Газета Спорт-Экспресс № 12 (6076) от 22 января 2013 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

23 января 2013

23 января 2013 | Авто-мото - Ралли

РАЛЛИ

Удар о каменную стену, оторванное заднее колесо - и россиянин Евгений Новиков сходит с трассы "Ралли Монте-Карло". Но то было в последний день гонки, а до этого 22-летний москвич успел доказать, что способен стать одним из главных героев нынешнего чемпионата мира.

ШИПОВАННАЯ ФИШКА ЛЕГЛА НЕУДАЧНО

Сточки зрения поклонников ралли, Себастьян Лёб - сверхчеловек. Кажется, нет дорожных покрытий и погодных условий, которые могли бы поставить в тупик француза, завоевавшего девять чемпионских титулов подряд. Но на финише "допа" Мулине Лёб сказал: "Это был не спецучасток, а дерьмо". На обледенелый асфальт падал мокрый снег и тут же подмерзал. Даже шипованные шины были бессильны - не могли докопаться до льда, куда должны вгрызаться шипы. Лучшие водители на планете не находили в себе сил ехать быстрее 30 км/ч.

Тем "Ралли Монте-Карло" и славится. Сухой и мокрый асфальт, снег разной консистенции, лед белый и так называемый черный (на вид не отличить от мокрого асфальта) встречаются в пределах одного спецучастка. "В нашем распоряжении пять типов шин, но часто и этого мало, - рассказывает Евгений Новиков, впервые проводивший гонку в основном составе британской команды M-Sport (она потеряла статус заводского коллектива "Форд", но остается таковой на деле). - Нередко ставим крест-накрест шипованные покрышки и практически "лысые" слики, предназначенные для сухого асфальта. Да, на прямых машину тянет в сторону, в левые и правые повороты она входит по-разному, но только так удается сравнительно ровно ехать по асфальту и одновременно добиться пусть странной, но предсказуемой управляемости на льду".

В таких условиях в руках местных пилотов все козыри - от опыта прошлых гонок до живущих на трассе друзей, у которых можно уточнить погоду. С самого старта вперед вырвались два француза - Себастьян Лёб на "Ситроене" (до этого шесть раз побеждавший в "Монте-Карло") и Себастьян Ожье на "Фольксвагене". Лёб нарастил отрыв и уверенно ехал к победе, а Ожье был рад и второму месту, ведь эта гонка была первой в истории команды "Фольксваген". В таком порядке и добрались до финиша.

Уже за два дня до финиша французы играли скорее на удержание счета. Но даже на этом фоне темп, который взял 22-летний Новиков, шокировал и болельщиков, и экспертов. По итогам четверга москвич уступил Лёбу всего три секунды. Обогнал Ожье на 15 секунд, а у других звезд ралли - тех, кто боролся между собой и кому не было резона сбрасывать ход, - выиграв от 30 секунд до двух минут. "Но я бы не сказал, что ехал на абсолютном пределе, - прокомментировал результаты дня Новиков. - Плюс предпочитал выбирать более безопасные варианты покрышек - шипованные шины, когда в теории можно было рискнуть и поставить зимние нешипованные, или зимние нешипованные, когда можно было попытаться проехать на сликах. И про необходимость беречь резину я тоже помнил".

В предпоследний день Новиков в борьбе с испанцем Дани Сордо, представителем непобедимой некогда команды "Ситроен", прорвался на третье место. Москвич раньше уже поднимался на подиум, но только когда почти все лидеры сходили. Теперь же они оставались на трассе, и больше половины из них не могли догнать россиянина.

Свой сравнительно низкий темп многие объясняли необычно большим количеством снега и льда на трассе. Но это почему-то не сделало быстрее финнов и норвежцев, которым снегопад в теории на руку. Похоже, непривычные условия просто уравняли шансы. И дали возможность проявить себя пилотам, быстро адаптирующимся к новой обстановке и выходящим на боевой темп без лишней раскачки. Тот факт, что ярче других блеснул Новиков, доказывает не только расслабленность Лёба и Ожье, но и наличие исключительного таланта у российского пилота.

Впрочем, россиянин предпочитал благодарить других, чем хвалить себя: "Часа за полтора до нас по спецучасткам проезжают так называемые экипажи-разведчики - они сообщают о том, как изменилось покрытие в том или ином повороте: где-то снег растаял, где-то, наоборот, намерз лед. У каждого пилота разведчики свои, наши - вице-чемпион мира Франсуа Делекур и мой бывший штурман Дени Жироде. Оба выступали здесь лет двадцать, отлично знают трассу, Франсуа здесь вообще побеждал - кстати, как раз на "Форде". Благодаря им у нас просто идеальная стенограмма".

Увы, по упомянутому выше спецучастку Мулине требовалось не мчать, а ползти. Пока первые машины не накатали в снегу какое-то подобие колеи, езда была рулеткой - наподобие той, что крутится в казино Монте-Карло. "Отойти от стола" нет возможности: хочешь не хочешь, а делай ставку. Новиков вместе со всеми поставил на шипованное - и все равно проиграл: на затяжной дуге "Форд" ушел в занос, ударился о каменную стену и потерял одно из колес.

"Поворот, где мы вылетели, надо было проходить на хорошем газу, и разведчики никаких поправок по нему не дали, - рассказал позже Новиков. - Но на деле шины там зацепиться не смогли, дал газа - и машину сразу сдернуло с траектории. Разведчиков винить трудно, ведь погода и покрытие очень быстро меняются…" Доказательство - сход на Мулине еще двух пилотов первой десятки, включая вице-чемпиона мира Яри-Матти Латвалу.

"Разбег на рубль, удар на копейку!" - скажут скептики. Да и сам Новиков не пытается делать хорошую мину: "В истории остается только место на финише. Нет смысла обольщаться тем, что мы быстро ехали в четверг и выиграли несколько спецучастков - об этом все быстро забудут".

Что ж, в ралли много неизвестных, и порой условия оказываются гораздо хуже, чем пилот может представить. Намотать неудачу на ус, сделать ее еще одним файлом в папке "опыт" - единственный выход для российского пилота. Раньше Евгений не давал поломкам, ошибкам и авариям сбить себя с толку. Как будет на этот раз - покажет "Ралли Швеции", которое стартует в окрестностях Карлстада меньше чем через три недели.

Кирилл КАЧНОВ