Газета Спорт-Экспресс № 177 (6241) от 12 августа 2013 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

12 августа 2013

12 августа 2013 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Корреспондент "СЭ" получила задание провести первый день турнира на минимально возможной дистанции от его главной звезды. И вот что из этого получилось.

БОЛТ В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ

Екатерина КУЛИНИЧЕВА

из Москвы

- Не волнуйся, шоу еще обязательно будет, - заверил меня ямайский коллега, с которым мы обсуждали поведение Усэйна Болта во время предварительных забегов на стометровке.

Ямайский шоумен в субботу был очень сдержан, оставив амплуа "человека-праздника" на потом. Никаких привычных заигрываний с публикой: раз показанный в камеру язык во время массажа да сдержанные аплодисменты зрителям после забега - вот и все шоу. Не факт, что подготовленные "Лужники", затихшие от одного появления ямайской звезды на дорожке, ждали именно этого.

В субботу Болт приехал на стадион к началу вечерней программы и почти все время до своего забега просидел в тиши Северного спортивного ядра, куда с началом соревнований закрыли доступ для посторонних. На редких кадрах оттуда он болтал ногами на массажном столе в наушниках, надетых на одно ухо, и даже не улыбался. Рассказывают, что в какой-то момент разминки охрана дала слабину, и вокруг возникли любители фото со звездой. И всегда такого компанейского Усэйна это очень раздосадовало.

Еще с утра, во время первого квалификационного раунда, "Лужники" проинспектировали его папа и мама - посмотрели предварительные забеги на стометровке. Заботливый сын достал им билеты на вип-места - как раз в районе финишных клеток. Судя по облетевшей фейсбук фотографии, старшее поколение семейства Болт пока тоже очень сосредоточенны и были не слишком счастливы, что их узнали. Они, как и сын, в режиме ожидания.

- Вот пробежит Болт финал - и все будет: веселье, празднования, красивые жесты, - продолжил коллега, пишущий про Болта много лет. - Все, к чему привыкли люди. Точно говорю.

- Вопрос экономии энергии?

- Именно. Он как был всегда веселым парнем, так и остается. Он еще молод. Всегда любил вечеринки. И сейчас любит. Просто Болт знает, зачем он здесь. Спроси его завтра (после финала на стометровке. - Прим Е.К.), когда он собирается погулять в Москве. Может, он скажет, что готов пойти на вечеринку с тобой. Думаю, и на Красную площадь он тоже еще сходит. Как думаешь, если Болт постучит в дверь Кремля, ваш президент выйдет? Кстати, Усэйн же ходил развлекаться в какой-то парк.

* * *

В фойе гостиницы "Рэдиссон" шумно появляются вернувшиеся с утренней тренировки ямайские спортсмены и тренеры: кепки, шлепки, улыбки, ленивые неспешные движения, кошачья грация, седые бороды под беретом в стиле Боба Марли. Одни вальяжно сосредоточенны, другие толкаются и дурачатся. Шестикратного олимпийского чемпиона не видно ни с ними, ни в лобби.

- Знаешь, тут живет Усэйн Болт. Чуть ли не на нашем этаже, - делились впечатлениями, глядя на эту картину, ждущие такси туристы - судя по говору, откуда-то из Латинской Америки.

- Кто такой, чем знаменит?

- Быстрейший человек на планете.

Про Болта здесь многие слышали. Но вне дорожки или разминочной арены его в Москве по-прежнему мало кто видел. На прошлой неделе Усэйн действительно отыграл сет в Парке Горького - в качестве реверанса одному из своих главных спонсоров. Но и там, судя по многочисленным наблюдениям очевидцев, был далек от разнузданного веселья. Экскурсию на Красную площадь, куда ямайскую команду свозили перед стартом чемпионата, он пропустил. Как говорят, ни разу не выбирался даже в расположенный по соседству от отеля ТЦ "Европейский", куда его партнеры по команде заглядывают на шоппинг.

Если кто рисовал себе картины его шумных посиделок в баре с друзьями (известно, что за Болтом постоянно ездят не только родители, но и прочая родня), забудьте. Вероятнее всего, Усэйн сидит один в своем люксе, играя в Playstation и тоскуя по морепродуктам, отсутствие которых в гостиничном меню, как говорят, так расстраивает его коллег по команде. Даже еду Усэйну приносят чуть ли не прямо в номер. К слову, люкс на одного - не блажь звезды, а жест гостеприимства от московских организаторов. Раньше Болт, как все, жил в двухместных номерах с кем-то из товарищей.

* * *

Причину такой сдержанности Болта предположить нетрудно. Дело даже не в том, что Джастин Гэтлин применительно к ямайскому сопернику недавно назвал "давлением от необходимости постоянно быть идеальным". Хотя и одного этого любому другому хватило бы за глаза. И не в вероятных проблемах с формой. Во всяком случае, ямайские журналисты за Болта совершенно не переживают. Они, кстати, совершенно не были удивлены тому, что увидели в субботу в "Лужниках". Один из них, стоя в очереди за сосисками с гречкой в буфете БСА, поспешил меня успокоить: "Ой, не парься ты, Болт отлично выступит. И установит мировой, вот увидишь".

С "домашней прессой" у Болта после субботних квалификационных забегов состоялся примерно такой диалог:

- Эй, мужик, ну как?

- Хороший был забег. Я все контролировал.

- Результат может показаться слабоват.

- Да ладно, это же была квалификация. Завтра я выложусь побольше, и увидите другой бег.

- Ну, ок. Удачи.

Дело в том, что в Москве Болту нужно не просто выиграть три золота. У него есть миссия - полить бальзамом душу своей карибской родины, израненную недавней допинговой историей с Асафой Пауэллом, Шерон Симпсон и Вероникой Кэмпбелл-Браун. А заодно попытаться разубедить всех скептиков на собственный счет.

- Когда поймали Асафу, люди не верили. Они плакали, понимаешь? Сам видел, - поделился впечатлениями журналист из Jamaica Observer. - Потом, особенно в Америке, начались разговоры: если всех, кого обыгрывал Усэйн, поймали, то и он не чист. Это так нечестно! Сколько в спорте было обратных примеров. Вот, например, Фелпс в плавании. Не знаю, есть ли у вас в русском такое понятие - natural freаk. Вот Болт - такой. С точки зрения обычных людей, он ненормален: слишком высокий для спринта рост и все такое. А такие всегда выигрывают. Мы на Ямайке очень гордимся Усэйном. Сейчас, сколько бы времени у нас ни было, можешь быть уверена: все люди смотрят, как Болт бежит в Москве. Неважно, день у нас или полночь. Это примерно как у вас с хоккеем.

Я представила себе Ямайку, контрасты которой так любят описывать журналы о путешествиях - с ее бедными кварталами Кингстона и богатыми виллами, плачущую оттого, что национального героя поймали на нечестной игре. "Какая боль", - как пела группа "Чайф"! Потом представила, как те же люди встают ранним утром или днем бросают все дела, идут к телевизору - чтобы посмотреть, как бежит их Усэйн. Когда говоришь о Болте с уроженцем Ямайки, понимаешь: при всей мировой славе он умудрился остаться для своей страны любимым сыном. Для всей Ямайки он - мальчик из соседнего двора, который по воле судьбы стал мировым феноменом.

Известно, что Болт отвечает Ямайке жгучей взаимностью, рекламируя ее в каждом своем интервью. Может, чтобы подарить своей стране этот праздник, он так старательно и копит сейчас энергию. А потом наверняка будет вечеринка.