Газета Спорт-Экспресс № 74 (5544) от 8 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

8 апреля 2011

8 апреля 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1958 год. Часть девятая

Главной темой "Летописи-58" по известным причинам была международная. Сегодня подведем под ней черту.

"ОГРАНИЧИТЬ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ФУТБОЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ"

"СЧИТАЕМ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ"

На фоне планетарного и континентального турниров, в которых дебютировала советская сборная, товарищеские встречи клубов с иноземцами, обычно вызывавшие в стране большой ажиотаж, отошли на второй план. Даже к приезду уругвайского чемпиона "Насьоналя" и французского "Рэсинга" народ отнесся сдержанно.

И внушительный годовой баланс советских команд всех подразделений, включая колхозников (+237=74-78, 1029 - 502), всеобщего ликования не вызвал. Об уровне футбола в стране стали судить по результатам сборной в официальных турнирах. Клубы по-прежнему сторонились (вернее, их туда не пускали) двух евротурниров - Кубка чемпионов и Кубка ярмарок (в будущем - Кубок УЕФА).

Осенью 58-го европейский футбольный союз задумал организовать еще один турнир - Кубок кубков. Чтобы выяснить отношение к новой инициативе, генеральный секретарь УЕФА Пьер Делоне 21 ноября разослал письма всем европейским футбольным федерациям.

Секция футбола на ежегодные приглашения участвовать в Кубке чемпионов неизменно отвечала отказом. И к новому турниру выразила негативное отношение:

"Уважаемый г-н Генеральный Секретарь,

Ваше письмо от 21 ноября с.г. получили. Обсудив на своем заседании вопрос относительно организации турнира победителей национальных кубков, Секция футбола СССР считает нецелесообразным проведение такого турнира в связи с большим количеством официальных соревнований по футболу.

С искренним уважением".

ПЕРВЫЙ МАТЧ КУБКА ЧЕМПИОНОВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР

Опрометчиво отказались от турнира, ставшего самым для советских клубов счастливым. Вступили мы в Кубок кубков только в 65-м, год спустя и на Кубок чемпионов отважились. Но первый матч самого престижного турнира состоялся в СССР... 12 октября 1958 года! В тот день в Киеве выясняли отношения румынский "Петролул" (Плоешти) и "Висмут" (Карл-Маркс-Штадт) из ГДР.

Как их в Киев занесло? На первых порах в случае равенства забитых и пропущенных мячей в двух встречах предусматривался третий матч на нейтральном поле. Голы в гостях при равных показателях не удваивались, послематчевые пенальти не пробивались. "Демократы", не разрешив спор в отведенное время (4:4), изъявили желание сделать это в Советском Союзе, испросив предварительно согласия хозяев. Возражений не последовало.

По логике вещей в переговорах должны были участвовать футбольные организации трех стран и об итогах уведомить УЕФА. Однако страны Варшавского договора жили по своим законам. В процессе участвовали политики. 7 октября Песляк (занимался в физкультурном ведомстве иностранными делами), получив разрешение партийных хозяев, послал в посольства Румынии и ГДР телеграммы идентичного содержания: "В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ ИНСТАНЦИИ (выделено мною. - А.В. ) Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР дал согласие футболистам Румынии и ГДР на проведение указанной встречи в Киеве 12 октября с.г."

Из выделенных в телеграмме слов легко догадаться, в какой инстанции решался вопрос о футбольной встрече официального европейского турнира.

Так киевляне первыми в СССР увидели еврокубковый матч. Денежки, внесенные ими в кассу, после всех отчислений (большая часть пополнила казну УЕФА) разделили на троих: участники матча и советская сторона получили по 19 540 рублей 87 копеек.

Выиграли немцы - 4:0. А по нынешним правилам в следующий круг вышли бы разгромленные в Киеве румыны за счет забитых на чужом поле мячей (2:4 и 2:0). Вот и думайте, какая система справедливее.

Порадовали юниоры, выигравшие представительный международный турнир в бельгийском Генте. Выступала там фактически сборная под вывеской "Торпедо". Победив в группе сверстников из "Аякса" (4:1), "Дюссельдорфа" (3:1), "Торино" (2:0) и "Гента" (1:0), в финале ребята сыграли вничью (0:0) с английским "Вест Хэмом". Их объявили победителями по дополнительным показателям - подали больше угловых. За команду играли будущие советские звезды Анзор Кавазашвили, Виктор Шустиков, Валерий Воронин, Игорь Численко... Тренировали "Торпедо" (сборную) Александр Пономарев и Константин Бесков.

