Газета Спорт-Экспресс № 8 (6367) от 17 января 2014 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

17 января 2014

17 января 2014 | Футбол

ФУТБОЛ

БУДЕТ ЛИ У "ЗЕНИТА" СВОЙ СТАДИОН?

Окончание. Начало - стр. 1

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ КУПЧИНО

По мнению большинства туристов, в любой части Северной столицы шагу не ступить, не наткнувшись на шедевр Растрелли или Монферрана. Купчино - исключение, ему достались ряды унылых зданий-коробок, сомнительная слава хулиганского района да ироническая песня группы Billy's Band: "Купчино - столица мира".

Выйдешь из метро и не сразу поймешь, где оказался: на окраине Петербурга, Москвы или, скажем, Рязани. Но если "Зенит" все же решит построить здесь стадион, то Купчино, подобно парижскому пригороду Сен-Дени, обзаведется, наконец, достопримечательностью, которая прославит район на всю Европу. Футбольную - уж точно.

Сегодня место будущей арены выглядит прозаично. От Малой Балканской улицы заснеженный пустырь отгорожен лабиринтом гаражей, искать проход в котором долго и муторно. Куда веселее пробраться на потенциальную стройплощадку через задворки торгового центра. Наверное, владельцы многочисленных здешних ресторанчиков - самая заинтересованная в новом стадионе публика. Можно представить, какую кассу им сделают 25 тысяч клиентов перед каждой игрой "Зенита"!

Ну а пока, миновав длиннющие торговые ряды, оказываемся... на берегу мелкой речки Волковки. На карте никаких переправ через нее не значится, но по тонкому льду, к счастью, форсировать водную преграду не пришлось - небольшой мостик нашелся довольно быстро. Сразу за ним и раскинулось огромное снежное поле. Если бы не притулившийся на его краю одинокий бульдозер, с такой натурой вполне можно было бы экранизировать рассказы Джека Лондона про Аляску - только снег и ничего, кроме снега. На крыше и капоте трактора тоже образовался внушительный сугроб. Видимо, стоит он тут достаточно долго и к грядущей стройке отношения пока не имеет.

Кстати, в самом Купчине о возможной стройке, как выяснилось, уже знают и новость восприняли неоднозначно. Кто-то из наших собеседников громко порадовался возможности смотреть футбол из окон квартиры и заранее собрался отдавать ребенка в филиал зенитовской академии, который наверняка создадут при новой арене. А кто-то принялся переживать за станцию метро, которая может не справиться с наплывом 25 тысяч болельщиков.

К слову, с точки зрения транспортной доступности строительная площадка выглядит привлекательно. До Кольцевой автодороги - 3 минуты на машине. До станции метро "Купчино" - 5 минут пешком. Там же располагается одноименная железнодорожная платформа. Рядом с пустырем - огромная стоянка автобусов пригородного и междугороднего сообщения. Так, может, и правда, там, где сейчас стоит одинокий бульдозер, через год-полтора переполненный стадион будет наблюдать, как Халк с Широковым вколачивают мячи в ворота "Боруссии" или "Милана"?

МОДУЛЬ В ЧЕРКИЗОВЕ ОБОШЕЛСЯ В 5 МИЛЛИОНОВ ЕВРО

Другое дело - реально ли построить такую арену за год? У бывшего президента московского "Локомотива" Николая Наумова есть опыт возведения подобного модульного стадиона - это малая арена в Черкизове. Стройка длилась как раз около года.

- Такой проект имеет право на жизнь, - говорит Наумов. - Если нет проблем с коммуникациями, то срок его реализации - один год. Так что "Зенит" поступает дальновидно.

Кстати, на маленькой локомотивской арене, рассчитанной на 10 тысяч мест, минувшей осенью был проведен один из ключевых матчей нашего чемпионата между "Динамо" - ЦСКА.

- Главное, постелить хороший синтетический газон - и пожалуйста. Я считаю, что каждый клуб должен иметь такую резервную арену, она всегда выручит, - считает Наумов.

У бывшего руководителя "Локо" грех было не спросить и о стоимости строительства. Хотя понятно, что многое при этом зависит от запросов: качества фанатской зоны, раздевалок, рабочих мест для прессы и так далее.

- Мы затратили порядка 500 евро на одно посадочное место. То есть в сумме получилось пять миллионов евро. Стадион "Зенита" тоже не должен стоить очень дорого, - полагает Наумов.

ОДНА НОВАЯ АРЕНА ХОРОШО, А ДВЕ - ЛУЧШЕ

Какое решение примет "Зенит" - строить или не строить небольшую собственную арену, - пока неизвестно. Но в случае положительного ответа и результат не заставит себя ждать. Во-первых, новый стадион - это страховочный вариант на случай, если стройка на Крестовском снова затянется. Кто может дать гарантию, что на этот раз сроки сдачи объекта будут выдержаны?

Во-вторых, чем раньше "Зенит" переедет в "новостройку", тем быстрее начнет извлекать реальную выгоду.

- "Петровский" - хороший стадион. Но он как старая машина: не будешь постоянно ремонтировать, не поедешь", - сказал как-то о нынешней домашней арене питерского клуба один из его директоров. Судя по всему, этот самый ремонт требует все больших и больших затрат. А на собственном, новеньком, современном стадионе гораздо легче реализовать коммерческие программы, на которых можно еще и зарабатывать! Начиная от реализации абонементов в ложи для почетных гостей, которые приносят основной доход на всех аренах мира, и заканчивая точками питания и продаж атрибутики.

И наконец, даже если со стройкой на Крестовском все наконец-то будет хорошо, то два новых стадиона для такого огромного города, как Петербург, лучше, чем один. Недавний опыт Москвы это доказал. Да и в будущем на небольшой арене вполне может обосноваться, скажем, "Зенит-2".

Сергей ЯРЕМЕНКО, Татьяна КОПЫЛОВА, Сергей ЦИММЕРМАН

Санкт-Петербург