Газета Спорт-Экспресс № 28 (6679) от 12 февраля 2015 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

12 февраля 2015

12 февраля 2015 | Футбол

ФУТБОЛ

Валерий КАРПИН: "ОТКРЫТ ДЛЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ"

Окончание. Начало - стр. 1

- Испанские коллеги писали, что ваши последние переговоры со спортивным директором Мигелем Анхелем Надалем проходили долго и муторно - чуть ли не 8 часов. Почему все так затянулось?

- На самом деле разговор оказался коротким и простым. Буквально за полчаса мы все решили. Просто потом юристы долго готовили бумаги, сидели, пересматривали, перепечатывали каждую букву.

- Правда ли, что вы согласились несколько уменьшить сумму отступных?

- Да, на 80 процентов.

- Зачем?!

- С самого начала говорил и сейчас говорю, что ехал в "Мальорку" не за деньгами. Заработок здесь, мягко говоря, небольшой. К тому же у меня остались нормальные отношения с руководством клуба - и с президентом, и со спортивным директором. Здесь есть такое понятие как лимит зарплат. То есть бюджет у клуба может быть хоть 100 миллионов евро, но на первую команду выделяется определенная сумма. В "Мальорке" она составляла, если не ошибаюсь, порядка двух миллионов евро - в нее входили как зарплаты футболистов, так и тренеров. И из нее нужно было выплатить компенсацию мне и моему штабу, а также новому тренеру. Войдя в положение клуба, пошел на компромисс.

- Правда ли, что за своих помощников вы, наоборот, бились до последнего?

- Да, ассистенты получили все, что им положено.

- Это был один из ключевых моментов на переговорах?

- Естественно.

- Вы говорите, что расстались с руководством клуба по-доброму. У нас в России, когда мы читали испанскую прессу, сложилось иное впечатление - что трения между вами возникли едва ли не с самого начала.

- Нет. Думаю, что это трудности перевода. Сто процентов! С Надалем у меня были нормальные отношения. И с человеческой, и с профессиональной точек зрения.

- Но ведь приглашал вас Ават. Затем он ушел, и появился Надаль, человек из другого лагеря. Отсюда и такое мнение.

- Думаю, в итоге это действительно сыграло какую-то роль. Одно дело, когда вас приглашает один, как вы выражаетесь, лагерь, а затем власть оказывается у другого. И когда новые люди приводят своих ставленников, это нормальное явление. Все понятно и предсказуемо.

- Наш израильский корреспондент Эли Швидлер во вторник дозвонился до Авата. Бывший вратарь назвал вас профессионалом высокого уровня, в какой-то степени даже снял ответственность за результаты "Мальорки" с тренерского штаба. Это как-то бодрит?

- Те люди, которые знакомы с ситуацией, видели и участвовали в той или иной степени в жизни команды, присутствовали на тренировках - все об этом знают и говорят. У меня нет никаких сомнений. Как нет и никакого упаднического настроения. Просто так получилось.

- Близкие люди-то знают, но футбольный мир ведь шире.

- Как раз про футбольный мир и говорю. Он тесен, в нем все друг друга знают и общаются.

- Не боитесь, что после ухода из "Спартака" и досрочного расставания с "Мальоркой" вы получите еще один удар по тренерскому имиджу? Не появляются ли сомнения в собственных силах?

- У меня - нет. Давайте поднимем статистику. Если кто-то говорит, что в "Спартаке" у меня не получилось, то пусть команда с другим тренером в ближайшие четыре года два раза попадет в Лигу чемпионов и два - в Лигу Европы. Тогда, может быть, и признаю, что у меня что-то не сложилось.

"МАЛЬОРКА" - МАЛЕНЬКАЯ АВАНТЮРА

- Правильно ли понимаю, что при вас уязвимым местом в игре "Мальорки" была оборона?

- Да. За первые семь игр пропустили аж 19 мячей. При этом считаю, что по ходу сезона удалось решить проблему. В следующих 14 встречах нам забили всего девять голов. Разница, согласитесь, очевидна. Но последние три поединка статистику подпортили. Однако тут следует учесть, что в двух из них нам противостояли лидер "Лас-Пальмас" и шедший вторым "Вальядолид". Плюс в обороне все иногда рассыпается из-за потери всего одного человека. К примеру, в первых семи турах не выходил на поле наш ведущий защитник Педро Бигас - он восстановился только к восьмому. Да и в двух из последних трех встреч он не принимал участия - опять же из-за травмы.

- Это защитник уровня примеры?

- Безусловно.

- Там на него есть спрос?

- Без понятия. Но Бигас - очень добротный футболист.

- "Спартаку" пригодился бы?

- Да, вполне мог там заиграть.

- На пресс-конференции после матча с "Леганесом", который стал для вас последним, вы взяли вину за поражение на себя и в то же время заявили: знаю, как вытащить команду. Это была бравада или вы в самом деле видели путь выхода из кризиса?

- Да не было никакого кризиса!

- И все-таки статистика вещь упрямая - три поражения подряд…

- Не спорю, но нужно понимать, как именно мы проигрывали. Если бы у нас долго все шло хорошо, а потом вдруг неожиданно уступили три раза кряду, тогда и правда стоило задуматься о серьезном спаде. Но, повторю, обязательно следует учитывать обстоятельства.

