Газета Спорт-Экспресс № 19 (4896) от 2 февраля 2009 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

2 февраля 2009

2 февраля 2009 | Футбол

ФУТБОЛ

ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ

БИЗНЕС НЕ ПО-РУССКИ

Обозреватель "СЭ" побывал в Англии и прослушал курс лекций менеджеров ведущих клубов английской премьер-лиги. Как делается цивилизованный футбольный бизнес, в нынешнюю кризисную пору знать особенно важно.

Игорь РАБИНЕР

САМИ С УСАМИ?

Интересно, почему настолько нелюбознательны руководители и работники клубов российской премьер-лиги? Специализация "Менеджмент в игровых видах спорта" Государственного университета управления, задумав уникальную 11-дневную стажировку студентов в стране лучшей в мире футбольной лиги - Англии, разослала приглашения поучаствовать в ней во все московские и подмосковные клубы. Ответом была тишина.

Многие руководители уклонившихся клубов из года в год читают студентам ГУУ лекции и отлично знают, что и в ту же Англию, и в Испанию, и в Италию с Германией подобные - и весьма познавательные - поездки уже были. Тем не менее все они под разными предлогами (от кризиса до обилия работы в межсезонье) направлять своих представителей отказались. Хотя где еще могли бы выслушивать, задавать вопросы и получать четкие, с цифрами, ответы от второго человека в иерархии "МЮ", коммерческих директоров "Ливерпуля" и "Арсенала", главы департамента бизнес-развития "Челси"? Да и посещение всех лучших стадионов родины футбола, а также пяти матчей, включая суперхит "МЮ" - "Челси", познаниям наших клубных деятелей никак бы не повредило. Недаром в "Челси" за несколько дней до игры нам с гордостью подчеркнули, что за этой игрой будет следить одна десятая часть планеты!

Ни в одном учебном заведении мира, насколько мне известно, подобных поездок не организуют: клубы английской премьер-лиги - структуры крайне закрытые. И если с каким-нибудь одним клубом иным вузам удается договориться и учащихся туда направляют (как в "Челси", куда пару лет назад съездила группа из ВШТ), то получить представление о бизнесе всех главных сил премьер-лиги - за гранью возможного. Неудивительно, что проработка всех деталей стажировки заняла больше трех месяцев каждодневных переговоров. У коммерческого директора "Ливерпуля" Иана Эйра, к примеру, между двумя дальними командировками был ровно день паузы, и, скажем, на приглашение Ливерпульского университета он не откликнулся. А к россиянам, долго его уговаривавшим, пришел. Однако в нашей лиге с тем же громким названием, что и у англичан, возможность выслушать менеджеров ведущих клубов мира энтузиазма не вызвала. Мы сами с усами. На кой ляд, мол, нам вся эта цивилизация, если футбол российский живет по своим особенным законам - к реальному бизнесу не имеющим отношения?

За счет безумного роста цен на нефть у нас в последние годы научились швыряться десятками миллионов. А вот как зарабатывать на футболе эти же миллионы - до этого никому дела не было. Недаром настолько расхожим стал тезис, что главное, чего не хватает виду спорта номер один в России, - менеджеры. Но теперь-то, когда цены на нефть заодно с рублем кубарем катятся вниз, клубам тем более стоило поучиться у знающих людей, как из беготни 22 человек с мячом сделать продукт мирового уровня. Английскую премьер-лигу, как поведали нам в "Челси", смотрят 203 страны. Средняя недельная аудитория - 75 миллионов человек, а ожидаемая в этом году сезонная - 2,7 миллиарда. И если кто-то удивляется, почему Андрей Аршавин при его совсем не нищенской зарплате в "Зените" так рвется туда, повторите про себя эти цифры, взгляните на телекартинку, послушайте пение публики - и не надо будет голову ломать.

Для почти трех десятков людей, мечтающих работать в футбольном бизнесе, за эти дни перевернулся взгляд на очень многое. Появился ориентир - может, и недостижимый пока, но к которому надо стремиться. Я получал наслаждение, слушая десятки вопросов, которые студенты ГУУ задавали лекторам. Вопросы эти, замечу, на порядок превосходили по своему уровню многие из тех, что задаются моими коллегами на пресс-конференциях. Люди из топ-клубов Англии видели это неравнодушие - и рассказ их становился еще увлеченнее. Недаром один из боссов "МЮ", впечатленный интересом и подготовленностью аудитории, после ее окончания пригласил руководителя специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" Германа Чистякова в директорскую ложу на матч с "Челси".

Лишь один клуб отказался предоставлять информацию российским студентам и встречаться с ними. По-моему, символично, что это "Манчестер Сити". Тот, о котором Арсен Венгер в газете Guardian сказал: "Все английские клубы живут в одном мире и по одним законам, а этот - совсем по другим. Поэтому рассуждать о ценах, которые он предлагает за игроков, считаю бессмысленным". Что в таком клубе могут рассказать о том, как надо делать бизнес? Только если объявить призыв в шейхи.

Конечно, далеко не все в английском футбольном бизнесе идеально. Взять хотя бы "Тоттенхэм", который прошлой зимой продал в "Портсмут" нападающего Дефо за 9 миллионов фунтов, а нынешней - купил его же обратно за 15. Но такие примеры потому и выглядят дико, что в большинстве клубов такое невозможно. Оттого богатые, но неумные "шпоры", "Манчестер Сити" и "Ньюкасл" со своими туго набитыми кошельками борются за выживание.

Спецкор "СЭ" к футбольному бизнесу прямого отношения не имеет - разве что в том смысле, что средства массовой информации играют в нем большую роль (чего в России многие опять же не понимают). И для своей практической деятельности я вряд ли мог извлечь что-то весомое. Но слушать таких лекторов мне было безумно интересно, и кое-какими фактами и наблюдениями буду рад с вами поделиться.

Окончание - стр. 8