ВИНОВАТО ТЕЛЕВИДЕНИЕ?

Переходим к делам домашним. В 58-м общественность была обеспокоена спадом интереса к футболу, снижением посещаемости стадионов - основным источником дохода клубов. Еще осенью 1957 года тревогу забили на верхних этажах физкультурной власти. Ознакомлю вас с любопытным документом из бывшего партийного архива (ныне РГАНИ), что на Старой площади.

"СЕКРЕТНО

Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР докладывает, что за последние два года резко сократилось посещение зрителями футбольных состязаний на первенство СССР по футболу, а также международных встреч с зарубежными командами, которые проводятся в гг.Москве, Ленинграде и Киеве.

Объясняется это тем, что все международные встречи с зарубежными командами и большинство календарных матчей на первенство СССР в указанных городах передаются по телевидению.

Значительно возросшее количество телевизионных установок, находящихся в пользовании у населения гг.Москвы, Ленинграда, Киева и проживающих в пригородах указанных городов, позволяет смотреть футбольные соревнования, не посещая стадионы.

В результате этого поступление средств от продажи билетов на футбольные состязания в указанных городах сократилось...

Учитывая, что футбольные команды, выступающие в первенстве страны, должны содержаться на полной самоокупаемости за счет поступлений средств от футбольных состязаний, Комитет вынужден просить ограничить телевизионные передачи футбольных соревнований.

В связи с этим просим дать указание Государственному Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР (т.Чесноков Д.И.) значительно сократить передачи футбольных состязаний со стадионов Москвы, Ленинграда и Киева и проводить их только за 15 минут до окончания футбольных состязаний.

Д.ПОСТНИКОВ".

НАСЛЕДНИКИ ПАВЛА ПЕРВОГО

Письмо Постникова (заместителя председателя Комитета физкультуры) угодило к идеологу - зам.зав. Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам А.Романову. Переговорив с Чесноковым, он подготовил и 5 сентября направил записку высшему партийному руководству страны. В ней в доступной форме изложена суть предложения Постникова. Цитирую последний абзац: "Тов.Чесноков заявил, что им будут приняты меры к тому, чтобы транслировать по телевидению только заключительные 15 - 20 минут футбольных состязаний. Спортивные состязания, представляющие большой общественный интерес, будут передаваться полностью, если эти передачи не повлияют на сборы стадионов. Тов.Постников выразил согласие с таким решением вопроса".

В старой Москве с преобладанием деревянных построек случались частые пожары. Пламя быстро охватывало близлежащие дома. Неповоротливые пожарные службы (брандмейстеры) поспевали с опозданием. Император всея Руси Павел Первый, решив раз и навсегда покончить с бедствием, издал указ, предписывавший брандмейстерам являться на место пожара за три часа... до его начала. Современники императора и историки, зная об интеллекте и чудачествах автора указа, относились к нему снисходительно.

Документы, подписанные высокого ранга физкультурным начальником и партийным идеологом, очень уж по сути напоминают павловский. Как и когда собирались они определить сбор от матча, позволяющий транслировать игру полностью, если учесть, что телепрограммы планировались как минимум за неделю?

Я уже не говорю о неуважении к болельщикам. Им позволили обглодать косточку: увидеть последние 15-20 минут игры. Глупая, несуразная идея, по имеющимся у меня сведениям, несмотря на принципиальное согласие главного телерадионачальника реализована не была.

НА ФУТБОЛ, КАК НА ЯРМАРКУ

Работа над искусственным повышением интереса к футболу шла многоплановая. В 58-м умные головы предложили зазывать людей на стадион (как на торговую ярмарку), соблазняя гостинцами. 8 июня "Московская правда" пригласила в Лужники на международную встречу московского "Динамо" с уругвайским "Насьоналем", пообещав ценные призы. В броском, набранном крупными буквами объявлении сказано:

"ВПЕРВЫЕ ЛОТЕРЕЯ НА ФУТБОЛЕ.

