Газета Спорт-Экспресс № 175 (4755) от 7 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

7 августа 2008

7 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Завтра - открытие ОЛИМПИАДЫ-2008

Вчера корреспонденты "СЭ" побывали в Олимпийской деревне, где живут участники стартующих завтра Игр.

ПРОГНОЗ ОТ КАФЕЛЬНИКОВА И АНЕКДОТ ОТ ЛЕБЗЯКА

Сергей БУТОВ, Игорь РАБИНЕР

из Пекина

ЧЕМПИОН СИДНЕЯ-2000 ВЕРИТ В САФИНУ

Наступать на собственные грабли вчера мы были не намерены. В Олимпийскую деревню бригада "СЭ" почти в полном составе пыталась проникнуть еще накануне, однако потерпела фиаско. Совершив от главного пресс-центра марш-бросок в полном репортерском обмундировании по многокилометровому периметру Олимпийского парка, мы всякий раз натыкались на полное непонимание со стороны китайских гвардейцев, охранявших вход в обитель олимпийцев. Нас отсылали все дальше и дальше в обход, пока мы не набрели на главный вход в деревню, в которую нас, пешеходов, не пустили. Даже в открытую для доступа международную зону. Выяснилось, что туда можно попасть исключительно на журналистском шатле, отбывающем от... пресс-центра. Вот такие олимпийские дела.

Вчера с проходом в деревню проблем не было. Мы заблаговременно подали заявки (один из нас вообще значился в общем списке под ранним номером 7), сдали свои аккредитации, получив взамен дневной "вездеход", после чего с диктофонами наперевес ворвались в деревню. И, едва успев осмотреться, на полном ходу натолкнулись на Евгения Кафельникова. Олимпийский чемпион Сиднея, завидев наш настрой, даже не сделал попытки отказаться от интервью.

- Приехал сюда в составе телевизионной бригады НТВ Плюс, буду участвовать в освещении теннисного турнира, - рассказал Кафельников, который оказался в Олимпийской деревне Пекина на считаные минуты раньше нас. - Это моя основная работа. Но, конечно, хотелось бы посмотреть еще какие-то соревнования, поболеть за наших.

-Шамиль Тарпищев не просил вас оказать нынешним теннисистам сборной России какую-то консультативную помощь?

- Нет. У нас хороший профессиональный тренерский состав, который выполняет свои функции на "отлично". Так что смысла в подобных консультациях нет.

-С кем-то из спортсменов уже успели пообщаться?

- Пока нет. Сейчас как раз и планирую это сделать.

-В Сиднее вы жили в отеле, но почти все время проводили в деревне.

- Да, в гостинице только ночевал, днем же все время общался с нашими ребятами. Это было шикарное время.

-Такой режим для теннисиста, считаете, оптимален?

- Для меня - да. Потому что, как видим, это пошло мне на пользу. Сейчас Лена Дементьева поступила так же. Посмотрим: может, и у нее все сложится удачно?

-В Афинах-2004, помнится, одним из тренеров сборной должны были стать вы, но по каким-то причинам вам не оформили аккредитацию...

- ... и в Афины я вообще не полетел. Смотрел Олимпиаду из дома. Теперь же рад оказаться в Пекине, причем это мой первый приезд в Китай вообще.

-Уже почувствовали, что окунулись в особую олимпийскую атмосферу? И ощутили ли ностальгию по Сиднею?

- Безусловно, вспоминаешь, что было восемь лет назад. Но мое звездное время уже прошло. Я свое отыграл, считаю, на "отлично" - теперь пришло время других.

-От кого-нибудь из наших теннисистов и теннисисток ожидаете повторения вашего сиднейского результата?

- У девочек шансов больше, они могут побороться за золотые медали. Ребятам будет сложнее, потому что Надаль и Федерер - два явных фаворита.

-А чьи шансы среди российских девушек представляются вам наибольшими?

- В последнее время Динара Сафина играет хорошо. Думаю, она может реализовать свои амбиции на олимпийском турнире.

-В Пекине не сыграет ее брат Марат. Справедливо ли, по-вашему, что состав олимпийского теннисного турнира определяется до Уимблдона, в котором Сафин дошел до полуфинала?

- Жалко, конечно. После Уимблдонского турнира он по рейтингу проходил бы на Игры. Удачное выступление на Уимблдоне, думаю, вызвало у него эмоциональный подъем, и здесь это могло бы сказаться.

