Газета Спорт-Экспресс № 157 (6516) от 22 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

22 июля 2014

22 июля 2014 | Футбол

ФУТБОЛ

Бразильский нападающий "Краснодара" заявил в интервью ИТАР-ТАСС, что хотел бы сыграть за сборную России, если получит соответствующее предложение.

СКАЗКИ ВАНДЕРСОНА

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Зададим вопросы.

Хороший ли Вандерсон футболист? Да, неплохой. По нашим меркам даже выдающийся.

За него говорят звания лучшего бомбардира в позапрошлом сезоне и попадание в "список 33-х" в минувшем. В течение двух лет он, как принято говорить, демонстрировал высокий уровень, показал себя разносторонним исполнителем и ответственным профессионалом.

Нужен ли Вандерсон сборной России? Вот это мы сейчас и будем обсуждать, строить предположения, взвешивать "за" и "против", гадать на кофейной гуще. А что еще остается?

В то, что нападающий проведет за главную команду нашей страны хотя бы один матч, поверить нетрудно. Судя по последним заявлениям Фабио Капелло и Виталия Мутко, натурализация иностранцев - один из важных инструментов, призванных улучшить спортивные результаты сборной. Наравне с ужесточением лимита на легионеров и расширением состава участников чемпионата страны.

О натурализации, как о явлении, сказано немало. Ее сторонники приводят в пример удачные примеры из других видов спорта (американец Вик Уайлд и кореец Виктор Ан принесли России олимпийские золотые медали в сноуборде и шорт-треке соответственно). А говоря о футболе, ссылаются на зарубежный пример: в сборной Германии, ставшей чемпионом мира, важную роль играют не являющиеся этническими немцами Клозе, Подольски, Езил, Боатенг.

Это так, но есть немаловажная деталь: Езил и Боатенг родились в Германии и прожили там всю жизнь, а поляки Клозе и Подольски росли в немецкой среде - один с восьми лет, второй вообще с двух. Со страной, которая их "натурализовала", связывает гораздо больше, чем профессиональный контракт в клубе местного чемпионата. Именно Германия воспитала их как футболистов. Одного этого достаточно. Не говоря уже о том, что все вышеназванные игроки прекрасно говорят по-немецки. Интересно представить, на каком языке Вандерсон будет общаться с Кокориным и Шатовым.

То же самое можно сказать и про итальянцев, которые не совсем итальянцы. Тиагу Мотта хоть и родился в Бразилии, но его дед - из Италии, да и в серии А футболист провел несколько лет, культуру и традиции принял быстро. Марио Балотелли - ганец, вот только родился он в Палермо, а своими родными родителями считает пару из Ломбардии, которая его вырастила, дала ему семью и, собственно, фамилию.

Вот Диегу Коста - да, тут налицо пример классической натурализации - той, про которую и говорят в России. Но времени прошло немного, и зарекомендовать себя в Испании нападающий еще не успел - сборная на чемпионате мира провалилась.

Впрочем, даже если Коста станет со временем ведущим бомбардиром испанской сборной (у него для этого есть все), он все равно будет исключением. А правило таково, что во всем мире для натурализации иностранцев есть поводы несколько более весомые, чем просто желание тренера усилить конкуренцию в своей команде и согласие на это футболиста.

Но предположим, что за два года пребывания в России Вандерсон искренне проникся нашей страной и ее культурой, допустим, что он планирует здесь жить и после окончания карьеры, растить детей и внуков. Таким образом, морально-этический аспект отпадает, и остается исключительно спортивный.

Как уже было отмечено выше, сказать заранее, решит ли этот футболист проблему сильного центрфорварда на долгие годы, нельзя. Но есть опыт, который как минимум заставляет усомниться.

Вы помните, как с подачи руководителей "Спартака" в 2009-2010 годах футбольной общественности была подброшена тема натурализации Веллитона?

"Нападающих, равных ему, в российском чемпионате нет точно, - говорил о бразильце Валерий Карпин. - Таких классных футболистов можно пересчитать по пальцам в Европе и мире".

И действительно, в то время Веллитон блистал. Его показатели были покруче, чем у Вандерсона: 21 гол в одном сезоне, 19 в другом, сумасшедшая скорость, великолепная работоспособность. Но что было потом? Хандра, пятка, клубы, аренда и - до свидания, Веллитон. В 27 лет он вот-вот заключит соглашение с турецким "Эскишехирспором". Так что даже если бы ему оперативно оформили российский паспорт в 2009-м, реально сильного форварда мы бы получили только на один сезон.

Стоит оно того? Может, и стоит. В конце концов, за это время можно решить задачу по выходу на первенство мира или Европы, а если повезет, и лучшая форма условного Вандерсона придется на четный год, то он поможет и на Euro во Франции. Но количество всех этих "если" и "бы", честно говоря, смущает. Очень уж похоже на сказку.