Газета Спорт-Экспресс № 252 (4832) от 6 ноября 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

6 ноября 2008

6 ноября 2008 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Льюис ХЭМИЛТОН: "ЗА ТРИ ТИТУЛА МНЕ ОБЕЩАЛИ ОРАНЖЕВЫЙ "МАКЛАРЕН"

В воскресенье в Бразилии на последнем 18-м этапе сезона-2008 пилот "Макларена" Льюис Хэмилтон в драматичной схватке с соперниками и дождем занял пятое место, обеспечившее ему чемпионскую корону. После финиша сложнейшей гонки самый молодой в "Формуле-1" чемпион мира ответил на вопросы "СЭ".

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-Льюис, вы вошли в историю, став самым молодым чемпионом мира в "Формуле-1" (в 23 года и 300 дней. - Прим. "СЭ"), а также первым темнокожим победителем Королевских гонок. Кроме того, вы прервали беспобедную серию "Макларена", длившуюся с 1999 года, когда титул выиграл Мики Хаккинен. Но и это еще не все. Со времен Дэмона Хилла, ставшего чемпионом в 1996-м, это не удавалось сделать ни одному англичанину. Не слишком ли много достижений на один раз?

- Интерлагос, пожалуй, стал самым драматичным этапом в моей жизни. Мне трудно пока понять, что на самом деле произошло на автодроме в Бразилии, и уж тем более найти всему объяснение. Я все еще не могу подобрать нужные слова, чтобы рассказать о том, что чувствую.

-Но вы могли выиграть чемпионат мира еще в 2007 году...

- Да, зато теперь столь длинный путь к славе уже позади. У меня было все, что необходимо для успеха: полная поддержка семьи, со стороны команды и болельщиков делалось все возможное. Мы весь год прекрасно трудились, жертвовали всем, чем могли. И я счастлив, что смог завоевать титул для всех, кто мне помогал.

-Кстати, на праздничной вечеринке в дискотеке шеф "Макларена" Рон Деннис говорил, обращаясь к команде, что, дескать, все вы, ребята, стали чемпионами мира, а не только Льюис Хэмилтон...

- Все так и есть. Мы выигрываем вместе, вместе и проигрываем. Но сейчас, к счастью, добились положительного результата.

-Что вы получите в подарок от команды за свой чемпионский титул?

- Многие годы я с вожделением поглядываю на "Макларен" оранжевого цвета, стоящий на нашей фабрике. Речь идет о машине - участнице знаменитой суточной гонки в Ле-Мане. И когда в прошлом году я стал призовым пилотом команды, намекнул Рону Деннису, что хотел бы когда-нибудь владеть этой машиной, одной из самых дорогих в мире. Он мне ответил: "Только тогда, когда завоюешь для "Макларена" три чемпионских титула". Словом, мне придется сильно постараться ради такой невероятной красоты.

-Финал на Интерлагосе был одним из самых напряженных за 60-летнюю историю "Формулы-1". Никто не мог понять, почему в квалификации маклареновцы оказались на четвертом и пятом местах. Ники Лауда, к примеру, заявил, что вы пошли на необоснованный риск, который сделает достижение мечты значительно сложнее, напомнив, что Михаэль Шумахер однажды тоже проделал аналогичный трюк, когда ему нужно было восьмое место. И он его добился, правда, ценой столкновения с братом. А как было в вашем случае?

- Я знал, что, если Фелипе Масса выиграет, я должен быть минимум пятым, если станет вторым, то мне достаточно седьмого места. Но все мои расчеты оказались не столь важны, так как начались проблемы с погодой. За четыре с половиной круга до финиша зарядил дождь, и я стал ощущать себя не вполне уверенно, хотя до этого, признаться, все было как раз наоборот. Дело в том, что Рон Деннис объявил перед стартом, что я должен проехать гонку, как он выразился, "без спектакля и большого шоу", словом, скучно. Я так и поступил: сконцентрировался на том, чтобы проехать все круги без ошибок. Затем пошел дождь, но и в таких сложных погодных условиях я не решался идти на риск.

-Четырехкратный чемпион мира Ален Прост в таких ситуациях обычно рисовал на своем руле цифру, напоминающую ему о том, какое место необходимо завоевать, чтобы точно стать чемпионом мира. Как было у вас?

- Я ничего не рисовал, но, когда меня обогнал Себастьян Феттель на "Торо Россо", понял и без подсказок всю сложность своей ситуации. Получалось, что я становлюсь только шестым, а это было очень плохо. Поэтому со мной связалось начальство и из бокса пришла команда: во что бы то ни стало отвоевать утраченную позицию. Но я, признаться, не очень-то верил, что такое возможно.

-Именно Феттель мог решить вашу судьбу, но был еще и Тимо Глок на "Тойоте", который, несмотря на дождь, не отправился в бокс менять покрышки. Он мог вам сильно навредить, если бы... Где вы его обогнали?

- На последнем вираже - за 620 метров до финиша, что выглядело фантастикой. Да, более сложной для меня гонки я что-то не припомню.

-Телевидение в прямом эфире показало трагические сцены, которые разыгрывались в боксах. Сначала мы увидели великий праздник в стане "Феррари", когда показалось, что Масса уже стал победителем. Но через секунду у механиков Скудерии вытянулись лица и появились слезы на глазах, а в это время ликовали их коллеги из "Макларена". Все эти смены настроения вы ощущали на себе?

