Газета Спорт-Экспресс № 98 (4975) от 11 мая 2009 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

11 мая 2009

11 мая 2009 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 8-й тур

"ДИНАМО" - ЦСКА - 1:2

КОММЕНТАРИЙ К ФАКТУ

Организованные армейские болельщики решили пропустить вчерашний матч "Динамо" - ЦСКА в знак протеста против высоких цен на билеты.

ФУТБОЛ ЗА ДЕНЬГИ

Константин АЛЕКСЕЕВ

Сразу скажу, что отлично понимаю фанатов красно-синих: 500 рублей на места за ворота и до 2000 на центральные трибуны - это много. А если учесть, что на "Арене Химки" соперники проводят за четыре дня две встречи, то удар по бюджету болельщиков получается ощутимый. Для школьников и студентов, составляющих значительную часть фанатского движения, - уж точно. Им ничего не остается, кроме как протестовать, стараться как-то изменить ситуацию.

С другой стороны, и динамовских руководителей понять несложно. Впрочем, нет, наверное, смысла говорить о конкретном клубе. Так просто совпало, что протест пришелся на матч, проводимый бело-голубыми. Однако к сравнительно высоким ценам на билеты по мере перехода на профессиональные рельсы постепенно идут все в премьер-лиге. Скажем, 400 рублей, которые платили динамовские болельщики за поход на фанатскую трибуну в матчах со "Спартаком" и ЦСКА, мало чем отличаются от нынешних 500. В условиях финансового кризиса, когда свободных средств для содержания футбольных команд становится меньше, собственные заработки приобретают дополнительный вес.

У западных клубов доля поступлений от продажи билетов составляет около трети бюджета, у нас же к этим цифрам пока никто и близко не подобрался. Рекордсмен, пожалуй, "Зенит", который планирует заработать в этом году на билетной программе около 10 миллионов евро. Уже что-то! И это на стареньком небольшом "Петровском", где трудно обеспечить комфортные условия для капризных обеспеченных людей, приносящих основную часть прибыли. Что же будет после строительства новой арены?!

Чувства болельщиков, ощутивших нагрузку на свои кошельки, понятны. Они-то привыкли посещать футбол за предельно скромные суммы, а отказываться от хорошего ой как сложно. Примерно так же было с резким уходом бесплатного футбола с экранов телевизоров. Переход премьер-лиги на абонентские каналы сделали более плавным, но процесс все равно идет. Таковы требования бизнеса. Как и более дорогие билеты.

Давайте проведем нехитрые подсчеты на примере "Динамо", коль уж бойкот армейцев коснулся матча именно с этим клубом. Дорогие билеты бело-голубые распространяют только на встречи первой категории: с ЦСКА, "Спартаком", "Зенитом" и "Локомотивом". Плюс кубковая игра с армейцами и минимум две - в еврокубках. Итого - семь.

Предположим, что в среднем на эти матчи будет приходить по 12 тысяч зрителей, как это случилось вчера. Из них пять тысяч - владельцы сезонных абонементов. Оставшиеся семь тысяч умножаем на среднюю цену билетов в 50 долларов, и получаем 350 тысяч за матч. Это 2,5 миллиона за семь игр первой категории. Добавим к ним 400 тысяч, вырученных от распространения абонементов. Итого выйдет около трех миллионов долларов, даже если "Динамо" не пройдет в групповой этап Лиги чемпионов или Лиги Европы.

Много это или мало? С одной стороны, всего лишь 6 процентов годового бюджета. С другой - существенная прибавка в клубную кассу. Достаточно напомнить, что зимой бело-голубые с огромным трудом нашли 3 миллиона евро на приобретение столь необходимого новичка Ропотана.

А где же в этих цифрах и расчетах забота о болельщиках? Ее вполне можно найти. По крайней мере самим динамовским фанатам жаловаться грех. Им ведь никто не мешал приобретать абонементы перед началом сезона по сверхдемократичным ценам. За 700 (!) рублей можно было купить годовой пропуск на центральную трибуну, а за две тысячи рублей занять лучшие места напротив центральной линии. Причем абонементы действуют и на кубковые, и на еврокубковые матчи. Так что все, кто не позаботился о сезонных пропусках в этом году, наверняка сделают это в следующем - окупаются-то они всего за пару матчей.

Фанатам гостевых топ-клубов, конечно, сложнее, с помощью абонемента тут не выкрутиться. Но это жизнь, не всегда в ней желания совпадают с возможностями. Скажем, кто-то может себе позволить ходить в рестораны и на концерты ежедневно, а кто-то вообще не имеет на это средств.

В клубах же заботятся в первую очередь о собственных болельщиках, предлагая им весьма дешевые абонементы. Так что доступный футбол никуда не пропадет. Его, видимо, просто станет чуть меньше.