Газета Спорт-Экспресс № 165 (5338) от 27 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

27 июля 2010

27 июля 2010 | Футбол

ФУТБОЛ

Вчера гостем "СЭ" был почетный член ФИФА и УЕФА, почетный президент РФС. Одной из главных тем беседы стала заявка России на проведение чемпионата мира-2018.

Вячеслав КОЛОСКОВ: "БЕЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ НАМ НИКУДА"

- Как долго вы были в ЮАР?

- 35 дней. Посмотрел многие города: Кейптаун, Дурбан, Йоханнесбург и другие, получил массу впечатлений.

- Что больше всего понравилось?

- Кейптаун. История, архитектура, природа, океан рядом. Очень красивый, симпатичный город. Еще понравился Порт-Элизабет. Нарядный, беленький городок с шикарными набережными. По длине почти три Копакабаны. Правда, нет такого количества футболистов, как в Бразилии, но футбольные ворота повсюду стоят и кое-кто мячик гоняет. Да везде собственный колорит: каждый город по-своему хорош. Только Претория не очень понравилась. Не производит впечатления столицы: мусора многовато.

- А что скажете про Йоханнесбург?

- В нем провел больше времени, чем в других городах. Все-таки в Йоханнесбурге были задействованы два стадиона, да и встреч там состоялось у меня немало. Было видно, как стараются организаторы. Больше всего вопросов, конечно, вызывала безопасность. Сам наблюдал, как на одном из перекрестков стояло пять-шесть местных жителей с поднятыми руками, а двое полицейских проводили тщательный досмотр. В общем, ЮАР запомню надолго. Главное, остались только приятные воспоминания.

- Что-то для себя почерпнули?

- Конечно. Сделал определенные выводы, которыми поделился и с Виталием Мутко, и с общественностью.

- Выходит, те, кто предрекал ЧМ в Южной Африке провал, оказались не правы?

- Несогласованность наблюдалась только в первый день. Мы, в частности, еле-еле попали на матч открытия. Куда-то пропало сопровождение, и наш автобус ехал два с половиной часа, другие - еще дольше. Пропустили церемонию открытия и успели лишь к стартовому свистку. Обратно было еще хуже. Пришел только один автобус, и его начали брать штурмом, в том числе члены исполкома. Потом было объявлено: никто, кроме них, в автобус не сядет, и в знак протеста некоторые, например, Беккенбауэр, вышли. В общем, форменный бардак. Но на следующий день все изменилось. Никаких автобусов, каждому члену исполкома и гостю дали по машине, так что транспортная проблема была решена. Среагировали организаторы быстро.

ЧЛЕНЫ ИСПОЛКОМА ЗАЯВОЧНЫХ КНИГ НЕ ЧИТАЮТ

- Помимо всего прочего вы представляли в ЮАР заявку Россия-2018, так?

- Официально - нет. Другое дело, что все понимали, с какой еще целью я приехал в ЮАР. Нужно было с каждым встретиться, прощупать почву, узнать, кто что думает. Де-юре моя роль ничтожна - советник заявочного комитета без прав и полномочий. Но многих членов исполкома я знаю не один десяток лет, так что проинформировать их о преимуществах российской заявки мог. Что и сделал.

- С кем встретились?

- Со всеми 24 членами исполкома. Какие-то встречи провели совместно с Мутко, какие-то - с Сорокиным, но большую часть времени я работал в одиночестве. Хотя работой это назвать сложно. Скорее, беседы в приятной обстановке. Сразу скажу: заявочных книг никто в исполкоме не читает. Кому придет в голову изучать талмуды в тысячу страниц, подготовленные каждым из кандидатов? Да, полистают, да, изучат основные моменты, посмотрят картинки. Оценочная комиссия, которая сейчас приедет в Россию, тоже успеет ознакомиться с тремя-четырьмя городами, вот и все. Соответственно, общего впечатления у членов исполкома быть не может. Моей задачей было рассказать, что такое Самара, Краснодар, Ярославль, расписать преимущества этих городов, объяснить, что мы получим, если выиграем. В любом случае решение будет принято политическое. Стадионы, гостиницы - это все на втором плане. Главное для ФИФА - политическая стабильность в стране, ее экономический потенциал. У нас нет проблем ни с Олимпиадой в Сочи, ни с Универсиадой в Казани, и это будет учтено. В общем, со всеми я переговорил, настроения изучил. Скажу так: шансы у нас очень хорошие. Нужно продолжить такую же активную работу осенью. Надо держать марку на всех уровнях: политическом, экономическом, дипломатическом.

