Газета Спорт-Экспресс № 282 (5159) от 14 декабря 2009 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

15 декабря 2009

15 декабря 2009 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ

КУБОК МИРА

Ирина ХАЗОВА: "ПОБЕДА - ЭТО НЕЧТО УДИВИТЕЛЬНОЕ!"

Окончание. Начало - стр. 1

КАК НЕ "ПОГИБНУТЬ" НА ВТОРОМ КРУГЕ

- Показалось, что вы не очень хорошо начали субботнюю гонку, проигрывали на отметке 2 км лидеру более 8 секунд, но затем раскатились. Это соответствует действительности?

- Соответствует, с той лишь оговоркой, что относительно медленный старт был связан с указанием Виктора Смирнова (старшего тренера женской сборной России. - Прим. С.Б.). Он настоящий эксперт по трассе в Давосе, поэтому убедительно советовал мне поначалу не гнать. И как показала гонка, это был мудрый совет. В субботу многие летели на первой "пятерке" и "погибали" на втором круге. Горы, как-никак…

- Непредсказуемые в целом результаты гонки - это из-за гор?

- Мне кажется, да. У лыжников есть такая фраза - "по нему ударила высота". Так вот, я своими глазами видела, как эта самая высота "била" по многим по ходу гонки. Надо отдать должное нашим руководителям - они привезли команду в Давос задолго до начала соревнований, поэтому у нас было время пройти акклиматизацию. Та же Марит Бьорген, знаю, приехала в Швейцарию лишь за 6 дней до старта и, возможно, не успела полностью адаптироваться. Многие мои соперницы на втором круге сильно сдали, и я могу объяснить это только тем, что у них "закислились" ноги. "Фактор гор" еще никто не отменял.

- Как вы себя чувствовали по ходу дистанции, при том что показали феноменальную скорость? Неужели даже не "задохнулись" в концовке?

- Представьте себе, нет. Всю гонку дышала очень хорошо. Хотя и ноги затекли на втором круге, и усталость почувствовала - все как положено. Как ни странно, судьба гонки решалась не на подъемах, а на равнинном участке - от старта круга до двухкилометровой отсечки. Там очень многое зависело от того, как у кого работают лыжи. И должна с гордостью и признательностью сказать, что наши сервисмены в субботу поработали здорово!

- Известно, что есть спортсмены, сильно зависящие от работы лыж, и есть такие, которые могут переломить ход гонки даже тогда, когда скольжение не очень быстрое. Вы к какой группе себя отнесете?

- Пожалуй, ко второй. Понятное дело, всем хочется, чтобы лыжи скользили как можно быстрее, но я стараюсь не акцентировать на этом внимание и не делать трагедию из того, что смазчики не попадают в мазь.

ПОБАИВАЮСЬ СВОЕЙ НЫНЕШНЕЙ ФОРМЫ

Я долго не мог решить, стоит ли в этом интервью, взятом по столь праздничному поводу, обсуждать с Хазовой ее двухлетнюю дисквалификацию, случившуюся с Ириной в июле 2007 года. Тогда средства массовой информации рассказали о нелепой в общем-то истории, случившейся со спортсменкой, выступавшей еще под девичьей фамилией Артемова. По словам тренеров, перед началом одного из сборов Ирина нарушила режим на свадьбе у подруги и на следующий день по чьему-то совету приняла мочегонное средство, чтобы быстрее вывести алкоголь из организма. Причем с врачами и тренерами сборной Ирина из-за пикантности ситуации ничего не согласовала. Вскоре допинг-проба спортсменки показала наличие в организме фуросемида, который включен в запрещенный список WADA, так как с его помощью маскируют применение допинга.

Вчера я спросил Ирину, все ли из того, что было опубликовано летом 2007-го, является правдой. Последовавший ответ - "без комментариев" - в комментариях, извините за каламбур, не нуждается.

- Ирина, вынужденный двухлетний простой сейчас не сказывается на ваших выступлениях?

- Знаете, мне такой вопрос задали иностранные журналисты на пресс-конференции после победы. Что вам сказать… Нет худа без добра. Да, два года оказались вычеркнутыми из карьеры, но, с другой стороны, я отдохнула, в первую очередь морально. Вышла замуж, разобралась в себе.

- Последние допинговые скандалы в лыжных гонках и биатлоне вызвали большой резонанс в Европе. И отношение к россиянам, насколько мне известно, сейчас там довольно настороженное. Косых взглядов на себе не чувствуете?

- Чувствую. Хорошо, что вы сами об этом заговорили. Есть и косые взгляды, и отдельные высказывания вслед. Где-то я эту ситуацию понимаю - два года меня не было в спорте, а потом вышла и всех обыграла. Скажем так: я стараюсь себе этим голову не забивать и выпады пропускать мимо ушей.

- После того как вы сменили фамилию с Артемовой на Хазову, наверное, еще не все в курсе, что им противостоит четырехкратная чемпионка мира среди юниоров?

- Да все уже в курсе! Сама удивляюсь. Перед стартом гонки диктор по стадиону меня объявил как Хазову-Артемову. Я еще, помнится, подумала: "Откуда они знают?!"

- Когда в прошлом сезоне у российской сборной дела шли неважно - от нее требовали побед. Теперь, когда победы пришли, многие суеверно переспрашивают: не рано ли? Останутся ли силы на Ванкувер?

- Есть такое дело! Чисто интуитивно я немного побаиваюсь такой своей нынешней формы, хотя и понимаю, что у меня, а особенно у Николая Седова, достаточно опыта, чтобы избежать ошибок.

- К слову, место в Ванкувере вы себе уже заработали?

- Во всяком случае, норматив выполнила. Ведь принцип отбора у нас следующий: попадаешь в шестерку на этапе Кубка мира - попадаешь на Игры. В моем же активе есть серебро и золото. Надеюсь, этого достаточно, чтобы убедить тренеров отправить меня в Ванкувер.

- В такой неоднозначной для олимпийского года гонке, как "Тур де Ски", участие примете?

- Нет. Буквально перед вашим звонком беседовала с главным тренером нашей сборной Юрием Чарковским. Он предложил ничего не менять в нашей с Николаем Евгеньевичем (Седовым. - Прим. С.Б.) программе подготовки к Играм. Да и не хотела я этот "Тур де Ски" бежать, если честно. Вот выступлю в следующее воскресенье на этапе Кубка мира в Словении и начну спокойно готовиться к Олимпиаде.

Сергей БУТОВ