Газета Спорт-Экспресс № 164 (5337) от 26 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

26 июля 2010

26 июля 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 11-й этап. ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ

Вчерашняя гонка завершилась дублем "Феррари": Фернандо Алонсо - Фелипе Масса. Виталий Петров, стартовав 13-м, во второй раз в своей карьере финишировал в очковой зоне.

СЧАСТЛИВАЯ ЧЕРТОВА ДЮЖИНА

Ефим ШАИНСКИЙ

из Хоккенхайма

НА 80 ПРОЦЕНТОВ

Я видел настоящего болельщика! Рыжий, белоснежная кожа в роскошных розовых веснушках, пивной животик. Последнее понятно: под столом у палатки ящик с банками, обещающими при вскрытии выдать пенистую струю. Но это пустяк. Главное другое: на столе был магнитофон, из динамиков которого вырывались рычание, визг, грохот, вой, записанные прямо у трассы "Формулы-1"! Человеку мало той гоночной какофонии в Хоккенхайме, что оглушает за версту. Нужно добавить нюансов, как говорит моя жена-музыкант. Впрочем, положа руку на сердце, бомонд в палаточном городке у трассы все-таки не тот, что в былые годы. Однако же типы встречаются прелюбопытнейшие. И многие из них расположились, можно сказать, со всеми удобствами. Одна финская компания, например, соорудила у автодрома сауну. Неподалеку немецкая семья надула здоровенный бассейн и залила его водой. Явно погорячилась! После нестерпимого зноя последних недель (температура в тени прыгала до сорока!) резко похолодало. Ко всему еще в пятницу зарядил дождь, остудивший воздух почти до осенних 15 градусов. Правда, субботнюю квалификацию прогревало уже теплое солнышко. Что, между прочим, порадовало далеко не всех гонщиков. В их числе и Михаэля Шумахера, выбравшегося в итоге лишь на одиннадцатую стартовую позицию. Он хотя и бил себя в грудь, что выжал из машины все возможное, однако глаза у него были потухшими. Явно не забыл, как некогда рвал всех под дождем. Да и жителю Выборга Виталию Петрову сырость в удовольствие - неспроста же в первой свободной тренировке под дождем показал пятый результат. Правда, не торжествовал, резонно замечая, что главное - квалификация.

А она началась довольно "весело" - после выхода из последнего поворота Витантонио Лиуцци из "Форс Индии" поскользнулся в притаившейся луже и врезался в заграждение. Машину разбил вдребезги, но сам, к счастью, не пострадал - уходя с полотна, рукой лишь чуть держался за спину.

Трибуны, конечно же, больше всего болели за Себастьяна Феттеля из "Ред Булла", который постоянно прозрачно намекал, что гонки в нынешние выходные - главные в его жизни. Обладатель самой быстрой нынче машины в "Формуле-1" спал и видел взять в Хоккенхайме главный приз. Тем более что последним немцем, торжествовавшим на домашней трассе, был его кумир Шумахер, который откупорил там шампанское аж в 2006-м.

В субботу Феттель подтвердил статус фаворита, но обошел Фернандо Алонсо из "Ферарри" только на "микрон" - 0,002 секунды! За последним кругом испанца в квалификации Себастьян смотрел, молясь в болиде...

"Ред Булл" в очередной раз в сезоне взял "поул", однако о спокойствии эта конюшня могла только мечтать: за Алонсо на третьей позиции расположился его партнер по "Ферарри" Фелипе Масса.

Виталий Петров пятничный успех, увы, не закрепил - вновь не пробился в третий сегмент. Понятно, после квалификации был явно не в духе.

- Какое тут может быть настроение! - сокрушался Виталий в беседе с вашим корреспондентом. - Знаешь, что можешь, но не получилось. Бывает, трезво понимаешь: ты не в состоянии, и настроение при этом нормальное. Но когда не оказываешься там, где вполне м ожно было "приземлиться"... В квалификации была хорошая возможность попасть в десятку. Проиграл-то совсем немного - из-за небольших помарок. Все было в принципе отлично до 16-го поворота, в который не смог быстро заехать - там и потерял три десятые. Очень много для "Формулы-1"! Так расстроился, что хотел еще раз пройти по трассе. Надо будет обязательно проанализировать с инженерами, в чем проблема.