Когда в "Мальорке" все были в строю, мы в принципе выглядели нормально. Но как только выпадали один-два человека, команда начинала валиться…

- На короткую скамейку намекаете? Тогда спрашивать нужно не только с вас, но и с руководства.

- Я об этом говорил в начале интервью. Сейчас, после зимнего трансферного окна, команда укомплектована достаточно неплохо.

- Как вы сами считаете, из нынешнего состава "Мальорки" сумели выжать максимум?

- Учитывая все нефутбольные проблемы, которые были в клубе до Нового года, считаю, что мы показали вполне достойный результат.

- То есть по большому счету у вас претензий к себе нет? Изменили бы что-то, оглядываясь назад?

- Претензии есть всегда. Возможно, в отдельных матчах нужно было производить другие замены, а какого-то футболиста не ставить в основной состав. Но это частности. А вот глобально что-то менять не стал бы.

- Вы не жалеете, что в свое время ввязались в эту авантюру - учитывая обстоятельства вашего назначения за неделю до старта первенства в Сегунде?

- Если б знал, как все в итоге сложится с Аватом, наверное, не рискнул бы. Но, как говорится, все сильны задним умом. Тогда же казалось, что все проблемы клуба будут решены в кратчайшие сроки. Но в итоге получается, что все это действительно стало маленькой авантюрой.

УСТАЛОСТИ НЕ ЧУВСТВУЮ. ХОЧУ РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ

- Ваши ближайшие планы? Сразу начнете что-то подыскивать или вначале отдохнете?

- Даже не знаю пока. Может быть, завтра приеду в Россию. Или останусь в Испании на какое-то время.

- Именно тренерская работа для вас по-прежнему приоритет?

- Да. К тому же совершенно не чувствую себя уставшим. Есть большое желание работать дальше.

- Где хотите продолжить карьеру - в России, Испании или где-нибудь еще в Европе?

- Никаких предпочтений нет. Как и после ухода из "Спартака", готов рассматривать любые предложения.

- Давайте представим следующую ситуацию: у вас два варианта - аутсайдер российской премьер-лиги или должность помощника Гвардьолы в "Баварии". Что выберете?

- Нужно будет думать. И работа главным тренером в клубе, стоящем на вылет, и ассистент у Гвардьолы - это опыт, большой опыт. Как и время, проведенное в "Мальорке". Что можно вынести из испанского периода? Многое. Во-первых, на Балеарах работал с футболистами, которые по уровню уступали игрокам "Спартака". Во-вторых, в непростых условиях. В-третьих, в "Мальорке" люди покупались не под конкретный стиль, как в "Спартаке". Они просто покупались. А тренер, исходя из того, что имел, должен был привить команде определенную манеру. В "Мальорке" стал использовать схему 4-4-2, которую я не применял в "Спартаке". От футболистов не требовался контроль мяча, выход из обороны через пас. Мы играли в основном на контратаках.

- Выходит, полгода в "Мальорке" дали вам в плане опыта больше, чем несколько лет в "Спартаке"?

- Нет. Хотя бы потому, что в Испании работал меньше, чем в России. Но опыт в "Мальорке" получил просто бесценный: другая атмосфера, общение с игроками иного уровня, которые трезво оценивают свои возможности.

- Меньше мастерства - меньше пафоса?

- У всех нас, футболистов - и у меня в свое время - есть свое эго. Чем выше уровень команды, чем больше зарплата, тем оно выше.

ДЗЮБА ЗАИГРАЕТ В "ЗЕНИТЕ"

- Из "Спартака" вам звонили после отставки из "Мальорки", поддерживали?

- С Романом Гурамовичем (Асхабадзе. - Прим. В.К. ) созванивался. С ним мы как общались, так и общаемся. Больше ни с кем из "Спартака" не разговаривал.

- На сайте "СЭ" мы провели опрос: "Где бы вы теперь хотели видеть Валерия Карпина?" 35 процентов ответили, что в "Спартаке". 22 процента - в России, но не в "Спартаке". 43 процента высказались за то, чтобы вы продолжили карьеру в Испании. То есть больше половины голосовавших хотят вашего возвращения. Вас помнят. Допускаете, что в России можете возглавить не "Спартак"?

- Да.

- А если вдруг пригласят в нашу национальную команду, что ответите?

- Не готов рассуждать на эту тему. У сборной есть тренер и задачи, которые он старается решить. Поэтому некорректно задаваться подобным вопросом. Если когда-нибудь позовут, тогда и подумаю.

- А если поступит предложение баллотироваться на пост президента РФС? Вы раньше ведь выражали готовность работать функционером…

- Откажусь.

- Наверняка вы в курсе решения Артема Дзюбы продолжить карьеру в "Зените". Правильно он сделал? Сможет там заиграть?

- У него есть все данные, чтобы стать в Питере основным футболистом и выдержать конкуренцию с кем бы то ни было. Но, как обычно, все зависит от него.

- А вас этот трансфер вообще удивил?

- Помня ситуацию в "Спартаке" и зная Артема - нет.

- Если увидитесь, руку друг другу пожмете?

- У меня ни к кому нет неприязни. Время все расставляет по своим местам.

Вячеслав КОРОТКИН