжками. В планах - издать книгу из двух томов: "Реберные прыжки" и "Зубцовые прыжки". Хочу очень тщательно, десятью-двенадцатью параметрами описать все модельные характеристики этих прыжков, объяснить, что же это такое. В советские времена, если помните, модельные характеристики разрабатывались для каждого технического элемента во всех видах спорта. И обучение любой тренер начинал именно с этого.

- А бывало, что вы подводите спортсмена к выполнению одного прыжка, а получается другой?

- Бывало. Но только с очень способными учениками. А ведь у меня случались и провальные периоды в карьере.

- Например?

- Например, когда я пытался работать с женщинами. Мучился временами так, что вообще не понимал, что делать: утром настроишь тройной тулуп - вечером его нет. Вечером настроишь лутц - утром следующего дня опять полный развал. Я почему, собственно, в свое время взял в группу Туктамышеву? Устал работать и понимать, что весь труд уходит в песок. Ну да, Лиза была страшненькая по технике, но она хотя бы прыгала высоко. А когда мы начали работать, я вдруг понял: эта девочка схватывает все, что ей говоришь, просто на лету. Что она пластична, музыкальна, с абсолютным слухом, с хорошей головой. Хотя поначалу, кроме прыжка и корявости, я не видел в Туктамышевой вообще ничего.

* * *

- Ари Закарян, который когда-то тренировался под вашим руководством, а потом стал достаточно известным спортивным менеджером, однажды сказал: " максимально "монетизировать" титул олимпийского чемпиона можно лишь в том случае, если спортсмен сразу после победы оставляет любительский спорт". А как считаете вы?

- Это очень сложная тема. Помню, в Турине, когда Женя Плющенко выиграл золото и мы были приглашены в Боско-дом, я так и не сумел объяснить одному вашему коллеге, что это такое - выиграть Олимпиаду. Он меня просто не понял. Все время приводил в пример слова Антона Сихарулидзе, что у того после победы в Солт-Лейк-Сити огромный груз с плеч упал. Типа выиграл - и катайся дальше в свое удовольствие.

Если рассуждать с чисто коммерческой точки зрения, нужно учитывать множество вещей. Но есть и другой, гораздо более важный момент. Моя супруга, которая в свое время была очень сильной одиночницей, сказала однажды, что, выиграв чемпионат СССР, почувствовала, придя на каток, что кататься больше не может. Если у спортсмена наступает это состояние внутреннего опустошения, его уже не изменить. Пустая трата сил. А выигранная Олимпиада опустошает, как ничто другое. Но, с другой стороны, есть пример Жени Плющенко.

- Я бы сказала, что Плющенко - это уникум в плане неиссякаемой спортивной мотивации.

- Вы подобрали очень правильное слово. Именно уникум. Когда Женя приходит на каток, у меня каждый раз возникает чувство, что он на льду - самый молодой. Постоянно что-то придумывает ногами, прыгает, хохочет. Видно, что катание ему в радость. Или возьмем Аделину Сотникову. Уже после Олимпиады на контрольных прокатах я увидел раскрытие совершенно новых и очень ярких граней ее таланта. И понял, что она по-прежнему хочет кататься, ей это нравится.

- Как вы относитесь к разговорам о том, что победа Сотниковой в Сочи случайна?

- На мой взгляд, эта победа была абсолютно справедлива, хотя родные стены, конечно же, помогают. Катание Аделины было прежде всего зрелищем. А катание той же Юны Ким таким зрелищем не стало. Я ведь видел Юну в тот год - она выступала на турнире в Загребе, где каталась и Лиза. Помню, меня попросили дать комментарий местные журналисты, и я долго подбирал слова - настолько катание кореянки показалось мне "подернутым нафталином". В Сочи Юна Ким каталась хорошо, но не настолько, чтобы я мог этим восторгаться. Видно было, что это не то. А вот Сотникова на прокатах в начале этого сезона меня реально впечатлила. Там был такой узел чувств, такие эмоции... Когда это есть, фигуриста трудно убедить оставить спорт.

* * *

- После победы Туктамышевой в Шанхае вы сказали, что будете пробовать вставить в произвольную программу два тройных акселя. Зачем? И видите ли вы смысл стремиться к первому в истории женского катания каскаду тройной аксель - тройной тулуп?

- Вся моя предыдущая тренерская жизнь сводилась к тому, что я учил спортсменов прежде всего прыжкам. И до сих пор считаю, что в одиночном катании это главное и самое интересное. Как бы нас ни заманивали в иное понимание фигурного катания - через транзишны, махи ногами, игру лицом и прочие, как я говорю, "бантики и пуфики". Понятно, что можно проскочить и стать, допустим, чемпионом мира в мужском катании без четверного прыжка. Но это эпизодические исключения. Если же говорить о Лизе, то почему не делать те прыжки, которые получаются? Два тройных акселя при удачном исполнении могут дать такое преимущество, что можно сильно не переживать о том, что происходит за спиной. А вот каскад с тройным тулупом тут не нужен. Объясню: если выезд после второго прыжка получится не вполне чистым, это неизбежно скажется на общей оценке всего каскада. Поэтому гораздо выгоднее поставить с акселем двойной прыжок, а тройной тулуп перенести в другую часть программы. Добавить его к какому-то простому элементу типа сальхова.

- Сейчас Туктамышевой предстоит участие в командном чемпионате в Японии, завершающем нынешний сезон. Это выступление - просто коммерческий турнир или вы продолжаете реализовывать какие-то цели?

- Это просто старт для удовольствия. Лизе нравится кататься в Японии, и даже если она там выступит не так хорошо, как хотелось бы, это вряд ли скажется на ее нынешнем реноме. Согласны?

- Безусловно. На ваш взгляд, Туктамышева успела осознать, что находится на ином уровне, нежели остальные российские спортсменки? Или ее продолжает напрягать та конкуренция, которая сейчас сложилась в нашем женском катании?

- Маленьких девочек она не боится. Лиза понимает, что в какой-то ситуации может и проиграть, но этот проигрыш может быть только случайным.

Шанхай - Москва

ВСЕ ЗОЛОТО ПОДОПЕЧНЫХ МИШИНА

18 побед российских фигуристов под руководством Алексея Мишина на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы

ОИ

ЧМ

ЧЕ

Всего

Алексей УРМАНОВ

1 (1994)

-

1 (1994)

2

Алексей ЯГУДИН

-

1 (1998)

1 (1998)

2

Евгений ПЛЮЩЕНКО

2 (2006, 2014)

3 (2001, 2003, 2004)

7 (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2010, 2012)

12

Елизавета ТУКТАМЫШЕВА

-

1 (2015)

1 (2015)

2

Всего

3

5

10

18