Газета Спорт-Экспресс № 276 (5153) от 7 декабря 2009 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

7 декабря 2009

7 декабря 2009 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

КУБОК МИРА

ТРУДНАЯ ДОРОГА НАВЕРХ

Сергей БУТОВ

из Чезаны

НИ ШАГУ НАЗАД

Чезанский старт имел большое значение для всех без исключения российских пилотов. В первую очередь для серебряного призера туринской Олимпиады Александра Зубкова, попавшего в довольно непростую ситуацию. Зубков неудачно выступил на первом этапе Кубка мира в Солт-Лейк-Сити в четверке, а на второй - в Лейк-Плэсиде - просто не вышел. "СЭ" уже писал о том, что перед началом сезона команда пересела с четверок конструкторского бюро Wimmer Carbontechnik на бобы производства братьев Зингер. По мнению пилота, именно новый "зингер" не позволил ему бороться в Солт-Лейк-Сити за высокие места. Перед турниром четверок в Лейк-Плэсиде было принято решение не выводить Зубкова на старт, а вместо этого, воспользовавшись недельным перерывом в календаре Кубка мира, отправиться зарабатывать зачетные очки на соревнование в рамках Кубка Европы в Кенигзее, то самое, перед началом которого произошел трагический инцидент с Ириной Скворцовой. Причем Зубков намеревался протестировать в Кенигзее в боевых условиях совершенно новую четверку: не "виммер" и не "зингер", а боб производства австрийского конструктора Йохана Вальнера. Однако турнир четверок в Кенигзее был отменен: на злополучную аварию с участием двух российских экипажей наложились другие проблемы с безопасностью спортсменов на трассе. В итоге в Кенигзее Зубкову не удалось получить баллов в зачет четверок, и он, лучший пилот мира по итогам прошлого сезона, отвалился за пределы первой десятки мирового рейтинга в четверках. Это означало, что в Чезане Зубков получит далекий, а значит, невыгодный стартовый номер. Таким образом, задача пилота и его экипажа до Нового года могла быть сформулирована так: вернуться обратно в первую десятку рейтинга, так как по большому счету лишь оттуда будет открыта дорога к медалям. Ни шагу назад!

К недобору очков добавились проблемы с разгоняющими - из-за травм распалась (будем надеяться, что временно) ведущая тройка в составе Дмитрия Труненкова, Романа Орешникова и Дмитрия Степушкина, с которой Зубков в прошлом году был почти непобедим. Орешников уже в третий раз за последнее время повредил икроножную мышцу и был отправлен на лечение обратно в Россию. Неожиданно почувствовал боль в ноге и Степушкин. По словам Дмитрия, он готовится к следующему этапу в немецком Винтерберге, но в Чезане помочь партнерам по команде не сумел.

Другим пилотам также было что терять и приобретать на бывшей олимпийской трассе. Дмитрию Абрамовичу, здорово проявившему себя в Солт-Лейк-Сити, где он впервые в карьере выиграл серебро, напротив, необходимо было закрепиться в первой десятке сильнейших. Обладатель Кубка мира-2007 Евгений Попов сейчас ведет нелегкую борьбу за попадание в Ванкувер, так как далеко не факт, что россияне будут представлены на Олимпийских играх сразу тремя экипажами, как в двойках, так и в четверках.

Конструктор Вальнер лично прибыл в Чезану, чтобы проконтролировать заезды Зубкова на своей четверке. Из разговора с австрийцем выяснилось, что он горит желанием сотрудничать со сборной России.

- Я не могу раскрыть детали производства своего боба - в них и заключается мое ноу-хау, - сказал спецкору "СЭ" Вальнер в субботу. - Скажу только, что основное отличие моей машины от машин других конструкторов заключается в посадке. Ради улучшения аэродинамики пилоты в моем бобе сидят достаточно низко. Я оптимистично смотрю на завтрашнее выступление Зубкова. Да, он будет стартовать лишь 20-м, однако я ожидаю, что после первого заезда он станет шестым, а вторая попытка принесет ему бронзовую медаль. Надеюсь, в этом случае я начну плотное сотрудничество с российской командой.

В 0,01 ОТ МЕДАЛИ

Субботний турнир двоек прошел в целом успешно. Зубкова разгонял его постоянный партнер по двойке Алексей Воевода. Благодаря отличному старту (4,84, лучше стартовал только невероятный швейцарский пилот Беат Хефти, сам в прошлом выдающийся разгоняющий) в первом заезде Зубков сумел выдержать конкуренцию с основными соперниками и занял пятое место с небольшим, вполне отыгрываемым отрывом от ближайших двух экипажей. Борьбу за золото и серебро повели Хефти и его соотечественник Иво Рюгг. Во втором заезде Зубков и Воевода показали средний для себя разгон (4,87), чего, вполне возможно, Александру в итоге и не хватило для бронзы - его отставание от американца Стивена Холкомба составило всего 0,01!

В воскресенье Зубков вновь оставил хорошее впечатление. Из трио привычных разгоняющих в строю остался лишь Дмитрий Труненков, занявший свое привычное место справа. Роль заднего разгоняющего здорово исполнил Воевода, а слева встал молодой Петр Моисеев, вошедший в первый экипаж потому, что, во-первых, подходил по весу, а во-вторых, успел зарекомендовать себя в прошлом.

