Газета Спорт-Экспресс № 257 (5727) от 11 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

11 ноября 2011

11 ноября 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ПРОЩАНИЕ С МАСТЕРОМ

Павел АЛЕШИН

с Восточной улицы

В чера изменили график работы Футбольная национальная лига, многие государственные мужи, не говоря уже о спортивных, футбольных. К середине проходившей в бывшем Дворце культуры ЗИЛа гражданской панихиды ближайший цветочный магазин закрылся: нечем было торговать. А народ все шел и шел - если бы Валентина Иванова провожали в последний путь на стадионе имени Стрельцова, мест на трибунах для всех не хватило бы.

- Сердце не принимает мысли, что Козьмича нет с нами, - сказал такой же, как Иванов, герой Кубка Европы-1960 Виктор Понедельник. - У меня до сих пор перед глазами фантастический финал Кубка 1960 года между "Торпедо" и тбилисским "Динамо" и Валя в его звездном полете: великий игрок великой команды. Обычно молчаливый Михаил Месхи, наблюдая со скамейки запасных за его игрой в одном из матчей сборной СССР, воскликнул: "Иванов - сказка!"

- Он мешал мне играть, - признался столп обороны "Торпедо" тех времен Виктор Шустиков. - Зачарованный его волшебством в атаке, я порой забывал о своих прямых обязанностях.

- Я пришел в "Торпедо", когда Валентин Козьмич стал в нем одним из тренеров, и однажды мне довелось с ним в паре сыграть в контрольном матче, - вспоминал еще один бывший торпедовец, Михаил Гершкович. - В первом тайме с его передач я забил три гола, после чего он покинул поле, бросив мне: "Больше не забьешь". И мы так и выиграли - 3:0.

62 года связывали великого футболиста с автозаводом имени Лихачева, куда он в молодости устроился электромонтером. Несмотря на все посулы и пряники от самых популярных клубов, Иванов так и остался торпедовским однолюбом. И рабочий люд платил ему беззаветной любовью. Проститься с ним пришли Валерий Газзаев и Ринат Дасаев, Георгий Ярцев и Владимир Пильгуй, из Киева прилетели Юрий Семин с Борисом Игнатьевым. Пришли и мастера искусств, и сотни работяг, для которых Валентин Иванов остался эталоном не только футбольного мастерства, но и человеческой порядочности.

Похоронили Мастера на Ваганьковском, рядом с другими футбольными знаменитостями - Валентином Бубукиным и Владимиром Маслаченко.