Газета Спорт-Экспресс № 26 (5794) от 7 февраля 2012 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

7 февраля 2012

7 февраля 2012 | Американский футбол

АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ

СУПЕРБОУЛ

В ночь с воскресенья на понедельник по московскому времени состоялось главное событие года во всем североамериканском профессиональном спорте - матч за титул чемпиона Национальной футбольной лиги, в котором "Нью-Йорк Джайнтс" победили "Нью-Инглэнд Пэтриотс" со счетом 21:17.

"СУПЕРГИГАНТЫ"

Слава МАЛАМУД

из Вашингтона

А мериканцы сами вам скажут, что чувство меры не относится к числу их достоинств. И будут рады узнать, как сильно это роднит их с россиянами. Ну а тот факт, что тяготение Америки к излишествам выплескивается в самом главном спортивном событии года, воспринимается как должное. На чем же еще отрываться всей мощью коммерческо-развлекательного ноу-хау, как не на мероприятии, чье название начинается с "супер", а заканчивается римскими цифрами?

В Супербоуле поэтому есть многое, что человека непривычного отталкивает. Да и привычным не шибко нравится. Например, зашкаливающее количество рекламных пауз. Права на трансляцию главного матча сезона стоят невероятных денег, и телеканалы с лихвой отбивают их на рекламодателях. Учитывая то, что один полуминутный ролик стоит три с половиной миллиона долларов (это более ста тысяч за одну секунду рекламы!), прибыль у телевизионщиков тоже получается невероятной. Зато матч растягивается на четыре с лишним часа вместо обычных трех, а дорогостоящие и заковыристые ролики кое-кому из случайных зрителей запоминаются лучше самой игры.

Потом вот, традиционное шоу в большом перерыве. Обязательно с участием мегазвезд и тоже безумно дорогостоящее. На этот раз, например, выступала Мадонна с еще десятком знаменитостей разной величины в подтанцовке. Естественно, большой перерыв от этого меньше не становится, а наоборот, удлиняется в два раза.

Ну ладно, Мадонна - это все-таки Мадонна (а раньше в перерывах, например, выступали Майкл Джексон, U-2, Пол Маккартни и другие небезызвестные люди), а зачем Супербоулу целых два разных гимна? Смешной вопрос. Это что, хоккей какой-то, чтобы только один гимн петь? Так забацали и "Америка, Америка", и "Флаг, усеянный звездами", чтобы и в патриотизме всех уделать.

Наконец, церемония награждения чемпионов - это уже просто вакханалия избытка и безвкусицы. Трофей сначала несут сквозь строй игроков, их жен, детей и знакомых, при этом все стараются его коснуться, из-за чего он покрывается густым слоем отпечатков пальцев. Потом его берет… комментатор телеканала и вручает… владельцу клуба. Тот дает поносить кубок своей жене, после чего берется интервью у тренера и лучшего игрока матча, которому немедленно вручают приз от спонсоров - автомобиль. Для сравнения: при вручении Кубка Стэнли главную роль играют абсолютно все игроки команды-победителя. С Трофеем Ломбарди в центре внимания оказываются, по порядку - телекомментатор, старый мужчина, старая женщина, тренер, один игрок и "Шевроле". Грустно, девушки…

Про такие мелочи, как боготворимый и легендарный квотербек "Нью-Инглэнд Пэтриотс" Том Брэйди, с его рекордами, титулами, внешностью голливудского красавца и бразильской супермодельной супругой, можно и не говорить. И так ясно, что это американский Дэвид Бекхэм, от которого половину мужчин Америки тошнит, а у большинства женщин случается воспламенение нижнего белья. (Впрочем, в отличие от Бекхэма, у Брэйди есть все основания считаться лучшим футболистом всех времен.)

К счастью, собственно с футболом все эти раздражающие вещи не особо связаны. Потому что собственно футбол в последних Супербоулах был, как правило, захватывающий. Не стал исключением и Супербоул-XLVI, то бишь 46-й по счету, в котором Брэйди и его "Патриоты" сыграли с "Нью-Йорк Джайнтс".

