5 мая 2009

5 мая 2009 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

В ближайшую субботу стартует 92-я супермногодневка "Джиро д'Италия", в которой впервые выступит российская команда "Катюша".

Павел БРУТТ: "ПОМОГАТЬ ПОБЕЖДАТЬ - ПРОЩЕ, ЧЕМ ПОБЕЖДАТЬ САМОМУ"

Интервью "СЭ" дал один из самых успешных российских гонщиков, 26-летний Павел Брутт из "Катюши", который готовится стартовать на своем третьем итальянском "Гран-туре".

"Одним из самых успешных" Брутт стал в общем-то неслучайно. Хотя и внезапно - несмотря на то, что участвует в профессиональных гонках не первую пятилетку. Впервые о нем заговорили во всем мире как о перспективном гонщике (в России он таковым считался достаточно давно) два года назад, когда Павел неожиданно (в первую очередь для самого себя) примерил майку горного короля "Джиро" - дебютной своей трехнедельной гонки.

Годом позже случилась победа на одной из ранних стадий все той же "Джиро", причем во время вполне себе горного этапа. Тогда Павлу удался изумительный и изнурительный сольный побег из группы отрыва, и на финиш он прикатил в таком состоянии, что едва смог застегнуть майку (как того требуют негласные законы пелотона - спонсоров надо уважать в любых кондициях) и вяло приподнять руку в победном жесте.

С тех пор в глазах очень многих Брутт стал настоящим "горняком", одним из лучших (если не лучшим) в России. Хотя, если разобраться, ну какой из Павла "горняк", когда свою карьеру он начинал в Питере, нарезая в командных гонках преследования круги по глади велотрека!

Как бы то ни было, Брутт - явление для отечественного велоспорта заметное уже хотя бы потому, что действующих победителей этапов "Гран-туров" в России можно пересчитать по пальцам. И как бы ни скромничал сам гонщик (а эта черта его характера проявлялась в течение всего интервью), мы будем ждать от него на "Джиро" новых свершений.

-Павел, это уже третья ваша "Джиро". Какие надежды возлагаете на новую гонку?

- Все зависит от задач, которые будут поставлены передо мной на каждый конкретный день. Нетрудно заметить, что финишировать на равнинных этапах у нас есть кому и помимо меня. "Классифика" (Брутт имеет в виду борьбу за розовую майку лидера общего зачета. - Прим. С.Б.) - это вообще не мое. Так что, наверное, стоит настраиваться на то, чтобы оказывать максимальную помощь команде. Там, где она от меня потребуется.

-Что такое трехнедельная гонка, вы знаете не понаслышке. Какие чувства испытывают гонщики к заключительной неделе?

- Очень сильную усталость. Не столько физическую, сколько психологическую. Как ни крути, любой "Гран-тур" - это громадный стресс для каждого спортсмена. Голова, конечно, никогда не отключается, но многие вещи к концу второй недели становятся далекими. Попросту говоря, тебе все параллельно. Занятно, но "накрывает" в любом случае: едешь ли ты ва-банк с первого этапа или же по-настоящему включаешься только во второй половине гонки.

-Можно ли как-нибудь бороться с подобного рода усталостью?

- А что с ней поделаешь? Собственно, именно способностью выдерживать такие нагрузки гонщики и разделяются на тех, кто в состоянии эти "Гран-туры" выигрывать, и тех, кому это не суждено.

-Насколько может быть приоритетна для команды майка горного короля "Джиро"-2009?

- (После паузы.) Я не уверен в том, что команде будет интересно бороться именно за эту майку.

-А персонально вам?

- Возможно, получится надеть ее совершенно случайно, как это было два года назад. Тогда я завладел майкой на два этапа, выиграв первый горный финиш. Но поймите - я никогда не был "горняком" в классическом понимании этой специализации. Все по-настоящему серьезные разборки между ними будут происходить в конце второй - начале третьей недели. И я в них, откровенно говоря, даже не буду пытаться лезть. Получится в начале зацепить очки - это пожалуйста. Но никто, и в первую очередь я сам, не собирается ставить мне задачу бороться за звание лучшего горного гонщика.

-В прошлом году вы выиграли этап на "Джиро", что стало большим событием для российского велоспорта. Ведь до этого последним из наших соотечественников, победившим по ходу "Гран-туров", был Павел Тонков, ставший первым опять-таки на этапе "Джиро".

- Да, кажется, это было в 2004-м.

-Этот успех что-то изменил в вашей жизни?

- Практически ничего. Я вообще считаю, что та победа не была каким-то знаменательным достижением. Глобальным для нашего велоспорта. Ведь это всего лишь один из этапов гонки. Да, для меня лично и для людей, которые меня готовят, она означала выход на более высокий уровень. Но при этом я, как никто другой, понимаю, что нужно двигаться дальше.

-Но уважения-то к вам в пелотоне наверняка после той победы прибавилось?

- А знаете, оно, пожалуй, зависит даже не от побед. Можно много чего выиграть, но вести себя при этом так, что никто тебе руки не подаст. А можно и наоборот. Ничего выдающегося в карьере, казалось бы, не совершить, но пользоваться заслуженным уважением.

-Я, собственно, другое имел в виду. То, что соперники, вероятно, стали рассматривать вас как прямого конкурента и держаться начеку.

- Ну, не без этого. Хотя, опять-таки, замечу - дело тут не только в победах. Разница между мной прошлогодним и мною нынешним заключается еще и в том, что в прошлом году я выступал за команду не из "Про-тура", в нынешнем же - за велогруппу элитного дивизиона. А это вызывает совершенно иное отношение. Тут ведь как? Команда стала намного сильнее, и ты автоматически вырос в глазах других.

-Насколько вы освоились в "Катюше", в составе которой сейчас есть звезды первой величины?

- Осваиваться - неподходящее слово. Осваивался я в прошлые годы, когда катался бок о бок с теми же звездами. Теперь же мы выступаем за одну команду, и это здорово. В чем-то мои задачи упростились, потому как сводятся в основном к тому, чтобы помогать этим самым звездам делать свою работу, то есть побеждать. Должен сказать, что помогать, находясь при этом немножко в тени, всегда проще, чем тащить обоз самому.

-В этом году вы проехали практически все элитные гонки в составе "Катюши", но занимали в них, мягко говоря, не ведущие места. Из этого можно сделать вывод, что ваши задачи заключались не в том, чтобы солировать самому. Тогда в чем же?

- В комплексе это называется обеспечением лидеров. Старался не отпустить со старта отрыв, который потенциально мог бы доехать до финиша. Контролировал ситуацию, искал момент, чтобы в свою очередь запустить в отрыв кого-либо из наших гонщиков, которые как раз в состоянии не только уехать, но и доехать. Ну и по мелочи - подвезти товарищам еду, бачки с водой. Такого плана работа не бросается в глаза, на первый взгляд она неприметна и малозначима, но кто-то должен ее выполнять.

-Товарищи по команде по достоинству оценивают эту вашу роль?

- Конечно. Все ведь прекрасно понимают, что без этой работы большие победы не придут.

СергейБУТОВ