БЕЗ ЧМ ИНФРАСТРУКТУРУ НЕ СОЗДАТЬ

- Вы говорите про политическое решение и стабильность. Но есть же еще коммерческий интерес.

- Он везде примерно одинаков, поскольку основную часть доходов обеспечивает продажа телевизионных и коммерческих прав. Со спонсорами заключены долгосрочные контракты, с некоторыми компаниями ФИФА сотрудничает уже лет двадцать, а стоимость телеправ все выше. Так что в финансовом плане ФИФА при любом выборе ничего не потеряет. Опасения насчет Южной Африки абсолютно не оправдались. Были и колоссальный интерес со стороны СМИ, и приятно поразившие полные стадионы. Я посетил пять арен: везде народа было под завязку. Свободных мест от силы три-четыре тысячи. Показатели посещаемости очень хорошие.

Хотя решение отдать чемпионат мира Южной Африке было сугубо политическим. Выбор Бразилии хозяйкой ЧМ-2014 тоже чистой воды политика, вновь сопряженная со значительным риском. Экономика страны развивается, но инфраструктуру надо создавать почти с нуля. В Бразилии нет ни одного современного стадиона. ФИФА была даже вынуждена создать специальный отдел, чтобы на месте корректировать и координировать усилия по эффективному использованию средств. Если ФИФА примет решение в пользу России, то и оно будет носить политический характер: в развитии инфраструктуры мы проигрываем как Англии, так и Испании с Португалией. Но у нас есть свои козыри.

- А зачем нам вообще чемпионат мира? Чем он выгоден России, если не считать автоматического предоставления сборной места участника?

- Будет создана современная инфраструктура.

- Без чемпионата мира ее не создать?

- Нет, конечно. Кто предоставит деньги непонятно на что? У нас в стране олигархи очень любят добровольно делиться средствами. В беседе с вице-президентом ФИФА Джеффри Томпсоном я заметил: по данным Forbes, в России шестьдесят долларовых миллиардеров. Если они добровольно внесут по сто миллионов в фонд подготовки чемпионата мира, наберется 6 миллиардов, и уже не надо никаких средств из бюджета и решений Думы - ничего. Томпсон расхохотался и говорит: "В Англии это невозможно". У нас же такие вот миллиардеры. Люди, прекрасно понимающие задачу. В Сочи примерно 70 процентов вложений в Олимпиаду - не бюджетные средства. Посему у меня чиста совесть, как и у других людей, имеющих отношение к российской заявке.

Вот опасения критиков, что построенные стадионы вместимостью по 40 - 50 тысяч будут впоследствии пустовать, имеют под собой основания. Но ведь мы говорим о будущем, о том, что футбол должен в России развиваться, и для этого есть предпосылки. А у нас некоторые стадионы построены еще до войны. Сейчас реконструируется стадион "Динамо" в Москве, строится "Газпром-Арена" в Петербурге, обязательно появятся новые стадионы в Сочи и в Казани. Так что в этом отношении остается сделать не так уж и много.

Но чемпионат мира - не только стадионы. Какие у нас аэропорты?! В любой из них стыдно войти, включая "Шереметьево", "Домодедово". Вылетал недавно из "Внукова", так 30 минут не мог подъехать к терминалу, потому что там образовалась пробка из машин, которые высаживали пассажиров. И только одна полоса для проезда. Такого нигде нет. В той же Южной Африке чувствуешь себя белым человеком. В Йоханнесбурге в зале для вылета больше ста стоек для оформления пассажиров. А секьюрити? У нас разуют-разденут, то сними, это.. В "Шеремьтьеве" на контроль запускали группами по пять человек. Там же выкладываешь мобильный телефон, мелочь - и все. Чемпионат мира призван помочь стране создать современную, не унижающую людей инфраструктуру, обучить персонал. Везде же клиентам улыбаются, относятся к ним с большим уважением.

- Неужели без чемпионата мира всего этого добиться нельзя?

- Можно. Но мы в России как привыкли? Нужен какой-то мощный толчок, соответствующее политическое решение. Если не будет чрезывычайной ситуации, ничего не сделаем.

Окончание - стр. 3