Газета Спорт-Экспресс № 3 (5473) от 12 января 2011 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

12 января 2011

12 января 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

Обладателем "Золотого мяча ФИФА"-2010, как уже сообщал "СЭ", поздним вечером в понедельник стал аргентинец Лионель Месси. Подробности церемонии вручения футбольных "оскаров", состоявшейся в Цюрихе, - в репортаже нашего спецкора.

КАК АРХИЕПИСКОП СПАС БЛАТТЕРА

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

из Цюриха

Стягиваться к стеклянной глыбе стоящего на берегу Цюрихского озера "Конгрессхауса" высокие гости стали еще до наступления темноты. Красная ковровая дорожка у парадного входа, слепящие юпитеры, вспышки фотокамер, черные смокинги и элегантные вечерние платья: какой тут футбол - настоящее светское мероприятие! Лица мужчин и женщин разных возрастов убедительно доказывали, что жизнь - явление исключительно эстетическое. Здесь царили неторопливое счастье, сытое благодушие и, конечно же, чисто аристократическое самолюбование.

Когда ваш спецкор - как лицо, аккредитованное на церемонии, - быстро шел по мягкому ковру мимо стоявшей за ограждением восторженной толпы, которая пыталась угадать во мне футболиста или иную знаменитость, то поневоле удивлялся тому, откуда в Швейцарии столько подростков с атрибутикой "Барселоны". А еще поражался способностям звезд сохранять самообладание и улыбку на устах при таком массовом помешательстве.

Другие атрибуты dolce vita в виде дорогих машин, суровых секьюрити и ждавших в фойе улыбчивых официанток с подносами тоже были на месте. Любит ФИФА себя и своих гостей!

* * *

Активное участие в гала-вечере ФИФА принял лауреат Нобелевской премии мира 1984 года темнокожий архиепископ Десмонд Туту. Его высокопреосвященство стал одной из главных звезд вечера, моментально покорив своим красноречием всех гостей.

На торжественном ужине активный борец с апартеидом, однако, не задержался, сославшись на усталость. До автомобиля его взялся проводить лично президент ФИФА Зепп Блаттер.

Надо сказать, что до поздней ночи у выхода дежурило человек двести болельщиков и охотников за автографами, так что любого известного человека встречали овацией. Но тут произошло нечто странное. Едва показалась лысина Блаттера, как в толпе раздался оглушительный свист и неодобрительный гул: "У-у-у!" Однако тут же кто-то крикнул: "Смотрите! С ним Пеле!" - и улюлюканье сменилось восторженным ревом.

Растроганный подобным приемом архиепископ одарил собравшихся белозубой улыбкой, помахал рукой и сел в машину. "А вы уверены, что это Пеле?" - раздался мальчишеский голос. Пока разобрались что к чему, автомобиль уехал, а Блаттер подобру-поздорову ретировался на банкет.

* * *

Понятно теперь, почему Блаттера постоянно сопровождают два телохранителя. Один - двойник актера Венсана Касселя, второй - Винни Джонса. Доберман и Костолом! Что это за люди, я понял не сразу.

Поначалу показалось, что на вечер и впрямь пожаловали звезды кино, что вполне соответствовало статусу мероприятия. Смутило разве что отсутствие улыбок и наличие навороченных, но компактных наушников. Да и карманы пиджаков как-то странно топорщились. Несмотря на внушительные габариты, ничего общего с мордоворотами из фильмов про бандитов у них не было, скорее они походили на высокопоставленных офицеров одной из мировых спецслужб, находящихся на спецзадании. Тронутые легкой сединой аккуратные стрижки лишь добавляли колорита.

- Знаешь, кто это? - подмигнул мне коллега из World Soccer, указывая на одного из охранников.

- Винни Джонс?

- Нет, - засмеялся англичанин, оценив юмор, - это личные телохранители Блаттера. Видишь, они стоят прямо за его столиком, но ничего не пьют и не едят. Так-то!

Не есть и не пить телохранителям оставалось еще два часа…

* * *

Сразу после объявления результатов в смешанной зоне "Конгрессхауса" было не протолкнуться. Интервью раздавали все - звезды прошлого, чиновники ФИФА, сами журналисты, чьи-то жены и, конечно же, футболисты. Назвать атмосферу рабочей язык не поворачивается - у каждого второго в руке был бокал с чем-нибудь крепким, и это скорее походило на светскую беседу, чем на серьезный анализ. Поэтому и слова главных виновников торжества получились вежливыми и, если хотите, политкорректными.