По билету, приобретенному на матч, вы имеете возможность выиграть мотороллер, велосипед, фотоаппарат, часы и другие ценные вещи, которые будут разыграны и вручены по окончании футбольной игры.

Условия лотереи объявляются на месте".

На встрече "Спартака" с "Торпедо" помимо призов обещали в перерыве яркое зрелище - мотогонки на гаревой дорожке. К игре "Торпедо" с тбилисцами добавили аккордеон, телевизор и холодильник. Чуть позже в ход пошли пианино (острый дефицит в эпоху социализма) и даже автомобиль "Москвич".

Парадокс. Лотереи, поносимые в советской стране как "отрыжка дикого Запада", разыгрывали только в Лужниках, на стадионе, носившем имя создателя советского государства.

Билет на футбол (стоимость - 5, 8, 10 рублей, с 1961 года, соответственно, 50, 80 копеек и рубль) становился одновременно лотерейным. После матча разыгрывали двадцать призов - по пять на трибуну. Очередность трибун и наименование подарков для каждой определялись жребием. Сначала объявляли приз, затем ряд и место. Счастливчик мог тут же, сойдя с места, выйти на поле и получить его. Большей части разочарованных зрителей "показывали на дверь", после чего переходили к другой трибуне. И так далее. Зримая польза от мероприятия - поэтапная разгрузка стадиона, что позволяло избежать страшной, грозящей человеческими жертвами давки после кассовых матчей.

Кассовые - они и без подарков заполнялись болельщиками, любящими футбол. К примеру, упомянутую здесь игру "Спартака" с "Торпедо" посетило 65 тысяч зрителей. А на матч первого круга этих же соперников (на нее калачиком не заманивали) собралось 105 тысяч человек. Все потому, что "Торпедо", оставшись без Стрельцова, сползло с лидерских позиций в середину таблицы и зрительский интерес к нему снизился. На игру автозаводцев с "Локомотивом" в Лужниках, где разыгрывалась лотерея, явилось всего 25 тысяч человек. А на "Динамо" (там такими глупостями не занимались) встречи "Спартак" - "Шахтер" и "Динамо" - ЦСК МО собрали полную чашу.

Не ради мотороллера или аккордеона ходили люди на футбол. Им зрелище подавай.

Не тем руководители занимались. Посещаемость зависела от множества факторов: турнирного положения команды, уровня ее игры, места встречи... Об этом подробнее.

В 50-е годы по 10-11 матчей ранней весной проводилось на нейтральных полях. Процент от 132 турнирных встреч немалый. В Ленинграде "Зенит" на Кировском, особенно в начале сезона, и по сто тысяч собирал. На двух его весенних играх в Одессе и Киеве с "Торпедо" и "Локомотивом" - в четыре раза меньше. В денежном исчислении потери существенные.

Минский "Спартак" по этой причине недобрал в 57-м зрителей и денег. Потому и обратилось по окончании чемпионата руководство команды к физкультначальству с просьбой не переносить календарные матчи за пределы Минска: "В связи с ранним началом сезона некоторые игры проводились на нейтральных полях, что отразилось на финансовом положении команды" (ГАРФ. Фонд 7576, опись 13, дело 75). С аналогичными просьбами обращались в комитет и другие коллективы.

Вот с чего начальникам начинать надо бы, а не прожекты множить, достойные наследия Павла Первого.

ИХ 40 ТЫСЯЧ НЕ УСТРАИВАЛО?

Завершая тему, поправлю товарища Постникова. Посещаемость на наших стадионах при одинаковом примерно количестве телетрансляций колебалась. В среднем на каждый матч чемпионата приходило в 1955 году по 33 700 человек, в 56-м - 40 000, в 57-м - 32 600, в 58-м - 38 400. Подсчитал лично по протокольным данным и газетным отчетам. Ненасытных чиновников 40 тысяч не устраивало?

Выходит, телепоказ футбольных матчей, во всяком случае во второй половине 50-х, на посещаемость не влиял. Куда большее воздействие на кассовые сборы оказывал... "Спартак". Наличие звезд, зрелищная, атакующая, результативная игра спартаковцев привлекали зрителей и без дополнительных стимулов. Даю расклад посещаемости игр "Спартака" (в скобках - занятые места): 1955 - 45 727 (2), 1956 - 53 409 (1), 1957 - 47 090 (3), 1958 - 66 509 (1).