- Когда я пришел к цели, стал кричать по радио, обращаясь к своим товарищам по команде: "Скажите, я это сделал или нет?" Не дождавшись ответа, поехал дальше, но до первого поворота так и не знал окончательного результата. И только тогда один из моих инженеров наконец сказал: "Ты пятый, и ты стал чемпионом мира". Я, разумеется, был вне себя от радости.

-Как вы отпраздновали это событие?

- Все ребята отправились на дискотеку в Сан-Паулу, я же с моей подружкой Николь (Шерзингер, солистка группы Pussicat Dolls. - Прим. "СЭ") пришел туда к полуночи. Там я еще раз поблагодарил команду за помощь.

-И тут, как мы знаем, Хейкки Ковалайнен объявил, что в следующем году обязательно вас победит...

- Да, такими диалогами мы развлекались до пяти утра, а потом разошлись. При этом все пели We are the Champions, и было видно, что я сделал их счастливыми.

-Какую роль в знаменательном событии сыграла ваша подруга Николь?

- Она для меня очень важна, она - часть моей семьи, которая меня постоянно поддерживает. Присутствие этой очаровательной особы рядом со мной дает мне много положительной энергии.

-А ваш отец Энтони, который постоянно опекает вас и сопровождает на всех этапах "Гран-при"... Что дает вам его присутствие?

- Он - мое вдохновение. Папа сделал очень многое для моей карьеры, принес себя в жертву моим интересам. Потрясающий человек.

-В свое время самым молодым обладателем титула чемпиона в кольцевых мотогонках стал итальянец Валентино Росси, который в нынешнем году выиграл корону в пятый раз. Знакомы ли вы с ним?

- Мы никогда не встречались, но я очень хотел бы с ним познакомиться. Я следил за его стартами по телевидению. То, что он делает, феноменально. Был бы не прочь посоревноваться с Росси - хотя бы на протяжении одного круга.

-Как вы думаете, какое влияние окажет ваш успех на молодое поколение?

- На моем примере видно: мечты могут стать реальностью, если ради этого работать с полной отдачей.

-Многие верят, что в один прекрасный день вы способны побить рекорд Михаэля Шумахера - семь чемпионских титулов...

- Конечно, в нынешнем сезоне я набрался солидного опыта и в следующем году буду еще сильнее, но моя цель все же не бить рекорды. Безусловно, я люблю выигрывать, но гнаться за Шуми не собираюсь. Первый мой титул дался мне тяжело, и, думаю, выигрывать у таких гонщиков, как Масса и Райкконен, и дальше будет не просто. К тому же опытные люди говорят, что отстоять титул бывает сложнее, чем его завоевать.

Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.

ХЭМИЛТОН ПРЕВЗОШЕЛ ДОСТИЖЕНИЕ АЛОНСО НА 123 ДНЯ

В каком возрасте пилоты выигрывали свой первый чемпионский титул.

Возраст

Чемпион

Команда

Сезон

23 года 300 дней

Льюис ХЭМИЛТОН Великобритания

Макларен

2008

24 года 58 дней

Фернандо АЛОНСО Испания

Рено

2005

25 лет 273 дня

Эмерсон ФИТТИПАЛЬДИ Бразилия

Лотус

1972

25 лет 314 дней

Михаэль ШУМАХЕР Германия

Бенеттон

1994

26 лет 197 дней

Ники ЛАУДА Австрия

Феррари

1975

26 лет 200 дней

Жак ВИЛЬНЕВ Канада

Уильямс

1997

27 лет 188 дней

Джим КЛАРК Великобритания

Лотус

1963

28 лет 4 дня

Кими РАЙККОНЕН Финляндия

Феррари

2007

28 лет 140 дней

Йохен РИНДТ Австрия

Лотус

1970*

28 лет 223 дня

Айртон СЕННА Бразилия

Макларен

1988

29 лет 56 дней

Джеймс ХАНТ Великобритания

Макларен

1976

29 лет 190 дней

Нельсон ПИКЕ Бразилия

Брэбхэм

1981

29 лет 192 дня

Майк ХОТОРН Великобритания

Феррари

1958

29 лет 223 дня

Джоди ШЕКТЕР ЮАР

Феррари

1979

30 лет 34 дня

Мика ХАККИНЕН Финляндия

Макларен

1998

30 лет 88 дней

Джекки СТЮАРТ Великобритания

Матра

1969

30 лет 224 дня

Ален ПРОСТ Франция

Макларен

1985

30 лет 257 дней

Джон СЕРТИС Великобритания

Феррари

1964

31 год 126 дней

Дэнни ХЬЮЛЬМ Новая Зеландия

Брэбхэм

1967

33 года 254 дня

Джэк БРЭБХЭМ Австралия

Купер

1959

33 года 293 дня

Кеке РОСБЕРГ Финляндия

Уильямс

1982

33 года 317 дней

Грэм ХИЛЛ Великобритания

БРМ

1962

33 года 317 дней

Алан ДЖОНС Австралия

Уильямс

1980

34 года 21 день

Альберта АСКАРИ Италия

Феррари

1952

34 года 143 дня

Фил ХИЛЛ США

Феррари

1961

36 лет 26 дней

Дэмон ХИЛЛ Великобритания

Уильямс

1996

38 лет 193 дня

Марио АНДРЕТТИ США

Лотус

1978

39 лет 8 дней

Найджел МЭНСЕЛЛ Великобритания

Уильямс

1992

40 лет 126 дней

Хуан Мануэль ФАНХИО Аргентина

Альфа-Ромео

1951

43 года 308 дней

Нино ФАРИНА Италия

Альфа-Ромео

1950

* Титул присвоен посмертно (Риндт погиб 5 сентября 1970 года во время практики перед "Гран-при Италии").