-Травма Марии Шараповой больно ударила по российской команде?

- Она вдвойне обидна оттого, что Шарапова имеет массу поклонников у нас в стране. Для них ее отсутствие в Пекине станет большим разочарованием.

-Насколько олимпийский турнир вообще поддается прогнозу?

- Нельзя сказать, что он полностью непредсказуем. Явные фавориты в мужском турнире налицо. Другое дело, что к Олимпиаде нужно серьезно подойти. Она бывает раз в четыре года, и многим может не представиться второго шанса в ней участвовать.

-Для вас олимпийский титул очень важен, некоторые же другие теннисисты утверждают, что Олимпиада второстепенна.

- Лукавят. Однозначно лукавят.

-По-настоящему понять ценность Игр можно, только попав на них?

- Именно так получилось со мной. Я, возможно, не отдавал себе отчета в том, что такое Олимпиада, до того, как первый раз оказался в Олимпийской деревне. Зато потом, особенно когда выиграл первый матч, она захватила меня целиком. Тогда начал понимать, насколько это нужно, причем не только стране, но и мне самому. Не будь олимпийского золота, я бы для себя не определил до конца, удачно сложилась моя спортивная карьера или нет. А после Сиднея могу однозначно ответить - "да".

ЧЕМПИОНЫ ПО СДАЧЕ ДОПИНГ-ПРОБ

Олимпийская деревня по-пекински - это такой нехилых размеров микрорайон, со всех сторон окруженный тройной (!) железной решеткой, где на каждом шагу расставлены крайне неразговорчивые солдаты. Отсутствие колючей проволоки следует воспринимать как приятную неожиданность.

Впрочем, вид деревни снаружи совершенно не отражает общей идиллической атмосферы внутри ее. Никакие фотографии не смогут передать сумасшедший грохот цикад, заполонивших деревья. Которых, к слову, здесь великое множество. Четыре года назад в Афинах деревня напоминала выжженную землю - ни травинки, ни кустика. В Пекине же помимо зелени есть фотосалон, парикмахерская, масса интернет-кафе, салон мобильной связи, банк, авиакасса и даже зона обучения китайскому языку. Правда, пока в этом не оснащенном кондиционерами помещении сиротливо потеют волонтеры. Зато гудит официальный олимпийский бутик, где в особом ходу плюшевые талисманы Игр. Цены умеренные. Скажем, за футболку с логотипом просят 130 юаней (около 20 долларов). По олимпийским меркам это действительно недорого.

Есть в деревне и свой пресс-центр, в котором даже начались пресс-конференции. И не беда, что их герои большого интереса пока не вызывают - сборную Японии по тяжелой атлетике вчера сосредоточенно слушали целых два репортера, один из которых, готовы поспорить, их пресс-атташе.

Дома, в которых живут олимпийцы, стоят в несколько рядов. Российская делегация заняла целиком два таких 6-этажных строения мышиного цвета. Промахнуться мимо них невозможно - триколоры и Чебурашки, которыми художественно облагородили здания, видны за версту. По соседству с россиянами, если кому интересно, живут шведы, азербайджанцы, казахстанцы и даже австралийцы.

На лужайке перед домом под большим зонтом сидела веселая компания в лице главного тренера женской сборной по тяжелой атлетике Солтана Каракотова и Владимира Сафонова, личного наставника двукратной чемпионки мира Оксаны Сливенко.

- Мы здесь не столько тренируемся, сколько допинг-пробы сдаем, - махнул рукой Каракотов. - Такое впечатление, что не на Олимпиаду приехали, а на соревнование, кто больше проб сдаст. Тогда нам, конечно, равных не будет. У девчонок за 4 дня по 10 проб взяли!

До штаба делегации, который представлял собой нашу конечную цель, добраться мы не могли долго. Едва пообщались с тренерами тяжелоатлетов, как сзади раздался громкий смех и послышался знакомый голос. Даже не оборачиваясь, стало ясно, что принадлежит он главному тренеру российской боксерской дружины. Александр Лебзяк не был бы Лебзяком, если не начал бы со свежего анекдота:

- Корреспондент спрашивает боксера: "Зачем вам голова?" Боксер отвечает: "Для адекватного восприятия окружающей действительности". Корреспондент: "Чего-о?!" Боксер: "Извините, пошутил".

