Газета Спорт-Экспресс № 139 (6498) от 1 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

1 июля 2014

1 июля 2014 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

На предстоящем "Гран-при Великобритании" в Сильверстоуне ожидается историческое событие. За руль призового болида команды "Уильямс" на свободной тренировке впервые за 22 года сядет женщина.

ЖЕНЩИНА ОБЪЯВИЛА ВОЙНУ СТЕРЕОТИПАМ

Подобной чести удостоена 31-летняя шотландка Сьюзи Вольфф, супруга основного держателя акций "Уильямса" и исполнительного директора "Мерседеса" Тото Вольффа и по совместительству не самая плохая автогонщица среди представительниц прекрасного пола. До своего появления в "Формуле-1" уроженка Обана выступала в чемпионатах "Формулы Рено", "Формулы-3" и в германской серии DTM . На контракте тест-пилота в "Уильямсе" Сьюзи с 2012 года и уже имела опыт пилотирования этой машины на тестах в Сильверстоуне прошлым летом, произведя на специалистов приятное впечатление.

Предшественницей Сьюзи, которой посчастливилось управлять болидом "Формулы-1" в ходе официального гоночного уик-энда, в 1992 году была итальянская аристократка Джованна Амати. Симпатичную итальянку, не имевшую особого гоночного опыта, но зато имевшую туго набитый кошелек, за руль в маркетинговых целях тогда посадила дышавшая на ладан команда "Брэбхэм". Кроме приятной внешности Джованна запомнилась тем, что ни разу в трех доставшихся ей гонках не смогла пройти квалификацию, а также бурным, но краткосрочным романом с Ники Лаудой. Воображение автогоночных журналистов Амати потрясла высказыванием о том, что мужчины-пилоты - не джентльмены, ибо никогда не уступают дорогу на трассе даме.

Сьюзи в этом отношении исключение. Она обладает не только опытом пилотажа, но и вполне спортивным характером. По крайней мере в своих высказываниях она довольно боевита. Вольфф не просто чрезвычайно польщена и воодушевлена возможностью пилотировать призовой FW 36 на трассе Сильверстоуна в ходе юбилейного, 50-го "Гран-при Великобритании", но настроена ни много ни мало закрепиться в числе призовых пилотов и стать чемпионкой мира в "Формуле-1".

Напомним, что за более чем 60-летнюю историю "Больших призов" за рулем побывало всего пять женщин (для сравнения, мужчин было более 800), и самой успешной из них остается итальянка Лелла Ломбарди, которой в ходе трагического "Гран-при Испании"-1975 (гонка была остановлена после 29-го круга из-за гибели зрителей) удалось заработать 0,5 очка за 6-е место.

Сьюзи это не смущает.

- Моя главная цель - стать основным гонщиком "Формулы-1", - сказала она в интервью британской газете Expresse . - Сделаю все для этого возможное, но не испытываю никаких иллюзий - добиться этого крайне сложно. Меня мотивирует вовсе не желание попасть в историю - я делаю это для себя. Я хочу стать лучшей! Я доказала, что могу выступать на одном уровне с мужчинами. Вероятно, для этого мне пришлось работать тяжелее, чем другим, но я добилась уважения со стороны других гонщиков. Я сражаюсь против стереотипов. И пускай провожу прорву времени в униформе команды, вы никогда не увидите меня без маникюра. И да, мне надоело отвечать на вопрос, вожу ли я с собой в кокпите губную помаду.

Стоит напомнить, что в нынешней "Формуле-1" уже была женщина-пилот, стремившаяся на равных конкурировать с мужчинами. 31-летняя испанка Мария де Вильотта, тест-пилот команды "Маруся", попала в страшнейшую аварию на тестах в Дакмсфорде в июле 2012 года, в результате чего получила тяжелейшие черепно-мозговые травмы и лишилась глаза. В октябре 2013-го она умерла во сне из-за кровоизлияния в мозг, которое, вне всяких сомнений, явилось последствием той аварии.

Вольфф заявила, что перспектива расстаться с жизнью за рулем гоночного болида ее не пугает.

- Я никогда даже не думала о том, что могу погибнуть в гонке, - сказала она. - Аварии? Они случаются со всеми. Если такое происходит, нужно просто выбросить все из головы, снова сесть за руль и продолжить борьбу. Мой муж и родители по сей день страшно за меня переживают. Но они понимают - это моя жизнь и моя страсть. И пока я за рулем, даже не думаю о том, чтобы завести детей!

Существует вероятность, что Вольфф окажется не единственной пилотессой "Формулы-1". Команда "Заубер" подписала контракт с 25-летней швейцаркой Симоной де Сильвестро, довольно успешно выступавшей в американских гоночных сериях, включая "500 миль Индианаполиса", и даже поднимавшейся (как Даница Патрик и Сара Фишер) на подиум в серии IRL . По замыслу швейцарской команды, Симона год будет готовиться в составе "Заубера", с тем чтобы в 2015-м сесть за руль болида в качестве призового пилота.

Насколько серьезна эта перспектива? Сказать сложно, ведь в Индикаре, несмотря на сходство с "Формулой-1", пилотаж и связанные с ним нагрузки совсем иного рода. Вряд ли победителем в "Больших призах" смог бы стать человек, управлявший машиной со сломанными ногами, а Бадди Лэйзер в 1996-м именно в таком положении выиграл "Инди-500". Поэтому многие, в том числе россиянин Сергей Сироткин, склоняются к тому, что контракт с де Сильвестро для "Заубера", переживающего не лучшие времена как в спортивном, так и в финансовом плане - не более чем рекламный трюк.

Сложно сказать, какое будущее в "Формуле-1" ждет Вольф и любую другую женщину. Слишком уж специфический вид спорта. Во-первых, невероятные, космические в полном смысле слова нагрузки, которые испытывает организм пилотов во время гонки. Боковые и фронтальные перегрузки здесь временами достигают и 7 g , а с таким не сталкиваются даже космонавты и пилоты сверхзвуковых истребителей. И это все не разовая акция - гонщики испытывают их на каждом круге.

Во-вторых, пилотирование болида в условиях гонки на предельных скоростях требует невероятной концентрации внимания и точности рефлексов. Собственно, именно в этом компоненте мужчины и имеют преимущество. Как не так давно заявил мудрейший человек, четырехкратный вице-чемпион мира в "Формуле-1" 84-летний сэр Стирлинг Мосс: "Не думаю, что у женщины есть необходимые психические способности, чтобы выдерживать тяжелейшие гонки колесо в колесо".

С сэром Моссом трудно не согласиться. Уж извините, но я всегда считала и считаю, что женщина за рулем - это стихийное бедствие.

Ольга ЛИНДЕ