Этим двум соперникам уже доводилось встречаться четыре года назад. Тогда "Патриоты" (и Брэйди тоже) были трехкратными чемпионами и не проиграли ни одного матча в регулярке. "Гигантам" не давали особых шансов, а их квотербек Илай Мэннинг был в основном известен своим братом Пейтоном, тоже квотербеком и чуть ли не менее великим, чем Брэйди. Однако в феврале 2008-го Илай доказал, что и он чего-то стоит, приведя "Нью-Йорк" к потрясающей победе на последних минутах.

На этот раз антураж был почти таким же. "Патриоты" - явный фаворит. Брэйди все еще на пике формы, крайние нападающие - в числе лучших в лиге, 13 побед в регулярном сезоне. "Гиганты" же вползли в плей-офф всего с девятью победами, и еще пару месяцев назад все нью-йоркские газеты в один голос вопили о необходимости смены тренера и убожестве Мэннинга. Но Илай, которому вроде бы на роду было написано войти в историю исключительно в качестве чьего-то брата, имел совсем другие планы. Как насчет титула двукратного ниспровергателя Брэйди? Тем более что вторая победа в Супербоуле позволила бы ему обогнать Пейтона и окончательно выйти из его тени.

Конечно же, матч стал поединком двух распасовщиков! Чем еще он мог стать при таком раскладе? Брэйди начал с конфуза - нарушил правила в собственной конечной зоне (умышленный отброс мяча с целью избежать захвата), что принесло "Нью-Йорку" два очка. Мэннинг тут же соорудил атакующий рейд, который завершил точным пасом - тачдаун и 9:0. Первые девять пасов Илая в матче были точными, это новый рекорд Супербоулов.

"Ах, рекорд? - решил Брэйди. - Никто не перерекордит самую яркую звезду лиги, черт возьми!" И легенда принялся за работу. Сначала Том провел свою команду 96 ярдов к конечной зоне соперника (вот вам один рекорд финалов), потом сделал 16 точных пасов подряд (вот вам еще один), и "Патриоты" в начале третьего периода вели 17:9.

Но фантастическая игра Брэйди не могла продолжаться вечно, в том числе и потому, что один из лучших его нападающих - крайний линейный Роб Гронковски - играл на больной ноге и был малоэффективен. Пасы квотербека перестали находить цель, а в самый решающий момент, когда он нашел Уэса Уэлкера совершенно неприкрытым, тот вдруг выронил мяч. Уэлкер известен своей скоростью и цепкими руками, и, хоть пас был сложноватый - сильный и над головой, такие он берет почти всегда, эффектнее и надежнее большинства голкиперов в другом футболе (который в Северной Америке называют соккером). А тут вот не взял. В Супербоуле!

Ну а там и Мэннинг вдруг восстал из пепла. За четыре минуты до конца при счете 15:17 он отдал отчаянную передачу на левый фланг, после которой партнер (и почти однофамилец) Марио Мэннингем умудрился не только поймать мяч в цирковом прыжке, но и приземлиться в пределах поля за мгновение до того, как два соперника врезались в него на полной скорости.

Воодушевленные "Гиганты" промаршировали к конечной зоне соперника, где намеревались израсходовать все оставшееся время и нанести победный удар на последней секунде. Однако защита "Патриотов", желая как можно скорее получить мяч, умышленно расступилась перед задним бегущим Ахмадом Брэдшоу, и тот, имея четкое указание упасть перед линией, от неожиданности свалился спиной вперед в конечную зону. "Гиганты" повели, но оставили на часах 57 секунд.

Брэйди, бывало, делал тачдауны и за меньший срок, но фортуна вновь улыбнулась "Гигантам". Оборона "Нью-Йорка" выстояла, и Мэннинг-младший во второй раз стал чемпионом. Да и как иначе? Ведь 46-й Супербоул проходил в Индианаполисе - родине "Кольтс", за который выступает Мэннинг-старший.

На летописи великих деяний Брэйди поставлена вторая клякса. Но его утешила роскошная бразильская жена, в объятия которой бедняга Том упал прямо на выходе из раздевалки. А вот Уэлкера, тоже выдающегося футболиста, утешить было некому, и он едва ли не плакал в репортерские диктофоны.

В Супербоуле все гипертрофировано - и триумф, и падение, и эмоции. Все то, за что мы любим большой спорт. И что позволяет забыть о тех гипертрофированных вещах, без которых Супербоул мог бы и обойтись.