Балагуру Лебзяку предстоит олимпийский дебют в роли главного тренера. Но ни нервозности, ни желания поплакаться в чью-либо жилетку в его поведении, как видите, нет.

- Все живы-здоровы, - отрапортовал Лебзяк. - Команда в полном составе уже здесь. Прилетели из Владивостока заранее, потому что с первого же дня турнира начинаются предварительные бои, и надо было адаптироваться. Смысла лететь группами не было.

-Ну и что, адаптировались?

- Да. Ложимся и встаем в нормальное время, к влажности и жаре тоже привыкли. Здесь, может быть, несколько жарче, чем во Владивостоке, но климат, в сущности, тот же. Поэтому идея сбора на Дальнем Востоке, считаю, себя оправдала. Полностью устроили нас и условия в деревне.

-Крайне неприятный инцидент, который произошел во Владивостоке с находящимся ныне под следствием и в больнице Романом Романчуком, не повлиял на моральное состояние команды?

- По внешнему впечатлению - нет. По крайней мере сделано все, чтобы этого не произошло. Кстати, Романчук и сам получил достаточно серьезные повреждения, которые в любом случае ставят под вопрос продолжение им спортивной карьеры.

ВОЛОНТЕРЫ ЗАГОВОРИЛИ ПО-РУССКИ

-Где тут начальник сидит? - спросили мы по-русски китайского волонтера.

- Направо и еще раз направо, - последовал ответ.

Заинтригованные и сбитые с толку мы вломились в кабинет дежурного по оперативному штабу российской делегации, которым вчера был Лев Кофман. И сразу поняли, почему штаб именуют именно оперативным, и никак иначе.

- Вы попали в самое сердце российской делегации, - сразу расставил все точки над i Лев Борисович. - У нас здесь работы невпроворот, но я вам сейчас все покажу и расскажу.

После чего собрал со стола три своих одновременно звонивших телефона и поднялся навстречу.

- Наши олимпийцы живут в одно- и двухместных номерах. По трое не живет никто. Мебель скромная, но функциональная. Это лучше, чем наоборот. Очень близко, фактически за углом, расположен пункт питания на 150 мест, который работает круглосуточно. Мы специально выбрали дома поближе к нему, чтобы не совершать долгие прогулки к центральной столовой. Кухня разная, есть европейская, есть с китайским уклоном. Главное, что есть выбор. Спортсменам есть чем заняться и в свободное время. Они могут пойти поплавать в бассейне или сходить в международную зону, где есть фитнес, множество настольных игр и компьютеров.

-У нас к вам только один вопрос: у нас галлюцинации или волонтеры в штабе говорят по-русски?

- А, не обращайте внимания. Ребят мы взяли с филологического факультета пекинского университета. Они там уже 3 - 4 года русский язык учат.

- Это одна из лучших, если не абсолютно лучшая деревня за всю историю Олимпиад, - подтвердил chef d'emission Владимир Васин, олимпийский чемпион Мюнхена-72 по прыжкам с трамплина. - Я могу позволить себе так говорить, так как в разных качествах присутствовал на всех летних Играх начиная с 1964 года. Она отвечает абсолютно всем требованиям к нормальной жизни участников Игр.

По пути на улицу встретили теннисистку Светлану Кузнецову. Она мило улыбнулась, но, узнав, что мы из газеты, юркнула в лифт, сославшись на желание поспать. Ей явно было не до разговоров, все силы отняла акклиматизация.

Наконец, выйдя на улицу, мы увязались за президентом российской велофедерации Александром Гусятниковым, который вызвался показать нам олимпийские квартиры. Кстати, велосипедисты жить в деревне поначалу не собирались, однако из-за опасений, что заорганизованность хозяев Игр помешает команде нормально добираться до объектов и тренироваться, Гусятников принял решение о переезде.

Об убранстве олимпийского подъезда особо рассказывать нечего - штукатурка белая, перила коричневые. Куда интереснее интерьер самих квартир. Спортсменов селят целыми блоками из нескольких комнат. В блоке два туалета, душевая и общий холл, который предназначен не столько для коллективного просмотра телевизора (таковые в отличие, допустим, от Сиднея есть в каждом блоке), сколько для общих собраний. Очень компактно, удобно и достаточно уютно. А что еще требуется от временного жилья?