Газета Спорт-Экспресс № 259 (6323) от 16 ноября 2013 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

16 ноября 2013

16 ноября 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

Вчера президент УЕФА наведался в Москву после трехлетнего перерыва. Он был и остается завсегдатаем Кубка Содружества, но этот турнир теперь проводится в Санкт-Петербурге. Проведя в нашей столице переговоры с главой РФС Николаем Толстых, француз дал пресс-конференцию, посвященную ключевым вопросам российского футбола.

Мишель ПЛАТИНИ: "ПУСТЬ НА ЧМ-2014 ПОБЕДИТ ЕВРОПЕЙСКАЯ СБОРНАЯ. НАПРИМЕР, РОССИЯ"

Александр ПРОСВЕТОВ

из Дома футбола

ДУБЛЬ ЕСТЬ, ПОЛУЧИТСЯ ЛИ ХЕТ-ТРИК?

Во вступительном слове Платини поздравил Россию с тем, что это - единственная страна, уже гарантировавшая себе место сразу в двух финальных турнирах мировых чемпионатов.

Дубль и впрямь есть. А каковы шансы на хет-трик? Иначе говоря, сможет ли Санкт-Петербург войти в число 13 городов, которые примут Euro -2020?

Платини, как и следовало ожидать, обнадеживать не стал. Он напомнил, что желание провести у себя матчи турнира изъявили 36 городов из 32 стран, а выбор будет сделан УЕФА в сентябре будущего года.

Президента не смущает то обстоятельство, что некоторые страны, получив чемпионат, не будут при этом представлены в турнире своими сборными, потому что не пробьются сквозь сито отборочного этапа, несмотря на увеличение формата финального турнира до 24 участников. Наоборот, по его словам, важно дать возможность приобщиться к футбольному празднику тем, кто никогда не смог бы устроить турнир собственными силами.

Если строго следовать такой логике, шансы Петербурга или Донецка меньше, чем, допустим у Баку или Астаны. Впрочем, не будем заранее ни делить шкуру неубитого медведя, ни отказываться от охоты. Критериев при определении городов-организаторов много, а ждать исхода голосования осталось не так уж и долго.

ПРИДУМАЙТЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ

В начале пресс-конференции Толстых сообщил, что обсуждал с президентом УЕФА сегодняшнее состояние российского футбола, ситуации, возникающие в нем, а также работу РФС, в том числе над нормативно-правовой базой.

В переводе с официального языка это, вероятно, означает, что речь шла о дисквалификации фанатской трибуны на домашнем стадионе ЦСКА после скандала, который поднял Яя Туре, а также двух центральных матчах чемпионата с участием "Спартака" за закрытыми дверями.

О том, что футбол без зрителей нелеп, написано уже множество страниц. Но дисквалификация стадиона - одна из общепринятых санкций, которую придумал вовсе не РФС. Если российским клубам она категорически не нравится, надо было ее устранить в июне, когда вносились поправки во всякие регламенты, и еще тогда заменить ее, например, на наказание отдельных секторов.

- Придумайте решение, - предложил Платини, отвечая на вопрос о смысле футбола без зрителей. - Если игрок оскорбляет другого игрока, его дисквалифицируют на десять матчей. А за неподобающее поведение болельщиков приходится наказывать зрителей. Клубы ведь не могут нести ответственность за расистов на трибунах. Поэтому закрывают стадион - сначала частично, потом целиком. Если же снимать с клубов очки, то не они, а зрители будут решать исходы матчей и чемпионатов.

Платини также заметил, что ЦСКА наказали дисквалификацией фанатских секторов абсолютно правильно. Делегат матча с "Манчестер Сити" допустил ошибку, не послушав арбитра, который предлагал сделать объявление по стадиону, и потому больше не будет работать на соревнованиях под эгидой УЕФА.

СОРОК СБОРНЫХ НА ЧМ - ЭТО ТОЛЬКО ПОЛИТИКА

В конце прошлого месяца Блаттер неожиданно высказался за увеличение представительства Африки и Азии в финальных турнирах мировых первенств. Причем за счет Европы. Платини парировал: "Нужно увеличить общее количество участников до сорока". После чего СМИ принялись размышлять, был ли это предвыборный ход со стороны француза в борьбе за пост президента ФИФА или Платини просто-напросто высмеял инициативу швейцарца.

В России же невольно начались спекуляции. Сорок сборных - это начиная с какого турнира? Уж не с 2018-го ли года? В таком случае нам надо еще какой-нибудь город задействовать - тот же несправедливо обделенный вниманием Краснодар.

На вопрос о перспективе турнира с сорока сборными Платини, как показалось, отвечал с некоторым раздражением:

- Президент ФИФА постоянно выступает с предложениями политического характера, желая увеличить квоту для Африки, Азии и Северной Америки. Я ему ответил тоже в политическом духе. Не может быть и речи о сокращении представительства Европы на чемпионатах мира. Тем более что его уже производили. В 1998 году во Франции было 15 европейских сборных, а теперь в Бразилии будет 13. Между тем среди 32 лучших по рейтингу ФИФА сборных (вообще-то даже среди 30. - Прим. А.П.) двадцать представляют Европу. Значит, если президент ФИФА хочет порадовать африканцев и азиатов, нужно увеличить общее количество участников. Это политический ответ на политическую инициативу.

Похоже, что, запустив вариант с сорока участниками, Платини все-таки подпустил сарказма.