- На ваш взгляд, почему все-таки промашка вышла?

- На каждой трассе есть кочки, поребрики. Ко всему еще 16-й поворот сложный - мне там очень непросто было справляться с машиной. Возможно, после утренней свободной тренировки мы что-то в болиде перенастроили. Надо все проанализировать и сделать вывод.

- Буйе недавно сказал: если Петров на круге будет отставать от Кубицы на 0,3 - 0,4 секунды, то это нормально, и его такая ситуация на данном этапе устраивает. В квалификации вы уступили Кубице где-то 0,47. Что думаете по этому поводу?

- Не обращаю на это внимания. Еду и еду, показываю, что могу.

- Авария Лиуцци на вас не повлияла?

- Нет. Он сам допустил ошибку - знал, что поребрик мокроватый, но зацепил его. Вот и развернуло.

- Вы снова остановились на втором сегменте. В чем дело?

- Просто все едут тут быстрее, я тоже, но не всегда получается все сложить в единое целое, что необходимо для хорошего результата. В квалификации Хоккенхайма тоже не вышло. Если бы не 16-й поворот, легко попал бы в десятку.

- То, что Шумахер тоже не пробился в третий сегмент, в какой-то степени утешает?

- Видите, сам семикратный чемпион мира не смог. Так что не заставляйте меня всегда быть в десятке.

- На сколько процентов своих возможностей проехали квалификацию?

- Где-то на 80. Еще 20, и был бы в десятке.

- Между прочим, я за вас переволновался и в первом сегменте: в течение какого-то времени висели шестнадцатым и при определенном стечении обстоятельств, казалось, могли не пробиться и во вторую стадию. Правда, потом сделали быстрый круг и сняли вопросы.

- Все было по плану. Ждал, чтобы трасса стала "чище". Каждая проезжающая машина ее "чистит" - резина остается на полотне, и сцепление с дорогой получается лучше, а значит, едешь быстрее.

РОКИРОВКА ПО КОМАНДЕ

Чтобы не угодить в грандиозную пробку (поверьте, ее масштабы превосходят даже московские), которая в день гонки в Хоккенхайме так же неизбежна, как восход и заход солнца, я прибыл к автодрому чуть ли не на зорьке. Бросил вещи в пресс-центре, поговорил с коллегами, просмотрел информационные листки, отправил в редакцию первую часть репортажа и вышел глотнуть местного воздуха - благо он еще не был "настоен" на выхлопных газах болидов. И надо же, наткнулся на... Виталия Петрова, которому просто не мог не задать парочку вопросов.

- У вас 13-я стартовая позиция. Вы не суеверны?

- У брата день рождения 13-го числа. У меня в день чертовой дюжины в гонках бывало немало несчастий - не только до финиша не доезжал, но и в аварии попадал. Как-то стартовал 13-го числа с 13-й позиции. Однажды летал в пятницу 13-го на 13-м месте, и все нормально. Хотя было очень страшно. Но пытаюсь обо всем этом не думать. А прогнозировать гонку всегда тяжело, практически невозможно. Главное - сделать хороший старт, нормально пройти первый круг и там уже бороться дальше.

- У вас есть свой рецепт подготовки к гонке?

- Есть. Как у каждого спортсмена. Оставлю его при себе.

- Хорошо спали перед гонкой?

- Очень даже. Даже лучше, чем в обычные дни. Так почти всегда: настраиваюсь, что важно выспаться. Гонки, между прочим, не снятся.

- Талисман у вас есть?

- Только иконка в машине.

- Что будет сегодня самым сложным?

- Думаю, первый круг и сохранение резины. Неизвестно, как она себя поведет в течение всей гонки. За ней нужно следить всегда.

- Похоже, в дождь вам гонки удаются все-таки лучше. Наверное, вы не в восторге, что синоптики обещают хорошую погоду?

- Считаю, что важнее научиться быстро ездить по сухому полотну, чем по мокрому.

- Какой результат посчитали бы для себя в Хоккенхайме хорошим?

- Финиш в очковой зоне.

- С 13-й позиции это реально?

- В этой жизни все реально. В Сильвестроуне стартовал 15-м, а мог приехать в десятке.