В бобслее старт с 20-й позиции, на которой очутился Зубков, считается почти приговором. Экипажи, стартующие ранее, как правило, разбивают ледовое покрытие трассы так, что это напрямую сказывается на скорости аутсайдеров, в числе которых нежданно-негаданно обнаружил себя российский пилот. Это легко проиллюстрировать на примере первого заезда, когда Зубков, повторив блестящий старт действующего чемпиона мира в этой дисциплине Холкомба (4,77), на финише отстал от того почти на 0,5! Тем не менее шестая итоговая позиция Александра вызывает уважение и внушает оптимизм. Трудная дорога наверх для Зубкова продолжается и, судя по всему, завершится никак не раньше Нового года.

Перед отъездом в немецкий Винтерберг состоялись переговоры руководства российской сборной с Вальнером. Проанализировав итоговые протоколы, тренеры пришли к выводу, что "вальнер" - машина действительно хорошая и добротно сделанная, но по скоростным качествам "зингер" как минимум не превосходящая. Абрамович и Попов, неудачно в целом выступившие вчера, на "зингерах" показали более высокую максимальную скорость, чем Зубков на "вальнере". Таким образом, в этом сезоне с австрийцем россияне работать не будут.

ГОМЕР ОТ БОЛЬШОГО БОБА

В заключение - несколько слов о женщинах. Вернее, о женском бобслее. Разговор здесь, казалось бы, короткий, так как за год ситуация в этой дисциплине для россиян изменилась крайне незначительно. Анастасия Скулкина при всем старании редко поднимается выше 15-го места, а Ольга Федорова, серебряный призер Олимпиады в Афинах в легкоатлетической эстафете 4х100, начинавшая в бобслее как разгоняющая, ныне продолжает учиться пилотированию в боевых условиях. В общем, субботний женский турнир прошел без неожиданностей. Скулкина, которую разгоняла Людмила Удобкина, поделила 14-ю строчку, а Федорова с Еленой Дорониной повторили свой лучший результат на этапах Кубка мира - 17-е место.

Впрочем, интерес к женской команде возрос после того, как контракт с россиянами подписал британский специалист Малькольм Ллойд, известный всему бобслейному миру под именем Гомер, с ударением на первый слог. Это чрезвычайно авторитетный специалист с огромным опытом, личный друг и ровесник немолодого уже президента Международной федерации бобслея и скелетона Роберта Стори, который, в свою очередь, известен бобслейному сообществу как Большой Боб. Собственно, не кто иной, как Большой Боб и порекомендовал россиянам вплотную присмотреться к фигуре Гомера, который в свое время тренировал олимпийского чемпиона-1998 канадца Пьера Людерса, затем с переменным успехом колесил по всему миру, а в последние годы работал с британкой Николь Миниччиело, сенсационно ставшей в феврале в Лейк-Плэсиде чемпионкой мира.

Британца приняли в команде хорошо, несмотря на казус, случившийся в первом же его соревновании в качестве тренера женской сборной. Выводя российский экипаж на очередной заезд, он забыл вытащить металлические штыри, с помощью которых боб на руках выносят в зону старта. Боб, с выпущенными наружу штырями, представляет немалую угрозу для безопасности спортсменов, так как во время прохождения виражей машина рискует зацепиться ими за лед и перевернуться. По словам Гомера, такая забывчивость случилась с ним впервые за все 25 лет, что он выводит спортсменов на старт. После этого объяснения инцидент был исчерпан. Ожидается, что под руководством британца россиянки уже в этом сезоне начнут попадать в десятку сильнейших на этапах Кубка мира.

Чезана. Кубок мира

Мужчины. 5 декабря. Двойки. 1. Хефти/Лампартер (Швейцария) - 1.52,37 (55,99+56,38). 2. Рюгг/Гранд (Швейцария) - 1.52,59 (55,98+56,61). 3. Холкомб/Томашевич (США) - 1.52,87 (56,29+56,58). 4. ЗУБКОВ/ВОЕВОДА - 1.52,89 (56,15+56,74)… 8. Людерс/Биссетт (Канада) - 1.53,06 (56,06+57,00)… 10. Ланге/Кушке (Германия) - 1.53,08 (56,54+56,54). 11. АБРАМОВИЧ/ПРУДНИКОВ - 1.53,14 (56,54+56,60)… 14. ПОПОВ/ПЕЧЕНКИН - 1.53,68 (56,82+56,86).

6 декабря. Четверки. 1. Холкомб/Олсен/Меслер/Томашевич (США) - 1.51,22 (55,51+55,71). 2. Рюгг/Хандшин/Гранд/Блехлигер (Швейцария) - 1.51,63 (55,81+55,82). 3. Раш/Ле Биан/Хэмфрис/Браун (Канада) - 1.51,67 (55,76+55,91)… 6. ЗУБКОВ/МОИСЕЕВ/ТРУНЕНКОВ/ВОЕВОДА - 1.51,88 (55,98+55,90)… 10. Людерс/Ламсден/Криппс/Райт (Канада) - 1.52,05 (55,93+56,12). 11. Ланге/Хоппе/Кушке/Путце (Германия) - 1.52,06 (56,14+55,92)… 15. АБРАМОВИЧ/РЯБОВ/ЮРКОВ/ПРУДНИКОВ - 1.52,41 (56,11+56,30)… 18. ПОПОВ/КИРЕЕВ/ЕЛЮТИН/ЕГОРОВ - 1.52,51 (56,35+56,16).