Газета Спорт-Экспресс № 24 (4901) от 7 февраля 2009 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

7 февраля 2009

7 февраля 2009 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Корреспондент "СЭ" размышляет о перспективах форварда сборной России в "Арсенале".

КАК ПРОЙДЕТ "КАНОНИРИЗАЦИЯ" АРШАВИНА?

Борис ЛЕВИН

Теперь, когда отъезд Андрея Аршавина на туманный Альбион стал свершившимся фактом, самое время задуматься над тем, что его там ждет.

Естественно, очень хочется, чтобы лидер российской сборной не просто заиграл в английской премьер-лиге, а по-настоящему засверкал там - это стало бы прекрасной визитной карточкой не только для него самого, но и для всего российского футбола. И каждый следующий наш земляк, отправляющийся в топ-чемпионат, имел бы пусть и ненамного, однако все-таки более устойчивую репутацию.

В любой жизненной или спортивной ситуации всегда есть плюсы и минусы. И не помнить об этом - значит, обманывать себя самого. Однако при здравом размышлении оптимистичных предпосылок для Аршавина набирается больше, чем поводов для тревоги за его ближайшее будущее.

Первый плюс для любого прибывающего в новый клуб игрока - доверие тренера. Вспомните хотя бы судьбу Александра Кержакова в "Севилье" с Хуанде Рамосом и без него. Есть ощущение, что на данный момент Арсен Венгер верит в своего новичка.

Об этом говорят звонки французского маэстро в Дубай, о которых Аршавин рассказывал в интервью "СЭ". Об этом же свидетельствует желание Венгера видеть российского форварда в команде как можно быстрее, ради чего "Арсенал" сделал все возможное для ускоренного получения Андреем рабочей визы. И уж совсем исчерпывающим доказательством нужности игрока для тренера стала позиция английского топ-клуба на переговорах с "Зенитом".

Во-первых, установлен клубный рекорд по сумме, заплаченной за нового игрока. И это в кризисные времена! И это в знаменитом своей рачительностью "Арсенале"! А во-вторых, сам ход переговоров и уступки, сделанные в последний момент, демонстрируют степень заинтересованности клуба в футболисте.

И, заканчивая разговор о будущих отношениях тренера и нападающего, нельзя не отметить, что Венгер пользуется заслуженной репутацией специалиста, умеющего полностью раскрывать достоинства своих подопечных. А сила Аршавина - как раз в его уникальных сильных качествах.

Второй плюс - стиль игры "Арсенала". Если изучить все клубы премьер-лиги, то лучшего для Аршавина не найдешь. "Канониры" играют в не похожий на другие британские команды футбол. Здесь нет ярко выраженного упора на физическую готовность, на атлетизм, зато акцент делается на технику и комбинационный стиль.

В такой техничной команде Аршавину заиграть будет гораздо проще, чем в том же "Тоттенхэме", куда он мог перейти летом. Кроме всего прочего тон в "Арсенале" задают легионеры, что тоже немаловажно.

Третий плюс - менталитет самого игрока. Он прекрасно понимает, что состоявшийся переход - не венец успешной операции, а только самое ее начало. В разговорах с Аршавиным я не раз убеждался, что он воспринимает трансфер в Европу как вызов, а не как достижение. И это очень ценно, потому что мастерства нашему игроку не занимать и, на мой взгляд, никому из лидеров "Арсенала" он в наборе индивидуальных качеств не уступает.

Четвертый плюс - отношение к приехавшему футболисту болельщиков лондонского клуба и британских журналистов. Первые априори принимают любого новичка тепло, вторые уже оценили стремление Аршавина давать интервью на английском языке. Пусть тот еще несовершенен, но освоиться в Лондоне Андрею будет куда проще, чем, к примеру, Роману Павлюченко - чопорная и слегка снобистская Британия владение своим языком очень ценит.

В этом пункте плюсы, как и бывает в жизни, плавно перетекают в минусы. Многие газеты достаточно критично отнеслись к сумме прописью в новом трансфере "Арсенала" и особенностям его заключения. Поэтому рассматривать игру дебютанта английской премьер-лиги будут под очень мощным микроскопом. Тем более что опустившемуся на пятое место члену большой английской четверки требуется, по их мнению, не просто новый игрок, а некий "спаситель отечества".

Не стоит забывать о том, что и журналисты, и болельщики Британии помнят Аршавина прежде всего по его гениальному матчу с голландцами на чемпионате Европы и анализировать новые образцы игры Андрея станут именно по той лакмусовой бумаге. А такие матчи на заказ ведь не выдашь.

Данная проблема усугубится еще и тем, что суперфутбола от Аршавина станут требовать с первой же игры, а он, как ни крути, к ней пока не готов физически. Здесь главная надежда - на тренерскую мудрость Венгера и на психологическую устойчивость самого Андрея, который в последнее время выдержал такой стресс, после которого требования болельщиков могут показаться семечками.

Головной же болью для Аршавина станет конкуренция в его новой команде. Сейчас, в отсутствие травмированных Фабрегаса, Росицки и Уолкотта, она не будет чувствоваться столь остро, однако с их возвращением в строй да при наличии Адебайора, ван Перси, Насри, Бендтнера пробиваться в состав "Арсенала" будет ох как непросто.

И здесь очень важно, какое место на поле найдет для новичка Венгер. Английские эксперты рассматривают сейчас два основных варианта. Первый очевиден - россиянин просто меняет ван Перси, который не до конца выдерживает изматывающий ритм английского футбола. И все сведется к конкуренции именно с голландцем.

Второй - сложнее. С возвращением в строй Уолкотта Венгер может немного поменять тактическую расстановку своей команды, перестроив ее под схему 4-3-3. И Аршавин с Уолкоттом будут действовать на позиции атакующих инсайдов под центрфорвардом Адебайором, чье место на острие атаки сомнению никто не подвергает.

Однако Венгер на то и большой тренер, чтобы найти место на поле всем своим звездам. И я не исключаю возможности какого-то третьего варианта с его стороны. В любом случае - будет Аршавин выглядеть здорово, станет играть постоянно.

Вот этого ему и пожелаем. Было бы очень обидно пережить все то, что досталось нашему форварду в последние месяцы, и потом не заиграть. У самого Андрея подобного расклада в жизненных планах нет, будем верить в него и мы.