... Днем в хоккенхаймовском паддоке, как обычно на гонке, собрался пестрый звездный народ: боксеры Владимир Кличко и Артур Абрахам, горнолыжница Мария Реш, экс-пловчиха и просто красавица Франциска ван Альмсик, а также очень много бывших гонщиков-чемпионов. Последние, как правило, работали для телевидения и нередко расхаживали с микрофонами. Среди них и легендарный Ники Лауда, давно уже комментирующий "Формулу-1" для RTL. При первой же возможности я спросил его о Петрове.

- Очень талантливый молодой гонщик, лучший из новичков, - с серьезным лицом печатал слова заслуженный ветеран. - Правда, Виталию явно не хватает опыта. Если его наберет, может добиться многого.

Потом Лауда с удовольствием рассказал о своих частых деловых поездках в Москву, о друзьях в России. Впрочем, углубляться в бурную и интересную жизнь Лауды сейчас не буду - сосредоточимся все-таки на гонке.

Перед представлением пилотов их собрали на пятачке неподалеку от трассы. Дисциплинированный Петров явился одним из первых. А "дед" Шумахер - чуть ли не последним. Но зато сразу направился к россиянину, который при появлении столь высокого "гостя" расплылся в широкой улыбке. Потом Виталий с Михаэлем о чем-то оживленно обменивались мнениями. Уже после финиша Петров мне признался: болтали или, как он высказался, "прикалывались" по поводу футбольного матча гонщиков "Формулы-1" в среду.

А вскоре пошли приколы на трассе. Кое-кто считает, что гонка получилась скучной. Я бы не согласился. Какой, например, был бурный старт, в ходе которого обе "Ферарри" оттеснили с первой позиции местного героя Феттеля. Забегая вперед, скажу: "Ред Булл" вновь показал, что в квалификации эта команда сильнее, чем в гонке.

А как виртуозно Алонсо с Массой держали немца на поводке в течение всех 67 кругов! Феттель, как говорила героиня незабвенной Нонны Мордюковой, конечно, "хороший парень, но не орел". Немцы нынче готовы ему прочить лавры Шумахера, но пока до Михаэля в его орлиные годы Себастьяну еще летать и летать. Если вообще долетит. Не усвоил вот уроки Сильверстоуна, где его и тогда после "поула" съели. Немецкие фаны Феттеля боготворят, но куда менее эмоциональный и более тертый народ - гонщики - реагирует на него спокойнее. За пару дней до старта, например, пилоты в специальном опросе назвали лучшим сегодняшним гонщиком не Феттеля, а Алонсо, который в Хоккенхайме как раз и отличился. У последнего слова два смысла - и оба в свете последних событий верные. Приехал на финиш первым, но... Как лихо прошел Массу на прямой незадолго до концовки - словно нож масло. Жаль только, что восхищаться и падать ниц мешает некая заковыка. Все дело в том, что Массе из "Ферарри" в нужный момент прозрачно намекнули, чтобы он пропустил вперед партнера, у которого в отличие от него есть еще шансы на чемпионское звание. Дисциплинированный Фелипе подчинился, и Фернандо торжествовал. Но как долго продлится его ликование? Вчера поздно вечером в пресс-центре "Хоккенхаймринга" объявили, что за сознательную рокировку на трассе "Феррари" оштрафована на 100 тысяч долларов. Ничего хорошего, конечно, но для Скудерии деньги не смертельные. Хуже другое: неприятности для "Ферарри" на этом не закончились - на днях Международная федерация автомобильного спорта специально будет рассматривать дело "Алонсо - Массы". Каким окажется вердикт - не ясно, но то, что сладко "шахматистам" не будет, это понятно.

И, конечно, нам не мог не запомниться Петров - прошел дистанцию солидно, твердой походкой, к тому же в очень хорошей компании - с Кубицей, Росбергом и товарищем по футбольным привязанностям Шумахером. Вторую половину гонки весь квартет "умещался" в интервале 4 - 6 секунд. Виталий хорош был на старте, когда передвинулся с 13-й на 12-ю позицию, уверенно "отталкивал" пытавшегося наехать сзади Кобаяси. И все это в солнечную, казалось, не "петровскую" погоду. Первые очки он взял под аккомпанемент дождя, и вот теперь впервые выдал их на-гора на сухой трассе. С почином!