В "золотые" годы кривая ("Спартака" и чемпионата в целом) резко шла вверх. Числа были бы внушительнее, будь стадионы Киева, Тбилиси, Кишинева, Минска, Куйбышева, Сталино вместительнее.

Напоследок выполню гражданский долг: представлю победителей еще трех турниров. Перечисляю их по мере поступления - в хронологическом порядке.

19-й РАЙСОВЕТ СТОЛИЦЫ

В 20-х числах октября состоялся финал Кубка для команд коллектива физкультуры. В решающем поединке на московском стадионе "Динамо" встретились "Труд" из подмосковного Раменского и команда 19-го райсовета столицы - "Динамо" (Москва). 120-минутная встреча с дополнительным временем победителя не выявила - 2:2. На следующий день хозяева разобрали "трудяг" на запчасти - 5:1. Победители тут же, не отходя от кассы, получили сразу два кубка: один - для низовых коллективов, второй - учрежденный комсомолом в честь 40-летия этой организации. Чуть позже каждому участнику победного финала присвоили звание "Мастер спорта СССР".

ВЕТЕРАНЫ МОСКВЫ

В эти же дни соревновались ветераны четырех городов - Москвы, Ленинграда, Киева и Тбилиси. В полуфинале советская столица разгромила дореволюционную - 6:3, грузинская - украинскую (4:0). В матче за третье место ленинградцы обыграли киевлян (5:2), в финале - москвичи тбилисцев (2:0).

Игры проходили в Лужниках при большом стечении народа. Было на кого посмотреть. За Москву играли "тигр" Алексей Хомич, "железный" Иван Кочетков, великий комбинатор Константин Бесков, бесподобный Василий Трофимов, мощные, пробивные Сергей Соловьев и Владимир Савдунин. В составе Ленинграда - вратарь Леонид Иванов (тоже из семейства "кошачьих"), король дриблинга, чародей, импровизатор Петр Дементьев. В киевской "рамке" стоял "вратарь республики" Антон Идзковский, в атаке действовал лучший, пожалуй, футболист Украины 30-х Константин Щегоцкий. Тбилисцы выставили "молодежный" состав. В их рядах - недавние участники союзных чемпионатов Михаил Пираев, Ниязи Дзяпшпа, Георгий Антадзе, Виктор Панюков…

Встречи проходили в дружеской обстановке. Южане перед каждой игрой преподносили соперникам памятные юбилейные значки по случаю отмечавшегося в октябре 1500-летия основания грузинской столицы.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В МИРНОМ ТБИЛИСИ

Через месяц там же, в Тбилиси, состоялся заключительный этап соревнований в классе "Б". Победители шести зон (по забавному стечению обстоятельств, представители армии и флота) - пять команд военных округов Ростова, Свердловска, Одессы, Львова, Хабаровска и моряки Черноморского флота из Севастополя - провели однокруговой турнир. Конкурс - шесть "абитуриентов" на одно место в высшее футбольное заведение страны.

Все решилось в последний день во встрече Свердловска с Ростовом. Дончанам, опережавшим конкурентов на очко, достаточно ничьей. За три минуты до конца они стояли на проигрыш - 0:1. Выручил вышедший на замену в середине второго тайма Владимир Швец. На 87-й минуте он отменным ударом завершил затеянную на правом фланге комбинацию - 1:1. Ростовский СКВО - в классе "А".

Перед новым годом читатели спортивного издания определили десятку лучших советских спортсменов 1958 года. Место нашлось и футболисту - левому краю "Спартака" и сборной СССР, самому меткому "стрелку" чемпионата Анатолию Ильину.

А вот список 33 лучших футболистов представить вам не могу. Доподлинно мне известно - готовили его и даже собирались обнародовать, что делали не каждый год. Раздосадованные шокирующим проигрышем сборной в Лондоне, начальники раздумали, посчитали, что виновники поражения (именно им предназначались первые позиции в списке) называться сильнейшими игроками Советского Союза недостойны.

За сим позвольте откланяться. До встречи в новом, 1959 году.