Лучший футболист года был и сам немного удивлен результатом, а поэтому, как показалось, чувствовал себя немного виноватым, поэтому много говорил о партнерах и совсем мало о себе.

- Не ожидал, что получу награду, - сказал Месси. - Думал, что борьба развернется между Хави и Иньестой. Что ж, я счастлив, но без моих партнеров никогда не добился бы того, чего добился. Победу посвящаю "Барселоне" и всей Аргентине.

Хави, чья победа вызвала бы меньше споров, наоборот, ничуть не выглядел расстроенным.

- Любой результат был бы сюрпризом. Хочу поздравить Месси и болельщиков "Барселоны". У нас великая команда. Что касается меня, то посмотрим, что будет в следующем году. Я намерен как следует поработать и выиграть много трофеев. Пока же главное, что "Золотой мяч ФИФА" остается в Каталонии.

В похожем ключе высказался и Иньеста:

- Разочарован ли я? Ни капли. Рад, что мы втроем приехали сюда, и хочу от всей души поздравить Лионеля.

Даже Жозе Моуринью, известный своим нетривиальным взглядом на вещи, не стал ставить под сомнение справедливость результата.

- "Золотой мяч" в хороших руках, - отметил португалец, признанный лучшим тренером года. - Конечно, мне жаль, что без приза остались Касильяс, Снайдер, Иньеста и, конечно же, Хави, который, на мой взгляд, заслужил награду больше остальных, но ничего не поделаешь. Выбор сделан, и надо поздравить Месси.

Самым же печальным на этом празднике футбольной жизни выглядел Висенте Дель Боске, золотая сборная которого осталась без призов.

- Увы, нашим ничего не досталось, - вздохнул усатый дедушка. - Но я понимаю, сделать выбор было сложно.

Впрочем, возможно дело в меланхолическом складе характера Дель Боске.

* * *

Месси набрал 22,65 процента голосов. На втором месте оказался Иньеста с 17,36 процента, а Хави получил 16,48.

Отметим, что в прошлом году в голосовании France Football Месси получил аж 98,54 процента голосов, перекрыв историческое достижение Мишеля Платини 1984 года - 98,46.

Что касается Моуринью, то он обошел Дель Боске совсем на чуть-чуть. У португальца 35,92 процента, тогда как испанца поддержали 33,08 процента голосовавших. У Гвардьолы - 8,45.

* * *

Несмотря на приклеенные улыбки, было понятно, что большинство гостей выбор жюри не оценило. Самая популярная фраза, звучавшая в коридорах "Конгрессхауса": easy choice - "легкий выбор". Особенно негодовали испанские журналисты, бойко передававшие заметки на родину. И действительно, стоило с утра открыть страницы газет Marca или AS, как тут же ты погружался в океан разочарования и обиды.

"Испания подавлена, - написала AS. - Мы гадали, кто же - Иньеста или Хави - больше достоин "Золотого мяча", а его получил Месси, который не выиграл в минувшем году ни одного серьезного трофея на международной арене".

"Интересно, помнили ли члены жюри про 0:4 Аргентины от Германии в четвертьфинале чемпионата мира? - вторила коллегам Marca. - Тот факт, что сборная Испании - самая сильная в мире, никого не волнует. Испанцы вновь остались без наград. Остается вспомнить 1960 год, когда "Золотой мяч" достался Луису Суаресу".

* * *

Реакцию испанцев понять можно. Разумеется, им обидно, что представители их победоносной сборной уехали из Цюриха без призов, так что гневные тирады в прессе обоснованны. Если бы Россия выиграла чемпионат мира, а ее главный тренер и два лидера остались без призов ФИФА, у нас бы и вовсе заговорили о мировой закулисе и ее заговоре.

Сейчас разговоры о несправедливости решения вяло, но все-таки поползли по всему миру. Уместны ли они? В состав жюри (больше 600 человек) входили не только журналисты, но и главные тренеры и капитаны национальных сборных, то есть те, кто живет футболом и видит его изнутри. Их мнение и было определяющим. Говоря о "нечестности", мы, получается, ставим под сомнение профессиональность профессионалов, в том числе Андрея Аршавина с Диком Адвокатом. Они, напомню, выбрали именно Месси (Адвокат назвал вторым и третьим соответственно Снайдера и Швайнштайгера, а Аршавин - Криштиану Роналду и Хави. - Прим. "СЭ").

Почему Месси? Потому что он лучший, объяснил голландский тренер сборной России. И разве это не так?