ИНИЦИАТИВА СОЗДАНИЯ ОФЛ ОБСУЖДАЛАСЬ С ПУТИНЫМ

С тех пор как почти год назад была оглашена идея совместного чемпионата России и Украины, руководителю УЕФА не раз доводилось ее комментировать. Тем более что сторонники инициативы надеялись (и, может быть, надеются до сих пор): если 58-летний француз, который в целом склонен к переменам, переберется в кресло президента ФИФА, заменив престарелого Йозефа Блаттера, то с ним удастся договориться.

Платини между тем стоит на своем: в футболе России и Украины крутится достаточно денег, так что обе лиги выживут и по отдельности.

Он и на этот раз сказал то же самое, хотя и в более резких тонах, чем прежде. Кроме того, из уст Платини мы впервые услышали, что идею об объединении двух чемпионатов с ним в присутствии министра спорта Виталия Мутко обсуждал президент РФ Владимир Путин.

- В УЕФА размышляли над тем, как помочь национальным ассоциациям и лигам, умирающим из-за серьезных финансовых проблем, - сказал, в частности, Платини. - В связи с этим и был предпринят эксперимент с проведением совместного голландского-бельгийского чемпионата среди женщин.

Тем временем подоспела идея объединенного чемпионата России и Украины. Но она совершенно не отвечает нашим принципам. И правильно футбольные федерации двух стран сказали: "Мы крупные державы, нашим чемпионатам не нужно сливаться, чтобы иметь средства". Именно об этом я говорил президенту Путину, когда мы в последний раз некоторое время назад встречались в Сочи.

Россия и Украина самобытные и независимые. Речь об объединении может идти в отношении маленьких стран, у которых нет возможности получать деньги от телевидения. Для них пока никакого решения не принято - мы ждем окончания эксперимента. Но объединение чемпионатов России и Украины невозможно так же, как и образование общего первенства Франции и Англии.

Что касается собственного будущего, то Платини заявил, что еще не решил, будет ли он баллотироваться на пост президента ФИФА:

- Меня постоянно спрашивают об этом, но пока решение в моей голове не созрело. Наверное, приму его во время чемпионата мира.

ЕСЛИ ОЛИГАРХ РАЗЛЮБИЛ ФУТБОЛ

Финансовый fair play беспокоит, даже страшит. И своей расплывчатостью (будет ли признан спонсорский контракт адекватным?), и традициями постсоветского рынка, при которых футбол так или иначе существует на подачки. Не станет ли для него затея Платини карающим мечом?

Француз дал понять, что осознает различия между положением на Западе и Востоке Европы, но не считает нашу специфическую ситуацию совсем уж уникальной. Он даже нашел параллели в стране, откуда родом его предки:

- Ситуация в Восточной Европы не слишком отличается от той, что была в Италии, где клубы существовали за счет меценатов - Аньелли, Берлускони, Моратти. Но именно они мне сказали: "Мы не можем давать все больше и больше". Это они подтолкнули меня к реформе.

Введение финансового fair play поддержали все - федерации, клубы, политики, Европарламент и Совет Европы. Нельзя тратить больше, чем зарабатываешь. Этому принципу следуют в обычной жизни все разумные люди, и футбольные клубы не должны составлять исключение. В футболе ежегодно наблюдался дефицит в сумме 1 миллиарда 700 миллионов евро, а теперь эта цифра сократилась до одного миллиарда.

В России клубы тоже должны стремиться страховать себя от непредвиденного развития событий. Нельзя постоянно зависеть от кого-то, кто приходит, приобретает, а потом умывает руки и говорит: "Хватит! Теперь я хочу покупать картины Пикассо. А футбол мне надоел, мне на него наплевать".

Насколько мне известно, в России есть клуб, который занимает теперь последнее место в чемпионате России, потому что олигарх не смог более его содержать. Я же не хочу, чтобы клубы исчезали от того, что уходят меценаты, - подчеркнул президент УЕФА.

ПРОТИВНИК ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Реформатор систем проведения соревнований, Платини не раз высказывался против применения в футболе видеотехники. Вчера он лишь подтвердил свою позицию:

- Судейская бригада из пяти человек тоже видит, пересек мяч линию ворот или нет. Статистика в Италии, где арбитры за воротами обслуживали матчи на различных уровнях, свидетельствует: количество ошибок уменьшилось на 50 процентов. А внедрение видеоаппаратуры повлечет за собой желание проверить, был ли офсайд, вышел ли мяч на угловой и т.д. Во Франции ее стали применять в регби. Это какой-то кошмар, и теперь все ворчат. Хотя, быть может, я уже состарился.

У РОССИИ ВЕЛИКИЙ ТРЕНЕР - СПРОСИТЕ У НЕГО

- Честно говоря, в последний раз видел вашу сборную еще на чемпионате Европы. Российской телепрограммы у меня нет, хотя для понимания сути хватило бы и одной "картинки" без комментария, а Николай ни разу на футбол в Россию не приглашал, - пошутил Платини.

И добавил вполне серьезно:

- О шансах сборной вам лучше расспросить ее тренера. Тем более что с командой работает великий тренер, который прекрасно знает и международный футбол, и возможности своих игроков. Желаю российской сборной удачи. Как президент УЕФА, надеюсь, что на чемпионате мира победит европейская сборная. Таким образом, рассчитываю на Россию. И на других тоже. Что касается Франции, то она пока не пробилась в финальный турнир. Напоролась в отборочном турнире на Испанию, пройти которую было очень трудно.